В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Решение проблем развития и законодательной поддержки малого предпринимательства Назад
Решение проблем развития и законодательной поддержки малого предпринимательства
В Московской области решению проблем развития и законодательной поддержки малого предпринимательства уделяется очень большое внимание - как со стороны губернатора, так и со стороны правительства области. На сегодняшний день в экономике Подмосковья малое предпринимательство играет достаточно серьёзную роль. Количество малых предприятий в области составляет порядка 47 тыс., общее число работающих на них превышает 290 тыс. человек. Кроме того, без образования юридического лица предпринимательской деятельностью занимается свыше 160 тыс. человек. Таким образом, количество только непосредственно занятых в этой сфере деятельности составляет около 460 тыс. человек, за каждым из этих людей стоят их семьи, друзья, знакомые, которые тем или иным способом вовлечены в предпринимательскую активность. Сфера деятельности малого предпринимательства захватывает значительную часть работоспособного населения Московской области.

Когда разговариваешь с предпринимателями, то выясняется, что у них существуют четыре главных проблемы:

где начинать своё дело, где взять средства, помещение и гарантии своего бизнеса. Главный фактор, который помогает работе Комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области, - продуманный и комплексный подход к проблемам, которые существуют на сегодняшний день в данном секторе экономики. Мы стараемся вести работу так, чтобы избежать излишнего администрирования и вмешательства в предпринимательскую деятельность. Значительное внимание уделяется усовершенствованию законодательной базы. В 2001 г. были приняты девять областных нормативных актов по различным вопросам поддержки развития малого предпринимательства, в том числе два Закона Московской области, четыре постановления Правительства Московской области и три распоряжения Губернатора Московской области.

Давно обсуждается вопрос, что всем известный Закон РФ No88 "О государственной поддержке малого предпринимательства", который определяет основные направления поддержки малого предпринимательства на уровне Российской Федерации, мягко говоря, отстал от жизни, и его необходимо менять. В Московской области мы решили не дожидаться завершения переработки данного закона на федеральном уровне, а подготовили областную редакцию нового закона о поддержке малого предпринимательства в Московской области. В этом законе мы определяем наряду с традиционными критериями целый ряд мер по дополнительной поддержке малого предпринимательства, которые планируется реализовывать в Московской области. Например, упрощение процедуры регистрации и перерегистрации субъектов малого предпринимательства. Планируется, что структуры поддержки малого предпринимательства получат право предоставления юридических адресов для регистрации субъектов малого бизнеса. Более чётко определён порядок отнесения предпринимателей к субъектам малого предпринимательства и внесение их в реестр субъектов малого предпринимательства. Правительством Московской области предоставлено право снижения размеров сборов за выдачу лицензий и сертификацию продукции, вплоть до полной отмены уплаты подобного сбора. Более чётко дано понятие фондов поддержки малого предпринимательства, поскольку идёт речь о том, что на сегодняшний день у нас создаётся система фондов поддержки малого предпринимательства наряду с функционирующим областным фондом. На сегодняшний день у нас созданы и работают семнадцать муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, и этот процесс идёт по нарастающей. В ближайшее время у нас практически в каждом муниципальном образовании, по крайней мере, в наиболее крупных, будут созданы соответствующие фонды поддержки малого предпринимательства. Предусматривается повышение норматива ежегодных бюджетных ассигнований финансирования областных целевых программ развития поддержки малого предпринимательства. В этой работе мы испытываем значительные трудности, связанные с несовершенством федеральных законов и подзаконных актов, отсутствием необходимого регулирования по целому ряду вопросов деятельности малого и среднего предпринимательства.

Давно уже назрел вопрос о необходимости выделения категории предприятий, которые мы относим к среднему бизнесу. Во всём мире этот термин имеет устоявшуюся категорию. В России мы говорим о том, что малый и крупный бизнес есть, а среднего как бы не существует. Одна из насущных проблем, требующая решения, - это вопрос законодательного и организационного определения среднего бизнеса, отношение государства к данной сфере предпринимательской деятельности. Ведь средние предприятия - это уже не малые предприятия.

