В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как не упасть лицом в салат Назад
Как не упасть лицом в салат
Среди вереницы январских праздников с недавних пор затесался и новый, ещё непривычный для россиян, имеющий прямое отношение к "Вечёрке" и другим СМИ столицы Урала, - День российской печати. Почему непривычный? Наверное, потому, что и сама пресса в её новом качестве - в условиях свободы слова - для граждан нашей страны до сих пор в диковинку. Как и сама свобода слова. Все вроде бы признают, что она нужна в нормальном цивилизованном обществе. Но в каком виде? Нужны ли ей границы, чтобы свобода не превратилась в карнавал вседозволенности, и если нужны, то где они должны проходить: в сфере морально-этической или, не дай бог, опять на поле идеологии? Кануло ли в Лету проклятое понятие "запрещённая тема", или слухи о его смерти сильно преувеличены? И самое главное - как обеспечить независимость прессы в условиях "диктатуры рынка"? Мы попросили поделиться своими соображениями на этот счёт руководителя рабочей группы по развитию информационного общества Общественной палаты РФ, председателя Уральского окружного комитета Медиа-союза России Елену ДЬЯКОВУ, воспользовавшись датой праздника как поводом.
Журналистика смещается... в ЖЖ?
- Елена Григорьевна, за двадцать лет, прошедших с начала эпохи гласности, российская пресса прошла очень трудный и болезненный путь, совершив резкий рывок из состояния полной подконтрольности государству в состояние абсолютной свободы слова, которая в 90-е годы приняла несколько хаотический характер. Скажите - как человек, многие годы возглавляющий Уральский окружной комитет "Медиасоюза": какие изменения на этом пути вы считаете самыми важными?
- За эти двадцать лет изменилась не только пресса. Произошли радикальные, я бы даже сказала, революционные изменения в информационном пространстве, в котором существуют все традиционные средства массовой информации. Я имею в виду появление и широкое внедрение в жизнь информационно-коммуникационных технологий, и прежде всего - Интернета. В ситуации, когда 25 миллионов жителей страны, то есть фактически уже каждый пятый-шестой человек, являются пользователями Интернета, изменяется и представление о том, что такое "свобода слова", и о том, в чём должно состоять медиаобразование граждан, какими навыками и умениями они должны обладать для жизни в новом информационном обществе. Из ситуации дефицита информации общество попало в ситуацию её избытка. Главной задачей становится не столько получение информации, сколько умение отфильтровать нужную от ненужной и критически подойти к содержанию того информационного потока, который ежедневно обрушивается на наши головы и в котором в буквальном смысле слова можно утонуть.
- Хорошо известно, насколько трудно сейчас издавать газету. Трудно найти стартовый капитал, но ещё труднее удержать издание на плаву в течение длительного времени, а удержав - сохранить верность изначальной концепции. Очень часто редактор вынужден в своей информационной и идеологической политике ориентироваться не на читательскую аудиторию, а на того, кто оплачивает работу издания...
- Вы знаете, в каком-то смысле эти проблемы вечные. И высокая "входная плата" за попадание на рынок прессы, и необходимость проводить определённую идеологическую линию, сочетая при этом интересы владельца и интересы аудитории, - все эти вопросы приходится решать любой газете с тех пор, как печатные СМИ из элитарных, рассчитанных на узкий круг "просвещённой публики", превратились в массовые. В любой книге по истории и теории журналистики об этом говорится много и подробно. Это с одной стороны. А с другой... Сейчас у газет появились совершенно новые конкуренты. Например, такие, как авторы личных дневников-блогов, прежде всего в "Живом Журнале", среди которых есть так называемые "тысячники". Число читателей таких блогов доходит до 30-40 тысяч, то есть вполне сравнимо с тиражом большой городской газеты. Кстати, отечественный сегмент "Живого Журнала", по общему мнению, резко отличается от своих зарубежных аналогов именно высоким уровнем авторов и повышенным интересом к общественно-политическим сюжетам. В этих условиях газетам приходится конкурировать за читателя не только между собой, но и с самыми разнообразными формами интернет-изданий, которые зачастую и оперативнее, и интереснее.
- Так, может быть, печатные СМИ и профессиональная журналистика вообще скоро станут не нужны?
- Ну, такие прогнозы делаются с тех пор, как у газет появился первый электронный конкурент - радио. Тогда тоже много говорили о том, что теперь газеты станут не нужны, потому что всю необходимую информацию можно будет получить из радиоприёмника. Да, газетам пришлось измениться, и достаточно сильно, потому что радио взяло на себя функцию оперативного информирования о текущей ситуации, которую, кстати, успешно выполняет и до сих пор. Но печатные СМИ не только не исчезли, а, наоборот, пережили очередной расцвет. Так и сейчас: да, тиражи газет падают. Но падают "бумажные" тиражи, а вот число подписчиков "электронных версий" любимых газет во всём мире, наоборот, растёт. Другое дело, что на вызовы информационной революции СМИ отвечают по-разному, и успех издания во многом зависит от того, в какой мере оно учитывает эти вызовы в своей работе. Кстати, в Екатеринбурге сектор печатных СМИ постоянно растёт. Как показал конкурс "Пресса года", который уже десятый, юбилейный раз провела Библиотека главы Екатеринбурга, за десять лет их количество увеличилось примерно в два раза, причём они становятся всё более интересными и профессиональными.
