В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Маковский: Какой закон об интеллектуальной собственности нужен России? Назад
Александр Маковский: Какой закон об интеллектуальной собственности нужен России?
П. БАРДИН - 16 часов 35 минут. Заключительная часть "Разворота-2". Ксения Туркова, Павел Бардин в студии. Мы немножко с вами повеселились, а сейчас разговор пойдет уже серьезный. Будем разбираться с новым законопроектом - с 4-й частью Гражданского кодекса, который сегодня в первом чтении дума приняла. Сейчас Ксения расскажет об этом подробнее. А у нас в гостях сейчас Александр Маковский - первый заместитель председателя Совета Исследовательского центра частного права при президенте РФ, соавтор принципиально нового, о котором идет речь, законопроекта об интеллектуальной собственности. Сейчас дадим ему слово после того, как Ксения вкратце еще раз расскажет о том, в чем, собственно, дело.

К. ТУРКОВА - Добрый день.

А. МАКОВСКИЙ - Добрый день.

К. ТУРКОВА - Сегодня газета "Ведомости" написала, что эта самая 4-я часть Гражданского кодекса, которую приняли в первом чтении депутаты, заменяет все законы об интеллектуальной собственности и вызывает ужас у правообладателей и юристов. Вот что же в ней такого ужасного? Чем это все отличается от того, что есть сегодня?

А. МАКОВСКИЙ - Она вызывает ужас далеко не у всех юристов и далеко не у всех правообладателей. Очень часто этот ужас связан с тем, что люди, которые ужасаются, просто внимательно не смотрели, даже вообще не читали этот текст. Почему она не должна в принципе вызывать ужас? Прежде всего потому, что это не принципиально новый закон. Это то, что называется систематизацией, кодификацией действующего законодательства, когда вместо нескольких разрозненных законов создается систематизированный один акт с достаточно ясной структурой, с устранением внутренних противоречий, позволяющий легче его понимать, легче его применять. В этом главная цель кодификации законодательства всякого, в том числе, в данном случае гражданского. Поэтому страхи, они преувеличены. И мне кажется, то, что сегодня произошло в думе, оно очень показательно, потому что никто из разработчиков, и в администрации президента, я думаю, тоже этого не ожидал. За многие, наверное, даже месяцы это было голосование единогласное. 421 - "за", 0 - "против". Вы понимаете, что там же не только пропрезидентские фракции. И мне кажется, что это, в общем, довольно здравая оценка концепции этого проекта.

П. БАРДИН - Вы знаете, тем не менее, в статье в "Ведомостях", которая рассказывает о 4-й части гражданского кодекса, цитируется Драганов, который говорит, что много есть примеров противоречия в этой новой главе Гражданского кодекса международным соглашениям, к которым уже присоединилась Россия. И Драганов обещает сотни и сотни поправок. Вот вопрос: почему все-таки сегодня депутаты приняли законопроект в первом чтении, а не отправили на доработку? Связываете ли вы это с тем, что впервые законопроект представлял непосредственно Дмитрий Медведев?

К. ТУРКОВА - Который сравнил это с принятием конституции.

А. МАКОВСКИЙ - Я думаю, выступление Медведева на депутатов несомненно произвело впечатление и не только потому, что он один из ведущих политиков страны. Но есть еще второе очень существенное обстоятельство - он специалист в области права. Он цивилист, который преподавал гражданское право, который писал учебники, который имеет научные работы. То есть это не просто политик, это человек, который понимает эту материю. Естественно его выступление в этом отношении - какая-то гарантия для человека, не вполне сведущего в этой области. Поэтому я думаю, что это имело какое-то значение. Теперь по поводу вот этого множества противоречий и нескольких сотен поправок. Я бы очень хотел посмотреть на эти поправки и посмотреть конкретно на те противоречия, на которые мне укажут. Потому что то, что происходило за последние 7 месяцев, а проект реально опубликован уже 7 месяцев тому назад, он висит на множестве сайтов, в том числе на сайте Государственной думы, уже почти 2 месяца висит, даже больше немножко. То, что нам называют в качестве противоречий международным соглашениям, мы показываем на текст, что противоречий реальных нет, что это либо непонимание текста проекта, либо непонимание текста международного соглашения, либо неудачный перевод международного соглашения. Дело в том, что у нас есть международные соглашения, которые до сих пор не имеют аутентичного русского текста и даже хорошего официального перевода. А мы все-таки смотрели, старались работать с аутентичными текстами. Поэтому наверняка какие-то поправки с точки зрения каких-то расхождений отдельных с международными соглашениями могут быть предложены, но говорить, что будут сотни поправок, я думаю, это очень большое преувеличение.