Очень серьёзные вопросы у нас на сегодняшний день связаны с уже введёнными в действие Бюджетным и Налоговым кодексами. Нормативные положения, заложенные в действующем с 01.01.2002 Налоговом кодексе, практически полностью отменяют систему льгот, существовавшую для малых предприятий. По нашему мнению, это окажет глубокое негативное влияние на развитие малого предпринимательства. Я знаю, что в настоящее время разрабатывается отдельная глава, посвящённая малому предпринимательству, которая должна быть внесена в Налоговый кодекс. Не хотелось бы, чтобы это прошло мимо нас, как обычно: Министерство по налогам и сборам РФ разработало новый документ, а вы разбирайтесь с этим нормативным актом, как хотите. Не только в Московской области, но и в других регионах России имеются серьёзные наработки и предложения, которые должны быть учтены в работе федеральных органов власти.

Очень серьёзная проблема существует с введением единого налога на вменённый доход. Налог этот - правильный и нужный, но механизм его применения должен быть правильно разработан и введён в исполнение. На сегодняшний день в различных регионах Российской Федерации очень непросто идёт введение в действие этого налога. Серьёзный субъективный фактор - влияние на вариации ставок механизмов применения в различных регионах в зависимости от отношения законодательной и исполнительной власти. В отдельных регионах дело доходило даже до забастовок, перекрытия дорог.

Общая ставка налогов для предпринимателя не должна превышать 30-35%. А на сегодняшний день сумма выплачиваемых налогов почти в два раза превышает эту цифру. Но, как говорил в своё время М.Е. Салтыков-Щедрин, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Видимо, такой "баланс", в котором существует наше предпринимательство, позволяет ему до сих пор выживать. Но, если мы говорим о том, что нам надо создавать правовое, цивилизованное государство, я бы не сказал, что это - правильный механизм, по которому можно строить цивилизованные отношения между государством и бизнесом.

Следующий вопрос, который мы считаем крайне важным и необходимым для обсуждения, - это использование государственного имущества, находящегося в различных видах собственности: федеральной, муниципальной, субъектов федерации. Для Московской области эта проблема очень актуальна. На территории Подмосковья расположено большое количество объектов государственной собственности - крупных производственных объединений, НИИ, заводов и т.д., в своё время вывезенных за пределы кольцевой дороги г. Москвы, которые в связи с сокращением госзаказа практически не используются. Учитывая уровень развития современной промышленности, они, в большинстве случаев, просто стоят и пустуют. Более того, они разваливаются. У них протекают крыши, лопаются трубы и т.д. На территории Подмосковья расположено сто шестьдесят военных городков. Это огромные территории с имуществом, коммуникациями, которые также не используются, ветшают и т.д. Но для малого предпринимательства эти территории и помещения недоступны. Мы упираемся в несовершенство законодательной базы и не можем найти точки взаимодействия с федеральными законами, регулирующими механизм использования, распределения и перевода собственности, принадлежащей органам власти, из одной формы в другую для использования её в интересах субъектов федерации и местных организаций. Эта проблема важна не только

для Подмосковья, но и для всей системы малого предпринимательства на территории Российской Федерации.

Много говорится о фондах поддержки малого предпринимательства. Но, как говорят на Востоке, если ты двадцать раз скажешь "халва", во рту от этого слаще не станет. Правовая основа для функционирования гарантийных фондов в Российской Федерации отсутствует. Мы входим в прямое противоречие с Бюджетным и Налоговым кодексами. На сегодняшний день создать естественно функционирующий механизм практически невозможно. Это относится и к системе работающих сегодня фондов поддержки малого предпринимательства, например, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, правовой статус которого нечётко определён в действующем на настоящий момент Законе РФ No88 "О государственной поддержке малого предпринимательства". Отсюда такая двойственная ситуация, связанная с правовым статусом и функционированием фондов поддержки малого предпринимательства на низовых уровнях. Определение статуса фондов поддержки малого предпринимательства - одна из первоочередных задач.

РУСЛАН ВИШНЕВСКИЙ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Док. 444927
Перв. публик.: 14.05.06
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 349

  • Вишневский Руслан Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``