В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гурий Марчук, академик: Амбиции и корысть разорвали связь времен Назад
Гурий Марчук, академик: Амбиции и корысть разорвали связь времен
Вновь взяться за перо меня побуждает
не только недавний 55-летний юбилей общества "Знание", президентом которого я избран и которому служу в этом качестве вот уже три года, но и те процессы, которые происходят
в нашем обществе
и государстве.
Не скрою, некоторые стороны нашей сегодняшней жизни тревожат и беспокоят. Однако как ученый, свыше 50 лет проработавший на развитие фундаментальной, оборонной и прикладной науки, видевший не только результаты блестящих мировых научных достижений, но и разочаровывающие неудачи, хотел бы сразу сказать уважаемому читателю, что являюсь оптимистом - верю в счастливое будущее нашей Родины и ее народа. И дело не только в том, что наши недра пока еще достаточно полны, а слой материальной и духовной культуры, на котором стоит страна, удалось хотя и с потерями, но сохранить, и он начинает постепенно прирастать.
Мои наблюдения за обществом в последние годы приводят к выводу, что большая часть моих соотечественников быстро учится понимать и ориентироваться в новых условиях. По многим признакам видно, что в этой школе жизни, несмотря на все глупости и пошлости, которые исходят не только снизу - от невежества, но и сверху - от власти, многие граждане научились с математической точностью проводить границы между добром и злом, добродетелью и пороком.
О стремлении
к знаниям
Есть старая житейская аксиома: отцы плохо понимают своих детей, их устремления и идеалы. Беру в руки только что вышедший российский статистический ежегодник и вижу, что число студентов, принятых в вузы страны за 1990-2001 годы, увеличилось в 2,5 раза. Эти цифры говорят о многом. Точно так же мои сверстники после Великой Отечественной войны, несмотря на трудности восстановительного периода, буквально хлынули в студенческие аудитории, создав в обществе уникальную духовную обстановку - жажду знаний. Такая ситуация была подготовлена объективной необходимостью перехода страны на мирный путь развития. Обществу и государству стали нужны фундаментальные знания о новой жизни.
Сейчас страна также решает непростые задачи восстановления и развития. Идет поиск новых знаний о месте и роли государства, общества, каждого гражданина в новом глобальном мире XXI века, ускоренное освоение новых технологий. Инновации буквально врываются в дверь каждого дома. Огромная потребность и тяга к знаниям тогда и сейчас поддерживают интеллектуальный потенциал и нравственный запас прочности российского общества на будущее. И это совпадение тенденций не может не радовать! Общество, его молодое поколение хочет учиться, больше знать, идти в открытый мир, счастливо устраивать свою и своих близких жизнь. Тяга к знаниям - это тяга к сохранению и продолжению жизни.
Конечно, я был бы безрассудным оптимистом, если бы закрыл глаза на индикаторы демографической ситуации, рост беспризорности и неграмотности детей. Да, все эти явления - реальность сегодняшней жизни. Они далеко не преодолены, а некоторые усугубляются. Однако за тягой молодежи к научным знаниям просматривается мощное в своей жизненной силе движение общества к оздоровлению, к истине и правде. Эта позитивная общественная тенденция особенно заметна на фоне довольно осторожного и даже критического отношения многих граждан к результатам проводимых реформ, к власти и ее институтам.
Угроза
невежества
Наше общество захлестнула волна некомпетентности и дилетантства. Радикальные реформы, ликвидация мобилизационной модели развития раскрепостили социальную инициативу. Но, к сожалению, бездумное разрушение или замалчивание вечных на все времена традиций и ценностей российского и советского общества и государства привели к хаосу и беспорядку. Вновь в который раз амбиции и корысть разорвали культурную связь времен. Потрясения оказались настолько фундаментальными, что на поверхность были подняты глубинные пласты невежества. В политике, экономике, общественной жизни стало возможным появление множества мошенников. Государство утратило или ослабило научные критерии анализа социальной реальности, и тонкий, трудно настраиваемый на фундаментальные научные критерии и интересы общества механизм выработки и принятия государственных решений был подменен примитивной политикой, в основе которой можно было увидеть личные и групповые интересы, верхоглядство, догматизм, глупость.
Воспользовавшись тем, что им вовремя со стороны общества и государства не был дан отпор, проходимцы, выдавая себя за экспертов и ученых, заполонили страницы сомнительных изданий, телеканалы и радиоэфир, оказались даже в министерствах и ведомствах. В ноябре 1998 года президиум Российской академии наук был вынужден создать специальную комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, для того чтобы дать отпор шулерам и наперсточникам.
К чести комиссии, в которую вошли авторитетные ученые - представители различных наук и ее председатель академик Э.П. Круглякова, она заняла активную позицию и успешно справляется со своей работой, особенно на ниве естественнонаучных знаний. Однако атаки на академию продолжаются. Некоторым "деловым" людям мешает принципиальная позиция академического сообщества. В ход идут все средства: слухи, запугивание, попытки снизить статус академии, отобрать здания, дорогостоящие приборы, сооружения, ухудшить и без того нелегкие условия труда и быта. Но я уверен, что главные трудности позади. Не удалось развалить академическое сообщество в 1991 году. Было бы безумием сейчас лишать страну академии - эффективно работающего инструмента фундаментальной науки, которая действительно превращается в реальную производительную силу и меняет мир вокруг каждого из нас.