К. ТУРКОВА - Вы знаете, для наших слушателей все-таки 4-я часть Гражданского кодекса - это что-то такое абстрактное. Не думаю, что им очень понятно, о чем идет речь. Вот если по полочкам разложить, что там нового? Какие есть какие-то моменты, которые нововведения, может быть?

А. МАКОВСКИЙ - Прежде надо сказать, что там вообще есть. Это большой проект, там 337 статей, наверное, несколько сот страниц текста. 200-250, может быть, страниц текста. Какие основные разделы этого закона? Прежде всего авторское право. Дальше - так называемые смежные права - это прежде всего права исполнителей, права производителей фонограмм, права телевизионного вещания на свои передачи, затем это группа патентных прав. Это права на изобретения, права на полезные модели, права на промышленные образцы. Затем это права на товарные знаки. Затем это права на наименования мест происхождения товаров. Вы знаете эту проблему почему один коньяк можно называть коньяком, а другой коньяк нельзя называть коньяком. Это зависит от того, из какого места он происходит, и какие права есть у производителей именовать его именно таким образом. Ну и если говорить о том, что там нового, то в этих разделах есть некоторые просто существенно новые нормы. Я очень коротко скажу, в каких направлениях. Прежде всего это все-таки защита прав автора. Потому что вся интеллектуальная собственность, кто бы ей ни занимался: производители, другие правообладатели, издатели, фабриканты дисков и т.д., но все-таки в основе всего лежит индивидуальное авторское творчество. Творчество авторское в широком смысле слова. Автор - тот, кто пишет, рисует и т.д., скульптор и прочее, тот, кто исполняет - он тоже автор, он автор исполнения, автор изобретения. Это группа людей, которые должны быть максимально защищены. Потому что если они не будут защищены, то всем остальным делать особенно будет нечего.

П. БАРДИН - То есть в новом законе об авторском праве, которым является 4-я часть Гражданского кодекса, права авторов будут защищены лучше, чем сейчас?

А. МАКОВСКИЙ - Лучше. Я могу вам сказать такую вещь. Во время последнего международного московского кинофестиваля была встреча вице-премьера Медведева с руководителями, ведущими деятелями, которые участвовали в этом кинофестивале. Именно был вопрос интеллектуальной собственности. И основной вопрос, который там был поднят, в частности его поднимал Михалков, был вопрос не о контрафактной продукции, не о том, что крадут в обществе, а о том, что его искажают. Прежде всего о защите от искажения. И вот проект сегодня содержит довольно жесткую норму в отношении неприкосновенности произведения, авторского, исполнительского произведения. Довольно подробные правила. В том числе правила в отношении того, что можно делать с произведением, на которое нет уже ничьих прав, автор умер, права наследников кончились и т.д.

П. БАРДИН - Простите за странный вопрос. А означает ли это конец постмодернизма?

А. МАКОВСКИЙ - В каком плане?

П. БАРДИН - В плане как раз искажения оригинальных авторских произведений путем создания на их основе нового произведения.

А. МАКОВСКИЙ - Если это переработка произведения, то, как всякая переработка, она требует согласия автора; если это пародия, то она, естественно, никакого согласия автора требовать не может, потому что тогда мы просто поставили крест на пародии.

К. ТУРКОВА - Скрытая цитата....

А. МАКОВСКИЙ - А если это такое искажение, которое извращает произведение, то вообще, если найдется тот, кто будет защищать автора после его смерти, а это может быть либо наследник, либо другие правообладатели, то такое искажение может иметь неприятные последствия для того, кто это сделал.

К. ТУРКОВА - Это правда, что к объектам интеллектуальной собственности будут отнесены доменные имена, чего нет практически нигде в мире?

А. МАКОВСКИЙ - Это правда. Я объясню сейчас коротко, почему. Вы понимаете, что это все-таки такая область, в которой, наверное, прежде всего важно мнение специалиста. Я себя таковым считать не могу. Но есть одна проблема, которая лежит на поверхности. Сегодня доменные имена - это объект права. И не только потому, что вы получили доменное имя, и вы считаете, что оно свое. Но сегодня существует продажа, то, что называем гражданским оборотом доменных имен. То есть они стали предметом гражданского оборота. В то же время это объект нематериальный. Значит право собственности как на вещь на него закрепить нельзя. Право собственности существует только на материальный объект. Если они продаются, какое право на них существует? Если кто-то это нарушает право на доменное имя, то несет он за это какую-то ответственность? Мы сейчас обсуждаем вопрос относительно киберсклотеров, которые регистрируют, вроде бы, десятки тысяч доменных имен, а потом тем самым препятствуют получению товарных знаков на какой-то товар, и это зарегистрированное доменное имя продают. Но ведь есть и проблема ущемления прав обладателей доменных имен тоже. И потом, я думаю, что эта история с киберсклотерами хотя реально существует, она все-таки в значительной мере преувеличена. В особенности после того, как будет действовать ГК, будут действовать правила о том, что обладатель доменного имени должен подтверждать все время пользование им. Если он десять тысяч зарегистрировал доменных имел, то он должен иметь 10 тысяч сайтов и их поддерживать - нелегкое занятие.

