В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Местное самоуправление - это право, а не обязанность Назад
Местное самоуправление - это право, а не обязанность
Марина КОЛБАСИНА Местное самоуправление - это право, а не обязанность Ровно год назад в России кипели страсти по созданию нового представительского органа - Общественной палаты. Треть ее членов была назначена лично В.В.Путиным, треть избрана 42-мя назначенцами, а еще 42 выбраны в регионах. С 1 января этот орган народного доверия приступил к работе. И вот девять месяцев позади, срок, прямо скажем, символический. Три дня работы Общественной палаты на сентябрьском пленарном заседании завершились достаточно резкими заявлениями. О том, к каким выводам пришли члены этого влиятельного органа по важнейшим вопросам сегодняшнего дня, рассказывает член Общественной палаты от Республики Саха (Якутия) Валентина Ивановна Кириллина. Общественная палата состоялась Накануне пленарного заседания состоялся "круглый стол", на котором члены Общественной палаты проанализировали собственную деятельность и определили планы на будущее. Было сложно, потому что им все приходилось делать впервые: создавать комиссии и рабочие группы, определять круг важнейших проблем в государстве, где Общественная палата могла бы сказать свое веское слово, ведь, в конце концов, она и создана была для того, чтобы налаживать диалог между обществом и властью в самых болевых точках. Ждать многого за это время нельзя, но примеры вмешательства палаты в конфликтные ситуации уже есть, причем с положительными результатами. Это дело рядового Сычева, отстаивание позиции по поводу Байкала, защита интересов жителей Бутово... Причем решение социальных проблем не является задачей палаты, но и остаться в стороне от этих вопиющих фактов было нельзя. Еще одно достижение - вступление в Международную ассоциацию экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭССИ), в которую входят 50 стран. России есть чему у них поучиться, ведь, например, во Франции Экономический социальный совет существует с 1946 года, и все значимые для жизни страны решения принимаются только после специальных общественных слушаний, на которых гражданское общество координирует их со своими интересами. Безусловно, говорить о наличии развитого гражданского общества в России пока рано, но создание такого инструмента, как Общественная палата, - свидетельство того, что мы находимся на правильном пути. Так что общее мнение участников "круглого стола", прошедшего в рамках пленарного заседания, - Общественная палата состоялась. Не обошлось и без обсуждения проблемных вопросов, которые в основном касались условий работы членов палаты. О проблемах членов палаты от регионов говорила Валентина Кириллина. Согласно закону, из федерального бюджета им оплачиваются проезд и проживание только на пленарные заседания и заседания комиссии, в которую входит член Общественной палаты. Возможность же участия в деятельности рабочих групп и других комиссий, слушаний и коллегий в министерствах, "круглых столах" - проблема самого члена Общественной палаты. А ведь там, как правило, обсуждаются жизненно важные вопросы. Здесь необходима поддержка в оплате проезда и командировочных расходов члена Общественной палаты именно регионов, так как прежде всего регион должен быть заинтересован в постановке конкретных актуальных вопросов своим представителем в этом влиятельном органе. Остановилась Валентина Ивановна в своем выступлении и на исполнении палатой собственных документов, профессиональной этике ее членов, приведя в пример общественные слушания, проведенные весной этого года. Нужна грамотная муниципальная политика В первый день пленарного заседания в центре внимания была муниципальная реформа. Это объясняется тем, что исполнение 131-го федерального закона на практике столкнулось с огромным количеством сложностей - от финансовых до кадровых. Председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления В.Глазычев отметил, что нередко средства в регионы приходят или со значительным опозданием, или меньше, чем положено, или вообще не поступают. По мнению экспертов, для полновесного внедрения ФЗ No131 на первом уровне МСУ (поселения - муниципальные районы) в этом году требовалось около 300 миллиардов рублей, но из федерального бюджета было выделено лишь 15 миллионов, на деле же в первом полугодии не поступило ни копейки. В результате, как отметил В.Глазычев, "ширится поток отказов от МСУ на первом, поселенческом уровне, с передачей полномочий обратно, на уровень муниципальных районов". Эти утверждения не голословны, прежде чем вынести данный вопрос на пленарное заседание, комиссия провела выездные заседания и слушания в пяти федеральных округах, сделала анализ сотен писем в адрес Общественной палаты РФ от глав местных администраций и депутатов, пяти сотен публикаций в Интернете. Возможность подготовиться имели и члены Общественной палаты, материалы предстоящего пленарного заседания были им высланы еще летом. Жизнеспособность малых поселений в абсолютном большинстве случаев проблематична. Даже при условии оставления всех налогов на месте собственных средств недостаточно для нормальной деятельности муниципального образования. Существующие внебюджетные отношения необходимо менять. Не нужно бояться давать региональным властям и муниципальным образованиям права по реализации этого закона. С предложением определиться с земельным налогом и кадастровой стоимостью земель сельскохозяйственного назначения выступила на заседании член палаты от нашей республики Валентина Кириллина. Пора решить вопрос о межселенных территориях, детализировать полномочия органов МСУ в области культуры. Эти вопросы предварительно были обсуждены ею с Департаментом по взаимодействию с территориальными органами исполнительной власти и муниципальными образованиями Администрации Президента и Правительства РС(Я). Законодатель переоценил экономические и человеческие ресурсы малых поселений. Для того чтобы муниципальная политика стала грамотной в масштабах всей страны, нужна стратегия территориального развития России на ближайшие 20 лет, убеждены члены Общественной палаты. Кроме того, формирование муниципалитетов на глубоко депрессивных территориях, а таких в России большинство, имеет "крайне неприятные последствия". Для значительного количества муниципальных образований формирование местного