В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Бондаренко: Роль профсоюзов в развитии гражданского общества. Региональный аспект. Назад
Владимир Бондаренко: Роль профсоюзов в развитии гражданского общества. Региональный аспект.
Роль профсоюзов в развитии гражданского общества. Региональный аспект. Уважаемые участники конференции! В прошлом году профсоюзное движение в России отметило свой 100-летний юбилей. Он имеет не только историческое, но и важное общественно-политическое значение для современного российского и международного профсоюзного движения, для российского общества в целом. Исторически, именно профсоюзы стали первой, реально доступной широким массам трудящихся формой их организации, способствуя тем самым формированию у них гражданского самосознания и становлению их как равноправных субъектов гражданского общества. Обобщение и артикуляция потребностей и интересов различных социальных групп населения - важная функция политической системы любой демократической страны. И эту функцию призваны реализовать общественные объединения граждан. Степень, полнота реализации ими своих функций наряду с другими составляющими политической системы: политическими партиями законодательными, представительными, исполнительными органами, судебной системой, средствами массовой информации определяет уровень развития гражданского общества. Наёмные работники только через свою организацию - профсоюз получили большинство прав и на месте работы, и в самом обществе. Представляя и защищая интересы работников - членов организации, их социально - трудовые, гражданские права в отношениях с властью и работодателями, выступая против крайних форм эксплуатации, добиваясь создания и развития различных институтов социальной защиты, профсоюзы способствуют формированию гражданского общества, без которого в принципе невозможен переход к подлинно рыночной экономике, к созданию в России современной формы политической демократии. Новейшая история российского капитализма лишний раз доказывает: противоречия между трудом и капиталом никуда не исчезают, поскольку не могут исчезнуть принципиальные различия в роли наёмного работника и предпринимателя в процессе производства, в их отношении к средствам производства и произведённому продукту. Однако жизнь учит и другому. Нельзя сводить противоречие между трудом и капиталом только к классовой борьбе. Следует признать, что классовая борьба - лишь одна из крайних форм этого противоречия, но далеко не единственная. В наше время Октябрьскую революцию в России нередко пытаются представить как некоторую досадную случайность. Но это неверно. Она произошла в результате ужасных притеснений, которые терпели простые люди от государства, дворянства, помещиков, предпринимателей. И индустриально развитые страны Запада нашли адекватный ответ - была создана система социального партнёрства, можно сказать "золотая середина" между двумя крайностями: диктатура пролетариата с одной стороны, с другой - диктатура капитала. Эта система отрабатывалась, шлифовалась десятилетиями и строится на тщательно выверяемом и оберегаемом балансе интересов трёх сторон: государства, предпринимателей и профсоюзов. Она настолько важна, что получила наднациональный характер - существует система международных правовых гарантий, соответствующих документов и следящих за их соблюдением органов и организаций, во главе которых - Международная организация труда. Мировым сообществом разработан целый комплекс принципов и стандартов социального партнёрства. Ст. 7 Трудового кодекса Российской Федерации даёт определение этому понятию. "Социальное партнёрство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений". Социальное партнёрство наиболее цивилизованный метод поиска взаимных компромиссов сторонами взаимодействия, позволяющий существенно снизить риск конфликтного развития общественно-политических процессов, и направлено оно на достижение социального мира и стабильности. Экономической основой социального партнёрства, по мнению ректора Академии труда и социальных отношений Алексея Шулуса, служит такая доля труда в произведённом продукте, которая достаточна для расширенного воспроизводства совокупного работника. И с этим трудно не согласиться. Анализ интересов основных участников регулирования социально-трудовых отношений позволяет выявить во имя чего участники этого процесса вынуждены искать компромисс, частично ограничивая собственные специфические интересы. Работодатель заинтересован в: максимальной эффективности производства, снижении себестоимости продукции, снижении затрат на заработную плату, максимальной интенсификации труда. Неограниченные возможности для удовлетворения интереса работодателя приводит к снижению мотивации труда, быстрому "износу" рабочей силы, росту напряжённости в коллективе, деградации трудового потенциала. Работодатель, желающий развивать производство, заинтересован в поиске компромиссов. Интерес профсоюза: повышение эффективности производства, обеспечение достойной заработной платы, создание нормальных и безопасных условий труда, снижение интенсификации труда. Превалирование интересов профсоюза приводит к завышенным издержкам производства, увеличивает себестоимость продукта, снижает эффективность производства, в котором и работодатель и профсоюз одинаково заинтересованы, поскольку это среда регулирования их интересов. Без неё они не могут существовать. Интерес органов власти, местного самоуправления -эффективная реализация своих функций на основе достаточности бюджетных средств, что возможно лишь в условиях стабильного экономического развития. Один общий интерес для всех участников