К. ТУРКОВА - Не приведет ли это к потере привлекательности ру-нета? Как опять же те же "Ведомости" написали, что просто не будут регистрировать.

А. МАКОВСКИЙ - А почему? Ведь никаких дополнительных финансовых последствий эти правила не привлекут. Они ничего не изменяют в существующих правилах регистрации. Государство не вторгается в эту сферу регистрации доменных имен, оно остается у тех же лиц и организаций, которые ими занимаются. Поэтому я не думаю, что это произойдет.

П. БАРДИН - 783-90-25 - это телефон для всех, кого волнуют вопросы авторского права и 783-90-26 - это телефон для тех, кто непосредственно работает с интеллектуальной собственностью и с авторскими правами.

К. ТУРКОВА - Возможно, есть какие-то вопросы.

П. БАРДИН - Может быть есть вопросы к нашему гостю.

К. ТУРКОВА - Но ты знаешь, я бы хотела все-таки обратиться к нашей теме, которую мы уже заявили - к теме изображений.

П. БАРДИН - Я напомню, как зовут нашего гостя и безусловно вернемся к теме изображений, с которой мы начали обсуждение этой темы. А гость наш сегодня - Александр Маковский - первый заместитель председателя Совета Исследовательского центра частного права при президенте России и соавтор 4-й части Гражданского кодекса нового законопроекта об интеллектуальной собственности. Изображения.

К. ТУРКОВА - Да, чуть-чуть попозже будем принимать звонки от наших слушателей. Все-таки хотелось бы узнать, что это за глава, которая позволяет запрещать публикацию изображений?

А. МАКОВСКИЙ - Это не глава, это статья. Но ее сейчас в этом тексте нет. Я не читал сегодняшний номер "Ведомостей", он лежит у меня в машине, я просто не успел его раскрыть. Но я подозреваю, что речь шла о возможных поправках в тот проект, который внесен. И скорее всего этот вопрос, этот случай был назван как предмет возможной поправки. Я понимаю, почему об этом шла речь - именно потому, что сегодня этой нормы в проекте нет, а она должна была бы быть.

П. БАРДИН - Я вам могу процитировать "Ведомости", раз вы не успели их прочитать. Вениамин Яковлев (это еще один соавтор закона) хочет защитить звезд от назойливых папарацци, и он намерен дополнить кодекс поправкой, которая запрещает публикацию произведений изобразительного искусства, включая фотографии, без согласия человека, который на них изображен. Даже если, например, Алла Пугачева сфотографирована в публичном месте, она получит право запретить выпуск тиража, - объясняет Яковлев.

К. ТУРКОВА - Вы считаете, что это целесообразно запрещать.

А. МАКОВСКИЙ - Я не думаю, что Леонид Федорович Яковлев так категорично имеет в виду запретить вообще все случаи публикации чужих изображений, потому что если сделать это абсолютным запретом, то практически надо наверное прекратить издание всех глянцевых журналов и газет можно даже.

П. БАРДИН - Я не очень себе представляю, проходит какая-то светская тусовка, там сотни фотографов, и как потом каждому изданию получать разрешения.

А. МАКОВСКИЙ - Я говорю вот о чем. Я говорю о той норме, которая есть, и думаю, что она все-таки, если она будет принята за источник для будущей нормы, она подвергнется каким-то еще уточнениям. Но сегодня даже та норма, которая есть, вы смотрите, она исключает необходимость получения согласия изображаемого лица, если такая публикация необходима в общественных интересах. Вот с точки зрения интересов папарацци действительно просто публиковать фотографию пойманного вот этого самого деятеля культуры, поп-звезды и т.д. в каком-то необычном положении и еще в каком-то неприятном положении, то это, наверное, будет невозможно. Я думаю, что все обычные фотографии политических деятелей, их выступления в публичных местах, они все сохраняют право...

П. БАРДИН - Конечно есть опасение по поводу такой размытой формулировки.

А. МАКОВСКИЙ - Вот я сказал, что формулировка, которая появится в проекте, я думаю, что она появится, она конечно будет уточнятся. Та формулировка, которую я вам процитировал, она полувековой давности. Неизбежно сегодня уточнение, детализация, поиск каких-то дополнительных критериев в отношении того, когда нужно согласие, а когда нельзя получать согласие. Есть еще одна сторона дела. Ведь очень многие звезды крайне заинтересованы, чтобы их публиковали в любом виде. Получать пиар дополнительный, часто дармовой по существу пиар...