самоуправления не обеспечено их возможностями. Потому необходимо понять, что практическому внедрению ФЗ No131 необходимо придать избирательность. Есть регионы, для которых и вместе с которыми необходимо отработать совершенно специфические модели реализации общего принципа местного самоуправления. Есть села, поселки и малые города, где еще нет реальных ресурсов для эффективного самоуправления, и навязывать им его унитарную модель недопустимо. На заседании поднимались вопросы о борьбе городов за статус городского округа, что могло бы дать им частичную экономическую автономность и право на прямые субсидии из региональных бюджетов, о сложностях взаимоотношений поселений и районов, об ущемлении бюджетов крупных городов, конфликтах между региональными властями и властями региональных столиц, которые приобрели в последнее время особую остроту, о внедрении МСУ на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера, о статусе муниципальных изданий. Общей проблемой для всех уровней местной власти является кризис в системе ЖКХ, который везде так жесток, что самоустранение государства от ответственности за передачу полномочий местному самоуправлению неприемлемо, считают члены Общественной палаты. Эта проблема должна быть переведена из зоны публицистики в сферу прямой ответственности государства, необходимо сформировать национальную программу оздоровления ЖКХ на основе широкой экспертной проработки. Конечно, радикально пересматривать идеологию ФЗ No131 не время, есть необходимость вносить поправки не только в него, но и корректировать Бюджетный, Налоговый, Земельный, Водный, Градостроительный и Жилищный кодексы. Главное, что нужно понять сегодня: местное самоуправление целесообразно трактовать как право, а не как обязанность. Чтобы разобраться в существующих проблемах, члены Общественной палаты внесли предложение сформировать Совет по местному самоуправлению при Президенте РФ, а также разработали ряд рекомендаций, отправив их органам госвласти. Российское здравоохранение признано не отвечающим Конституции РФ Актуальным и своевременным назвал рассмотрение состояния отечественного здравоохранения на пленарном заседании Общественной палаты председатель комиссии по вопросам здравоохранения Л.Рошаль. А ведь эти вопросы - предмет национальной безопасности. По-прежнему высокой остается младенческая и детская смертность, наблюдается рост болезней "социального неблагополучия" (туберкулез, наркомания, алкоголизм и др.). Ухудшаются показатели здоровья населения, обостряются проблемы доступности и качества медицинской помощи. "Сегодня государство фактически не гарантирует населению бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях, что является прямым нарушением статьи 41 Конституции РФ", - заявил Л.Рошаль. Серьезный удар по муниципальному здравоохранению нанесли 122-й и 131-й законы, убеждены члены Общественной палаты. Они привели "к огромной диспропорции в оказании помощи населению в зависимости от региона проживания. Закрываются специализированные отделения ЦРБ, больные направляются в областные учреждения", - возмущался председатель комиссии. В результате за последние пять лет в здравоохранении не улучшился ни один показатель. По мнению Л.Рошаля, "неблагополучное состояние в этой сфере перерастает в серьезную национальную проблему. И хотя национальный проект "Здравоохранение" поможет в какой-то степени решить накопившиеся вопросы, но он, к сожалению, не имеет долгосрочной концепции развития здравоохранения". Пора обратить внимание и на состояние отечественной медицинской промышленности, проблему подготовки кадров. Причины такого положения, считает председатель комиссии Общественной палаты, в неэффективной политике Министерства здравоохранения и социального развития РФ, поэтому его нужно разделить на два ведомства, одно из которых будет чисто медицинским. "У министерства отсутствуют четкие цели и комплексная программа действий по выходу из кризиса, - заявил Л.Рошаль.- Имеются лишь шараханья из стороны в сторону". Его поддержал Лео Бокерия, отметив, что Минздрав и соцразвития фактически игнорирует инициативы и предложения Российской Академии медицинских наук. "В нацпроекте есть много недоработок, в результате которых, например, взрыв негодования перекрыл радость повышения зарплаты", ведь в министерстве при разработке проекта забыли многих специалистов, относящихся к первичному звену. К тому же в результате этой "реформы" зарплата участковых медсестер оказалась выше зарплаты квалифицированных врачей с многолетним стажем. Есть и еще вопросы, например, почему диспансеризация работающего населения начинается с 35 лет, а заканчивается в 55? У нас что, до 35 и после 55 лет люди не работают? Есть неразбериха в определении места врачей общей практики в структуре государственного российского здравоохранения. В результате продолжительной дискуссии Общественная палата признала состояние российского здравоохранения неудовлетворительным и не отвечающим положениям Конституции РФ, потребностям населения страны и рекомендовала правительству воссоздать Министерство здравоохранения, укомплектованное преимущественно медиками, а не чиновниками, разделив возглавляемое Михаилом Зурабовым Минздравсоцразвития на два ведомства - Министерство здравоохранения и Министерство соцразвития. Среди рекомендаций Общественной палаты - ликвидация регионального неравенства, сохранение Российской Академии медицинских наук, признание наличия квот на дорогостоящее лечение противоречащим Конституции РФ, необходимость законодательно закрепить 25%-ю надбавку к зарплате сельских медработников и медработников труднодоступных территорий, льготы по предоставлению субсидий на строительство жилья и оплату жилищно-коммунальных услуг и другие. Решить задачи по укреплению здоровья нации и оптимизации демографической ситуации в стране невозможно без диалога власти и гражданского общества. Только общественная экспертиза инициатив правительства поможет получить власти тот кредит народного доверия, без которого трудно рассчитывать на успех. Справиться с этим может Общественная палата. "Якутия", 10 октября 2006 год

09.11.2006
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/100/publications/480

Док. 445845
Перв. публик.: 09.11.06
Последн. ред.: 19.05.08
Число обращений: 232

  • Кириллина Валентина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``