В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Без создания эффективной системы обучения муниципальных служащих реформа местного самоуправления обречена на неудачу Назад
Без создания эффективной системы обучения муниципальных служащих реформа местного самоуправления обречена на неудачу
Без создания эффективной системы обучения муниципальных служащих реформа местного самоуправления обречена на неудачу

В истории России успешные административные реформы можно пересчитать по пальцам. К словам о повышении эффективности работы госаппарата, преодолении разрыва между властью и обществом все давно привыкли и относятся с большим скептицизмом. Не секрет: как только слышишь о сокращении числа чиновников - жди разрастания управленческого аппарата. Последняя относительно успешная административная реформа в нашей стране проходила еще в эпоху индустриализации - тогда удалось хоть как-то "заточить" "госаппарат" под усложнившуюся структуру экономики. Вспомнить более свежие примеры не могут ни историки, ни чиновники.
Обречены ли мы на то, что чиновничий аппарат и дальше будет "государством в государстве", навязывая гражданам выгодную ему политику? Как выйти из этого тупика?
Конечно, можно и даже нужно искать причины на высших уровнях власти. Но, даже докопавшись до них, мы вряд ли сможем рассчитывать на серьезные изменения. Трагедией большинства "реформ сверху" было то, что даже самый передовой центральный аппарат не торопился искать союзников в деле преобразованиях на местах. А мысль о том, что жители в "глубинке" могут стать главными союзниками преобразований, вообще приходила в чиновничьи головы лишь однажды - во время Земской реформы 1864 года.
В сегодняшней России внимание чиновников и прессы сосредоточено на том, как будет выглядеть структура исполнительной власти после президентских выборов. Вопрос, конечно, не праздный, однако на самом деле - сугубо тактический. Без создания нормальной системы местного самоуправления на низовом уровне ждать серьезного повышения эффективности власти в России было бы наивно.
Мне могут возразить: мол, 1 января 2009 года окончательно вступит в действие муниципальная реформа, это и решит проблему. Но это не так.
Во-первых, реформа проектировалась в 2003 году, а на дворе уже 2008-й и с тех пор многое изменилось.
Во-вторых, воплощение реформы в жизнь сопряжено с множеством трудностей. Еще в 80-е годы XX века американские политологи, пытаясь понять значение советского термина "внедрение", стали переводить его как "пропихивание". Надо со всей откровенностью признать: шансы на то, что муниципальная реформа решит породившие ее задачи, сегодня не так велики.
В-третьих, на местах вообще мало кто профессионально подготовлен к новым реалиям, вступающим в силу с реализацией 131-го закона. Низкая квалификация чиновников - одна из хронических болезней российского аппарата.
Чтобы избежать наступления после Нового года паралича муниципальной системы управления, необходимо уже сегодня предпринять целый ряд экстренных шагов.
Первый из них - повышение квалификации работающих в системе МСУ специалистов. Формально существует целый ряд ведомств для повышения их квалификации - ведомственные академии Минрегионразвития, система Российской академии государственной службы, региональные вузы. Но они сегодня не могут справиться ни с точки зрения качества обучения, ни с точки зрения пропускной способности. Сегодня на муниципальной службе состоит около 300 тысяч человек, еще около 100 тысяч вакансий пока не заняты. По заявкам регионов переподготовки требуют 1000 тысяч муниципальных служащих ежегодно! Но нужно ли всем муниципальным служащим начинать карьеру с дипломом Академии? Необходима единая система подготовки и переподготовки муниципальных служащих по конкретным потребностям их должностных обязанностей. Можно вспомнить о советском опыте университетов марксизма-ленинизма без отрыва от производства. И карьерный рост может быть обусловлен усердием в обучении. Система переподготовки должна быть построена таким образом, чтобы через нее в год проходило не менее 100-150 тыс. человек. Только в этом случае у нас появится через 3-4 года необходимое число специалистов, которым можно будет доверить муниципальное хозяйство.
Вторая задача, решения которой общество должно потребовать от государства - пересмотр подходов к проблемам МСУ. Статью 12 Конституции РФ о том, что муниципальная власть не является государственной, чиновники трактуют по-своему, считая МСУ "недовластью". В этом легко убедиться, анализируя, кто занимается взаимодействием с МСУ на местах и в центре. В администрациях субъектов это, как правило, не самый авторитетный председатель комитета, редко - вице-губернатор. На федеральном уровне - департамент в Минрегионразвития, курируемый заместителем министра. По всем бюрократическим законам - отнюдь не самый интересный и престижный кусок работы. Дело несколько сдвинулось с созданием Совета по развитию МСУ при Президенте РФ. Совет может взять на себя координацию развития МСУ, а значит, помочь гражданам осознать свою ответственность, вовлечь их в работу по развитию страны, помочь создать систему обучения и переподготовки кадров.
Третий вопрос - повышение престижности муниципальных чиновников. На прошлой неделе в ходе встречи Владимира Путина и Дмитрия Медведева с представителями Госдумы идея создания "культа чиновника" подверглась справедливой критике. В то же время участники встречи признали, что популяризация работы управленцев необходима. Инструменты для этого широко известны - от организации регулярных прямых линий с гражданами до телесериалов. Дело лишь за политической волей.
Вовлечение граждан в занятие обустройством и сохранением своей среды обитания, профессиональное обучение муниципальных служащих, координация этих процессов с реальным изменением места МСУ в жизни, развитием гражданского общества и государства - все это будет хорошим подспорьем для выстраивания нормальной и эффективной системы местного самоуправления. Можно напомнить, что еще в средние века именно появление городского самоуправления после "коммунальной революции" стало важнейшей предпосылкой для развития ведущих европейских стран.

18.03.2008
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/181/publications/1036

Док. 445462
Перв. публик.: 18.03.08
Последн. ред.: 16.05.08
Число обращений: 124

  • Давыдов Леонид Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``