П. БАРДИН - Я просто вспоминаю фотографии замечательной коммерсантовской фотослужбы, когда они зачастую действительно ловят людей в нелицеприятных каких-то моментах и ракурсах, и люди явно бы отказывались от публикаций этих фотографий, тем не менее, для меня общественная социальная значимость подобных фотографий очевидна. Что не факт, что можно было доказать в суде.

К. ТУРКОВА - Мы спрашивали у наших слушателей, считают ли они свои фотографии интеллектуальной собственностью, у нас практически поровну разделились мнения. 57 % (почти 56) считают своей интеллектуальной собственностью свои изображения и 42 % не считают. Вот так разделились голоса. Я предлагаю дать слово нашим слушателям.

П. БАРДИН - 783-90-25 - телефон для всех, 783-90-26 - как мы уже говорили, телефон для тех, кто непосредственно имеет дело с авторами, с авторскими правами и интеллектуальной собственностью. Добрый день. Здравствуйте. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Меня Зовут Александр. Я член правления московского правления кинематографистов, много лет занимался проблемами оплаты за старые фильмы сценаристам и режиссерам. Хотел спросить, скажите, пожалуйста, в соответствии с бернской конвенцией (НЕ РАЗБОРЧИВО) и всемирной конвенцией привели наконец проект законов в соответствии с ними с тем, чтобы прекратилось безобразие, когда старые фильмы демонстрируются без всякой оплаты их создателям?

К. ТУРКОВА - Спасибо.

А. МАКОВСКИЙ - Я должен сказать, что во всех случаях, когда сохраняется авторское право, когда сохраняется право создателя фильма, в во всех случаях соответственно должна будет производиться оплата. Здесь ничего принципиально нового не будет. Но если права на этот фильм утрачены, то соответственно, наверное, и оплаты больше не будет больше.

П. БАРДИН - 783-90-25 - телефон для всех наших слушателей. Добрый день. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте.

П. БАРДИН - Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Николай Николаевич.

П. БАРДИН - Ваш вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ - Мой вопрос такой. Когда стоит автомобиль и у него срабатывает сигнализация, и не спит весь квартал, входит ли это в закон нынешний?

П. БАРДИН - Мне кажется, что нет. Спасибо за вопрос.

К. ТУРКОВА - А какое это имеет отношение?

А. МАКОВСКИЙ - Это не входит в этот закон. Это вопрос, скорее, причинения морального вреда, который может быть решен с точки зрения действующего законодательства, в том числе и ГК. Надо посмотреть 60-ю главу ГК об ответственности за причинение вреда и возмещение морального вреда.

П. БАРДИН - 783-90-26. А мы все-таки разговариваем об интеллектуальной собственности и авторском праве. Здравствуйте. Добрый день. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день. Меня зовут Денис. Я занимался производством электротехники.

П. БАРДИН - Вы пират или честный производитель?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, пытались честно работать и выпускали пиратскую продукцию, просто по-другому на рынке не выживешь.

П. БАРДИН - Ваш вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ - Ничего не происходит на самом деле в стане. Точно также на каждом углу можно пойти купить пиратскую продукцию, потому что органы получают взятки от пиратов.

П. БАРДИН - Кажется, понял вас. Спасибо. То есть можно принять новый закон, а по-прежнему будет коррупция, и пиратские диски не исчезнут с прилавков.

А. МАКОВСКИЙ - Я должен объяснить одну вещь которую, к сожалению, многие не понимают. Гражданский кодекс ничего не меняет в существующей уголовной ответственности, в оперативно-розыскной работе по поиску пиратов, в административной ответственности, штрафы за эти нарушения. Кстати, должен сегодня заметить, что перед принятием 4-й части Гражданского кодекса были приняты изменения в две статьи Уголовного кодекса. 146-ю - это авторское право и 180-ю - товарные знаки. Насколько я знаю, там предусматривается увеличение срока наказания за эти преступления. Возможности гражданского права, которое регулирует оборот между частными лицами в отношении пресечения пиратства, к сожалению, очень невелики. Дополнительные санкции мы вводим. Ликвидация юридического лица - пирата, запрещение заниматься предпринимателю, который осуществляет такого рода деятельность.

П. БАРДИН - Спасибо большое. Александр Маковский - соавтор нового законопроекта об интеллектуальной собственности - был в эфире "Эха Москвы". А мы с вами, Ксения Туркова и Павел Бардин, увидимся завтра. Сейчас "Эхономика".


http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/46305/

20.09.2006


Док. 445220
Перв. публик.: 20.09.06
Последн. ред.: 15.05.08
Число обращений: 337

  • Маковский Александр Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``