Традиции
и опыт
Весь XX век был отмечен быстрым ростом фундаментального знания о мире. Государство и общество должны были выработать инструменты, каналы его усвоения и использования в практической деятельности. 1 мая 1947 года в печати было опубликовано обращение к интеллигенции группы ученых, общественно-политических деятелей и работников искусства с предложением о создании общества по распространению политических и научных знаний.
В своем выступлении на открытии учредительного собрания общества 7 июля 1947 года первый его председатель президент Академии наук СССР Сергей Иванович Вавилов говорил: "Какова же должна быть цель Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний? Весь ход истории нашей страны, все наши стремления ясно показывают, что было бы ошибочно ограничить деятельность нашего общества научной средой, специальными учеными объединениями. Не меньшей ошибкой, однако, было бы полагать, что общество, если пользоваться терминологией Н.Е. Жуковского, должно распространять нашу науку только для "простолюдинов". Наше общество должно быть проводником и посредником настоящих, высоких передовых научных знаний от специалистов к народу". Именно в этом направлении пропаганды инноваций, новых знаний и стала развиваться самая массовая в мире просветительская организация - Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, впоследствии общество "Знание".
К сожалению, в начале девяностых годов в процессе приватизации и внедрения рыночных отношений общество "Знание" понесло существенные материальные и кадровые потери. Многие отделения на местах лишились лекционных аудиторий и помещений для работы.
По существу, в то время реально встал вопрос о выживании организаций. Однако в абсолютном большинстве регионов они все же не погибли. Несмотря на все трудности, общество "Знание" России, в отличие от некоторых родственных организаций в странах СНГ и Балтии, сохранилось и продолжает действовать как общенациональная общественно-просветительская организация.
Сила
живого слова
Глубоко убежден, что все наши провалы и ошибки последних лет связаны с тем, что важные государственные и политические решения принимались без широкой социальной и научной экспертизы. Общество аккумулирует в себе огромный интеллектуальный потенциал: научный, культурный, духовный. Он заложен в памяти людей, овеществлен в их практике, в произведениях искусства, достижениях науки и техники. Каждый народ имеет свои исторические традиции, наследие культуры, искусства - именно общество хранит и передает эти ценности из поколения в поколение.
В эпоху бурного технического прогресса, глобальной социальной интеграции проблемы устойчивости, сохранения культурной идентичности и разнообразия, приобретают особое значение. Главным средством для научного осмысления и понимания происходящих сложных процессов является, конечно, живое общение. В институте, трудовом коллективе - это семинар, лекция, в масштабах страны - симпозиумы и конференции, в международном масштабе - научные съезды, конгрессы, рабочие группы ученых, объединенных общей идеей. Почему?
Не только потому, что человек общается там с нужными ему людьми, способными говорить на одном и том же профессиональном языке и понимать одни и те же проблемы, но прежде всего потому, что каждое выступление на таких форумах содержит освобожденную от всего второстепенного самую суть проблемы, ее квинтэссенцию. Когда лектор абстрагируется от деталей - излагает суть сложных проблем и добивается их понимания, это и есть высочайшее проявление интеллекта ученого. И какие бы сложные теории в будущем ни создавались, в умах крупных ученых они получают в конечном итоге такую простую трактовку, которая будет доступна широким слоям граждан в аудиториях общества "Знание".
В этом сила живого слова. Те страны, которые эффективно решают задачи передачи нового фундаментального знания, инноваций в массы быстро и без искажений, высокими темпами наращивают свои материальные и духовные, в конечном итоге, жизненные ресурсы.
Начавшийся XXI век, несомненно, будет временем достаточно быстрого роста интеллектуального потенциала человечества. Отсюда резко возрастает значение постоянного накопления и обновления фундаментальных знаний, непрерывного образования, проведения социальной экспертизы. Без этого невозможно дальнейшее цивилизованное развитие России. И я полагаю, что обществу "Знание", накопившему богатый практический опыт в просветительстве и образовании и перестраивающему свою работу в новых условиях, вполне по силам внести весомый вклад в решение этой благородной задачи.
http://www.pnp.ru/archive/11963014.html

Док. 445329
Перв. публик.: 11.04.03
Последн. ред.: 16.05.08
Число обращений: 319

  • Марчук Гурий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``