В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблема регионального информационного неравенства в России Назад
Проблема регионального информационного неравенства в России
02.05.2006, Региональная экспертиза No 21

Информационное неравенство в условиях глобализации представляется проблемой, которая требует комплексного и разностороннего решения в современной России. При этом неравенство проявляется не только в уровнях информатизации - между Россией и наиболее развитыми информационными державами, отдельными регионами, но и между различными социальными группами внутри страны.
Деятельность правительственных органов показывает, что данная проблема остается на повестке дня в современной России. Основные надежды на преодоление регионального информационного неравенства связываются с программой "Электронная Россия". Кроме того, в Государственной Думе находятся проект нового закона "Об информации, информатизации и защите информации".
В очередном опросе, проводимом ФРИП, экспертам предлагается обрисовать информационную картину в стране и регионах, а также дать оценку инициативам государственных органов в сфере информационной политики:

1. 1. Существует ли в Вашем регионе единое информационное пространство - с географической точки зрения? При этом, какие СМИ федерального и регионального уровня можно назвать общераспространенными с точки зрения покрытия территории телевизионным сигналом, распространения печатных СМИ? Какие СМИ имеют большое влияние, но оно в то же время сильно локализовано?
2. 2. Как решается проблема содержательного информирования граждан в Вашем регионе? Как и в какой степени жители Вашего региона информированы о политических событиях на федеральном уровне? В какой степени, на Ваш взгляд, информирована властная и деловая элита Вашего региона? Как Вы оцениваете полноту информирования о федеральной и региональной общественно-политической жизни, которую обеспечивают СМИ Вашего региона? Дефицит какой информации наиболее велик?
3. 3. На какой стадии реализации находится программа "Электронная Россия" в Вашем регионе? Каковы ее результаты? В какой мере данный проект может способствовать решению проблем информационного неравенства? Действуют ли в Вашем регионе федеральные и региональные программы, направленные на развитие информатизации? Привели ли они к конкретным результатам?
4. 4. Какие социальные и политические последствия имеет проблема информационного неравенства для жителей региона? Какие меры, с Вашей точки зрения, должны быть приняты для сглаживания информационных диспропорций?


Мнение эксперта:

Эксперт: Васютин Юрий Сергеевич (Орел)В Орловской области сложилось единое информационное пространство. Этому способствует удобное географическое расположение: близость от Москвы (300-400 км.), разветвленная сеть транспортных коммуникаций, относительно небольшая площадь (24,7 тыс. кв. км.) и пока еще высокая плотность населения.

Охват населения области трансляцией ОРТ и ТК "Россия" составляет 100 процентов. Передачи ГТРК "Орел" смотрят до 90% жителей области. Еще 7 телерадиокомпаний имеют локальный диапазон распространения телевизионного сигнала. Продолжается тен-денция сокращения числа проводных радиоточек.

В области действует широкая сеть печатных СМИ. Регулярно выходят более 70 га-зет общим тиражом около 600 тыс. экземпляров, в том числе 27 газет, учредителями (со-учредителями) которых является администрации области. Их разовый тираж составляет 110 тыс. экземпляров. Главную роль в информационном обеспечении населения играют ведущие областные ("Орловская правда" - 20 тыс. тираж, "Просторы России" - 14 тыс., "Поколение" - 6 тыс.) и 24 районные газеты (74 тыс.). Именно они и местные телерадио-вещательные компании обеспечивают полное, оперативное и объективное информирова-ние населения обо всех происходящих в области событиях, волнующих людей проблемах. В отдельных районах (как правило, наиболее удаленных от областного центра) на 100 жи-телей приходится 20 экземпляров районных газет. То есть информацией райгазет пользу-ется практически все население муниципальных образований.

После многолетнего сокращения тиражей, так называемых, центральных газет на-ступил период их стабилизации. В области получают "Комсомольскую правду" 4023 подписчика, "Аргументы и факты" - 3266, "Труд" - 1185, "Российскую газету" - 1090, "Известия" - 128. Подписка на такие солидные издания как "Коммерсант", "Независимая газета" исчисляется в десятках экземпляров. Это на 820 тысяч жителей области. При этом надо иметь в виду, что есть немало пользователей интернет-версиями этих газет.

Из вышеизложенного следует, что жители Орловской области имеют все условия для полной информированности о политических событиях как федерального, так и регио-нального уровня. В еще большей степени это относится к властной и деловой элите ре-гиона, которой доступны помимо указанных источников информации Интернет и другие виды мобильной связи.

Программа "Электронная Россия" в области реализуется. Выражается это в первую очередь в развитии мобильной связи, компьютеризации учебного процесса в школах, уве-личении числа пользователей Интернетом. Но именно в разнице ее реализации в городе и на селе наиболее наглядно проявляется информационное неравенство. Страдают от него жители малых и отдаленных населенных пунктов (в области более тысячи деревень, в ко-торых проживают до 10 человек, еще более 500 деревень имеют от 11 до 20 дворов). В большинстве этих населенных пунктах отсутствует даже проводное радио, туда редко приходят почтальоны, вследствие чего теряет смысл подписка на газеты. Единственным источником информации остаются два центральных телеканала. Но в их сводках новостей на первом месте информация с Ближнего Востока и т.п., а не реальное отражение ситуа-ции в стране. Русская деревня на экранах московского ТВ подается как дикая экзотика на фоне нищеты, пьянства и вырождения. Информация в электронных СМИ практически не имеет обратной связи.

Для преодоления этого неравенства необходима финансовая поддержка региональ-ных и районных СМИ, отмененная с 1 января 2005 года законодательством о монетизации льгот. Необходимо, чтобы центральные телеканалы стали подлинно общественными, т.е. представляли страну не в пределах "Садового кольца", а в разнообразии и противоречии интересов всех слоев общества.


21.04.2006 - 02.05.2006

http://www.frip.ru/newfrip/cnt/exp/reply?cexpid=23&crid=744&cpid=201&crtype=1

Док. 445281
Перв. публик.: 02.05.06
Последн. ред.: 16.05.08
Число обращений: 314

  • Васютин Юрий Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``