В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Управляющий совет как фактор формирования гражданской ответственности у участников образовательного процесса школы Назад
Управляющий совет как фактор формирования гражданской ответственности у участников образовательного процесса школы
В апреле этого года Общественная палата РФ провела общероссийские слушания по проблеме взаимодействие общества и власти. Тема обсуждения была чрезвычайно актуальной, особенно в контексте участия общественности в реализации национальных проектов.

Национальный проект в сфере образования, преследующий стратегическую цель повышения, в конечном итоге, интеллектуального потенциала нации, предусматривает не только серьезные ресурсные вливания в эту сферу, но и, прежде всего, предполагает качественные изменения в процессе обучения молодого поколения России, его модернизацию.

Являясь членом жюри конкурса "Сибирь-ПРО", проводимого по инициативе Полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе на лучшее освещение в СМИ хода реализации национальных проектов, мне приходится оценивать материалы, подготовленные по этим темам, в т.ч. и образования. К сожалению, во многих из них речь идет, прежде всего, о добавках за классное руководство, грантах лучшим учителям и школам на развитие профессионализма и материальной базы учебных заведений. Нередко они представляют обработанные для публикаций протоколы совещаний на различных уровнях по этой проблеме. Недостаточно освещается опыт лучших педагогов, разработки и внедрение новых форм обучения и развития юных граждан России, адекватных происходящим в стране социально-экономическим изменениям.

И это настораживает. Опора только на развитие материальной основы и заинтересованность педагогов без внедрения новейших и уже апробированных технологий обучения, воспитания и управления школьным процессом вряд ли позволит адаптировать подростков к реалиям постоянно усложняющейся жизни.

К числу таких новаций необходимо отнести и формирование прочной и долговременной установки на включение в жизнь класса, школы, педагогического сообщества каждого подростка, родителя, учителя, представителя власти. То есть, речь идет о том, чтобы через непосредственное участие в повседневных делах формировать у всех участников педагогического процесса чувство гражданской ответственности.

Тот опыт педагогического творчества, который имеется в крае и с которым мне пришлось познакомиться, вызывает уважением именно такой гражданской позицией. Речь, в данном случае, идет об опыте создания и практике деятельности в ряде школ управляющих советов.

Отвлекаясь от тонкостей процесса обучения, мне импонирует, прежде всего, именно гражданская позиция людей: учеников, родителей, учителей, директоров школ, представителей власти, решивших изменить систему отношений в школе, выводя на уровень самостоятельных субъектов управления родителей и учеников.

Это реальный вклад в развитие гражданского общества в стране. Это, показательный пример инициирования гражданской инициативы именно с низовых структур общества.

Расширение практики деятельности школьных управляющих советов, переход от этапа эксперимента с ними к этапу внедрения в повсеместную и повседневную деятельность позволят повысить качество обучения и получаемых знаний, реализовать под общественным контролем национальный проект в сфере образования.

В тактическом плане создание школьных управляющих советов - это то, что позволяет уже в настоящее время повысить ответственность родителей, учеников, учителей и власти за свое личное будущее, будущее школы, села, района, города.

В плане долгосрочном - позволит формировать молодого гражданина России с активной жизненной позицией, явится неотъемлемой составляющей частью формируемого в России гражданского общества.

В плане среднесрочном - управляющие школьные советы могут разорвать замкнутую систему нынешнего образования и сориентировать его на реальные потребности граждан и работодателей, объективно и, наверное, не всегда лицеприятно оценивать качество учебных программ и уровень обучения.

Паритетное участие общественности, власти, учеников и педагогов в управлении школьным процессом выведет эти отношения на новый уровень, обеспечит условия формирования нового общественного договора между обществом, властью и школой, между родителями, учителями и школьниками.

В конечном итоге, все это будет способствовать решению проблемы модернизации образования: обновлению и развитию новых организационных форм обучения, созданию системы поиска и поддержки лучшего опыта, мобилизацию всех источников ресурсного обеспечения для решения проблем образования.

Но и это еще не все. Создание школьных управляющих советов позволит "всколыхнуть" не только в городах, но и в "глубинке" тысячи граждан, которые получат реальную возможность через личную заинтересованность осуществлять фактический контроль за реализацией национального образовательного проекта. А это уже не что иное, как развитие гражданского общества в стране, идущее с самого низа.

Таким образом, модернизация образования, на примере развития школьных управляющих советов в рамках национального проекта ведет к глобальным изменениям в системе взаимоотношений общества и государства. Взаимосвязь частного и общего здесь налицо. Не видеть этого - значит нарушать диалектическое единство этих категорий.

01.11.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/93/publications/990

Док. 444939
Перв. публик.: 01.11.07
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 99

  • Васильев Валерий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``