- Сейчас принято жаловаться на то, что современная журналистика во многом утратила чувство социальной ответственности...
- Я убеждена, что это не так, о чём, например, свидетельствуют результаты Открытого конкурса на лучшее освещение СМИ УрФО реализации приоритетных национальных проектов, в котором активно участвовали и екатеринбургские средства массовой информации. В целом окружные конкурсы, которые проводятся под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в УрФО Петра ЛАТЫШЕВА, показывают рост числа конструктивных и позитивных материалов в СМИ, а также материалов, носящих творческий, аналитический характер.
Губернаторов оценят по "индексу свободы слова"
- Елена Григорьевна, в какой мере занимается проблемами медиасообщества Общественная палата Российской Федерации, членом которой вы являетесь уже второй созыв? Есть ли конкретные проекты, цель которых - поддержка независимой прессы и защита права журналистов на свою гражданскую позицию?
- В Общественной палате с момента её формирования активно действует комиссия по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации, которую возглавляет известный журналист Павел ГУСЕВ. Среди её основных функций - как раз правовая защита журналистов, прежде всего региональных. В декабре прошлого года комиссия приняла решение создать центр юридической зашиты работников СМИ, который будет оказывать юридическую помощь журналистам в случае возникновения каких-либо споров и конфликтов. Кроме того, комиссия занимается разработкой "индекса оценки свободы слова в регионах", который планирует использовать для оценки работы губернаторов. Для этого создана специальная рабочая группа, в которую приглашены ведущие российские правозащитники, социологи и журналисты. Если говорить о печатных СМИ, то недавно комиссия успешно вмешалась в ситуацию, связанную с резким повышением стоимости почтовых услуг. Комиссия провела ряд слушаний в Государственной Думе, обратилась в Администрацию Президента РФ, и в результате первый вице-премьер Правительства России Дмитрий МЕДВЕДЕВ собрал специальное совещание, на котором было принято решение вернуться к прошлогодним ценам на подписку. Так что, как видите, работа ведётся, и работа большая.
- Вы возглавляете в Общественной палате рабочую группу по развитию информационного общества в России. С какой целью она создана?
- Наша рабочая группа подходит к проблемам свободы слова в несколько ином аспекте, хотя в центре нашей деятельности также стоит право на свободный доступ к информации для как можно большего числа людей. Одним из основных препятствий на пути реализации этого права сейчас является так называемый "цифровой раскол", то есть неравный доступ к современным информационным технологиям. И речь не только о физическом доступе, хотя, безусловно, и здесь "входная цена" для многих слоёв населения является весьма высокой. Речь идет ещё и об отсутствии соответствующих навыков и умений, и даже элементарном страхе перед новыми технологиями. В результате общество делится на "информационно богатых", активно использующих все возможности, которые предоставляют Интернет, компьютер и т. п., и "информационно бедных", которые от этих возможностей отсечены и, соответственно, ущемлены в своём праве на доступ к информации. Чтобы решить эту проблему, необходимы объединённые усилия государства, бизнеса и гражданского общества, и в этом смысле наша рабочая группа - это своеобразная площадка, на которой представители всех трёх вышеперечисленных структур вырабатывают оптимальные пути решения этой проблемы. Например, в деле преодоления уже упомянутого здесь "цифрового раскола" Уральский федеральный округ является одним из лидеров. В нём впервые в России началась реализация программы "Электронный гражданин", направленная на бесплатное обучение пользованию компьютером представителей социально незащищенных слоёв населения. Это, кстати, очень яркий пример сотрудничества общественности и органов власти в решении одной из социально значимых проблем, потому что инициатором внедрения программы в России стал комитет по информационным ресурсам администрации губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Другой интересный пример сотрудничества, на сей раз общественности и бизнеса, - Первая межрегиональная интернет-олимпиада для учащихся общеобразовательных учреждений, которую организовал и проводит один из ведущих операторов связи. Уверена, что примеры такого сотрудничества дальше будут только приумножаться, что пойдёт на пользу и власти, и бизнесу, и обществу.
-Что бы вы хотели пожелать нашим журналистам в связи с их профессиональным праздником?
- Сегодня журналисты находятся на острие важнейших проблем нашего общества, и от них во многом зависят и стабильность, и хорошее социальное самочувствие граждан. Хотелось бы пожелать им успехов в этом нелёгком творческом деле.

14.01.2008
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/96/publications/1016

Док. 445560
Перв. публик.: 14.01.08
Последн. ред.: 19.05.08
Число обращений: 141

  • Дьякова Елена Григорьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``