В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Процесс реализации нацпроектов пошел Назад
Процесс реализации нацпроектов пошел
Процесс реализации нацпроектов пошел, теперь СМИ не должны дать затухнуть инициативе, выдвинутой государством и получившей поддержку у граждан, - считает Валерий Васильев.

О роли СМИ в ходе реализации национальных проектов и взаимоотношениях между СМИ и обществом говорит в интервью член Общественной палаты РФ Васильев Валерий Иванович

- Как вы оцениваете уровень журналистских работ, участвующих в конкурсе "Сибирь.ПРО" в 2007 году?

- Не лести, но правды ради. Необходимо отметить заметно возросший уровень журналистских публикаций по проблемам приоритетных национальных проектов. От восторженных оценок этих проектов, особенно в начале их реализации, произошел поворот к серьезному осмыслению происходящих процессов, как на региональном, так, и что особенно значимо, на местном, муниципальном уровне. Возросший профессионализм журналистов позволяет им не только описывать, но и проникать в суть происходящего. Следствием этого становится неравнодушное отношение читателя к написанному, когда от поверхностного ознакомления с содержанием напечатанного, происходит переход к сопереживанию за простых граждан России, поверивших в эти проекты и ставших активными их участниками.

- Какое впечатление у вас складывается после знакомства с работами сибирских журналистов о том, как идет реализация приоритетных национальных проектов? Формируют ли большинство материалов по нацпроектам позитивную картину или больше указывают на существующие проблемы?

- Непростой вопрос. При всем доброжелательном отношении к работам журналистов, освещающих такие сложные темы, однозначно ответить на него невозможно.

Есть содержательные работы, написанные с глубоким пониманием психологии тех, кто своим трудом, преодолевая определенный общественный скепсис, бюрократизм чиновников, несовершенство правовых актов или отсутствие их, ежедневно двигается к цели, выбранной самостоятельно. Это вызывает и гордость за них - что не оскудела Россия подвижниками, и уверенность в том, что благодаря именно им Россия имеет будущее.

Но есть работы сухие по содержанию и протокольные по форме. К сожалению их немало. Только фактологическое изложение хода реализации национальных проектов не дает возможность почувствовать отношение людей к пониманию этих проектов и осознанность их участия в этих программах.

Более того, отдельные материалы, описывающие проходящие служебные совещания на уровнях регионов, да и муниципалитетов, без отражения связи их с конкретными делами по реализации проектов вызывают настороженность. А не происходит ли в очередной раз забалтывание решений, которых принималось уже более чем достаточно, но не все из них доведены до логического конца?

И все же, в целом, превалирует деловой настрой публикаций и теплое отношение журналистов к героям их материалов. А это создает реальную картину происходящего. Идет конкретная работа по воплощению идеи национальных проектов в повседневную жизнь. Люди - граждане России, получив такую поддержку от государства, поверили в реальность этих проектов. Их пока не так много, как хотелось бы. Но, достигая критической массы в том или ином регионе, они способны произвести коренные изменения в психологии того большинства, которое хочет жить лучше и видеть Россию богатой и процветающей. Вместе с тем, практически каждый материал содержит проблемы по реализации проектов. И, как представляется, такое сочетание деловой оценки реализации нацпроектов и одновременное обнажение существующих проблем, говорит о том, что ни у власти, ни у прессы нет желания создавать только благостную картину. А это значит, что проекты от идеи переросли в практику, и становятся понимаемыми людьми и поэтому имеют перспективу.

- Насколько, на ваш взгляд, картина, которую создают СМИ, публикуя материалы о приоритетных нацпроектов, вопросах демографии, близка к реальности?

- Уровень развития СМИ позволяет достаточно реалистично показывать картину реализацию приоритетных национальных проектов в конкретных городах, районах, учреждениях образования и здравоохранения. Причем, если в 2006 г. речь шла, в основном, о том, что могут дать эти проекты, то в текущем году из многих публикаций видно реальное осуществление провозглашаемых в нацпроектах идей. А это дает основания, не переоценивая первые, наверное, еще скромные результаты от нацпроектов, считать, что "процесс пошел" и теперь СМИ не должны дать затухнуть той инициативе, которая охватывает все более широкие слои тех, кто не видит себя вне активного участия в каждодневных делах, из которых творится сильная Россия. В тоже время, вследствие недостаточности публикаций из регионов (всего около сотни за полугодие из 12 субъектов округа) получить полное и масштабное представление о том, как реализуются проекты затруднительно.

- Поначалу, иногда и сейчас, в некоторых средствах массовой информации национальные проекты оценивались как масштабный и дорогостоящий PR- проект власти. Что вы думаете по поводу такой оценки?

На мой взгляд, такой подход к оценкам национальных проектов, инициированных действительно властью, в лучшем случае не корректен, если не предвзят. По этой логике любые действия власти - пиаровские. Так что же теперь власть, чтобы не "пиарить" себя, должна ничего не делать? Не укладываются такие утверждения в нормальную логику.

Безусловно, оценки СМИ могут быть разными. Единообразие так же страшно, как и только негативное восприятие и оценки по принципу: "а Баба-Яга - против". Средства массовой информации, при всей их значимости и претенциозности, тем не менее, являются одним из институтов гражданского общества. Они выполняют функцию общественного контроля за деятельностью органов власти через критическое, освещение их публичной деятельности. В тоже время понимание СМИ своей принадлежности к гражданскому обществу должно способствовать развитию конструктивного сотрудничества гражданских институтов и власти. Позиция только негативного отношения к действиям власти - непродуктивна.

Побольше бы таких PR-акций власти с конкретными предложениями по решению накопившихся проблем, да еще подкрепленных многомиллиардными инвестициями.

- Достаточно ли лично для вас информации в СМИ о приоритетных национальных проектах?

Публикации в средствах массовой информации о приоритетных национальных проектах дают достаточно разнообразную картину происходящих процессов и определенное представление о реализации этих программ, в целом.

В тоже время, если бы СМИ сумели показать целостное состояние дел по реализации нацпроектов хотя бы в одном, а лучше в 2-3 регионах, то картина была бы более полной. Время для этого еще есть. Безусловно, это не должна быть только статистика. Главное - как реализация этих проектов, являющихся своеобразным кластером отразилась, в целом, на изменении обстановки в обществе, как повлияло на развитие не только тех сфер на которые направлены нацпроекты, но и других отраслей, не имеющих прямого отношения к осуществляемым государством программам.

09.07.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/93/publications/953

Док. 444933
Перв. публик.: 09.07.07
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 93

  • Васильев Валерий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``