В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Загадочная русская душа, а не водка и валенки мешают иностранным менеджерам общаться с русскими Назад
Загадочная русская душа, а не водка и валенки мешают иностранным менеджерам общаться с русскими
Загадочная русская душа, а не водка и валенки мешают иностранным менеджерам общаться с русскими
У иностранцев меняются стереотипы в отношении россиян. Хотя менеджеры больше не считают русских алкоголиками, теперь их пугает неуправляемость наших соотечественников, их излишняя эмоциональность, пессимизм и то, что дружбу они ценят дороже денег.

"Три года назад, когда я впервые отправлялся в Россию, меня предупреждали, что русские много пьют, - вспоминает немец Оливер Эллер, генеральный менеджер отеля Ritz-Carlton Moscow. - Поэтому не удивился, когда на первом же деловом обеде обнаружил на столе водку". Как ему советовали в Германии, Эллер начал вместе со всеми опрокидывать рюмку за рюмкой, пока его российский коллега не шепнул ему на ухо, что пить вовсе необязательно и водка "не главный аргумент в решении проблем". До прибытия в Россию у него, как и у многих его западных коллег, было убеждение, что россияне ленивы, не блещут образованием и много пьют.

"Мы давно перестали удивляться тем предубеждениям и стереотипам, с которыми иностранцы приезжают в нашу страну, - говорит Ирина Горбулина, президент Российской академии бизнеса и предпринимательства. - В первую очередь в их представлении российский бизнесмен, если он успешен, обязательно коррумпирован, не знает, что такое рыночная экономика и, скорее всего, уже в европейском деловом костюме, однако валенки, берданка и бутылка водки всегда спрятаны у него где-то в кабинете".

Заметные иностранцам перемены скорее внешние. "Еще пять лет назад было ощущение, что Россия - страна закрытая. Сейчас - нет, - размышляет англичанин Кристофер Грэм, генеральный директор Education and Training International. - Внешние перемены фундаментальны, но изменений ментальных у россиян я не замечаю". По его словам, "загадочная русская душа" в бизнесе преподносит иностранцам много не вполне приятных сюрпризов. На его взгляд, склонность русских к алкоголю не проблема для бизнеса: "Русские же не приходят на работу пьяными".

Иностранцев гораздо больше, чем пристрастие к водке, смущают в русских их эмоциональность и склонность переносить свои переживания на работу. "К примеру, если ему босс говорит: ты опаздываешь, - это сразу создает напряжение, - говорит Грэм. - Для немцев и французов это обычный рабочий процесс. Русский воспринимает это в штыки: босс меня не любит".

"Российские сотрудники более склонны искать источники проблем в окружающем их мире, нежели в самих себе, и считать свою точку зрения единственно верной", - отмечает немец Бернхард Фонсека, вице-президент российского представительства Siemens. По мнению англичанина Грэма, пессимизм и негативизм - это еще одна большая проблема для россиян: "Русские часто говорят: я не буду этого делать, потому как это невозможно". В то же время в эмоциональности русских немец Эллер находит и положительные стороны: "В отличие, скажем, от Америки русские не расплываются в улыбке по поводу и без - здесь не принято делать хорошую мину при плохой игре. Эмоциональность помогает налаживать доверительные отношения".

Другая проблема, с которой сталкиваются иностранцы в работе в России, - неорганизованность российских специалистов. "В Европе и Америке существует стереотип, что русские - лентяи, - говорит Кристофер Грэм. - Это не так. Русские очень трудолюбивы. Они работают экстремально много, но при этом они довольно свободно распоряжаются своим графиком". "Российские сотрудники в работе менее привержены к строгому выполнению установленных правил и процедур, - отмечает Фонсека. - У них я замечал некоторую неравномерность темпа работы, в результате чего возникает повышенная нагрузка незадолго до крайнего срока выполнения задания. Однако это с лихвой компенсируется настроем не сдаваться ни при каких обстоятельствах, изобретательностью при решении задач в условиях ограниченного времени".

Смущает иностранцев и непунктуальность россиян. "Русские бывают порой просто непредсказуемы, - говорит Макс Гудброд, вице-президент правления Союза немецких предпринимателей в России. - Случалось, что российские коллеги вообще не приходили на встречу. Понять мотивы их поведения порой просто невозможно". Для себя это он объясняет тем, что русские не привыкли строить долгосрочных планов на годы, как это делают европейцы. Об этом пишет газета "Ведомости

16.05.2006
http://www.izvestia.ru/news/news107116


Док. 445347
Перв. публик.: 16.05.06
Последн. ред.: 16.05.08
Число обращений: 349

  • Горбулина Ирина Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``