регулирования социально- трудовых отношений - стабильное развитие экономики, стабильность в условиях демократии. Её достижение неразрывно связано с необходимостью нахождения компромиссов между участниками, нахождения оптимального баланса реализации интересов. Следует отметить особую важность в процессе регулирования интересов роль законодательной власти. Искать компромиссы необходимо в рамках законодательного поля. От качества законов зависит будет ли в процессе регулирования учитываться мнение всех участников. В противном случае развиваются конфликтные процессы. Отсутствие учёта интересов профсоюза: снижение производительности труда, утечка квалифицированных кадров, прямая конфронтация. Отсутствие учёта интересов работодателя: снижение объёмов производства, отток капитала, уход экономики в "тень". Из сказанного следует, что путь разрешения противоречий в экономической сфере лежит в налаживании конструктивных общественно-политических отношений, в конкретных действиях власти по созданию условий, позволяющих социальным партнёрам стать полноценными элементами политической системы полноценного гражданского общества. Построение в Хабаровском крае системы социального партнёрства в сфере трудовых отношений происходило в условиях, характерных для всей России, но имеющих свою региональную специфику, обусловленную экономическими, социальными, природно-географическими факторами. Принятая государством в неявной форме концепция саморазвития регионов на этапе трансформации социально-экономической системы привела к сильным негативным последствиям в развитии периферийных регионов, в том числе Дальнего Востока. В условиях глубокого социально-экономического кризиса, ухудшения экономического положения предприятий края вследствие несвоевременного и неполного финансирования государственного заказа, резкого снижения оборотных средств предприятий, отказа государства от регулирования производства, произошло значительное падение жизненного уровня трудящихся и членов их семей. С целью определения и реализации форм и методов их социальной защиты в условиях обострения экономического кризиса в 1991 году между Хабаровским крайисполкомом и крайсовпрофом было заключено специальное соглашение, в котором стороны добровольно взяли на себя обязательства по вопросам занятости, оплаты, охраны труда, социального страхования, экологической безопасности. Нельзя сказать, что это был первый в крае договор о социальном партнёрстве. Почти на каждом предприятии края между администрацией и профсоюзной организацией заключались коллективные договоры. Однако в условиях социально-экономического кризиса, действующего в это время трудового законодательства их влияние на регулирование социально-трудовых отношений было незначительным. С 1995 г. стали заключаться трёхсторонние соглашения между представителями работодателей, администрацией края и профсоюзами. Несколько позже - краевые отраслевые соглашения между краевыми организациями профсоюзов и соответствующими краевыми органами управления, а также территориальные соглашения - между органами местного самоуправления и соответствующими органами профсоюзов. Сегодня в крае действуют 19 краевых отраслевых соглашений и 21 территориальное, 1688 коллективных договоров. Заключение и реализация соглашений, коллективных договоров - это действующий механизм, форма согласования интересов субъектов социально-трудовых и связанных с ними отношений. Их содержание охватывает практически весь спектр этих отношений, способствует развитию экономики края, его социальной сферы и на этой основе - повышению жизненного уровня трудящихся и членов их семей. С 1992 г.ода в крае работает созданная постановлением главы администрации края Хабаровская краевая трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входит равное количество представителей работодателей, профсоюзов и правительства края. Функции комиссии определяются её наименованием: разработка проектов краевых соглашений, контроль за их реализацией, рассмотрение на своих заседаниях наиболее острых социально-экономических проблем, выработка рекомендаций по их решению. Одним из важных показателей степени развития, зрелости гражданского общества в крае является участие представителей общественных объединений граждан, в том числе и профсоюзов, работе органов исполнительной власти, местного самоуправления края, в подготовке решений этих органов по широкому спектру вопросов. Наши представители участвуют на правах членов в работе коллегий краевых министерств и ведомств, комиссий, рабочих групп, коллегий при главах муниципальных образований, входят в состав коллегиальных органов управления Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования. Заключены и реализуются соглашения между крайпрофобъединением и Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае, отделением Пенсионного Фонда России по Хабаровскому краю. Способствует развитию гражданского общества в крае и сотрудничество крайпрофобъединения с другими общественными формированиями края, краевыми структурами российских политических партий. В текущем году крайпрофобъединением заключено соглашение с Хабаровским региональным отделением Всероссийской политической партии - "Единая Россия". В рамках этого соглашения впервые за последние годы в г. Хабаровске организовано проведение широкомасштабных мероприятий в день 1 Мая - Праздник Весны и Труда. Мы, вместе с "Единой Россией", другими общественными объединениями, подписали антифашистский пакт, протестуя против экстремистских проявлений ксенофобии, межнациональной нетерпимости, фашизма. Давние и крепкие связи у крайпрофобъединения с краевыми советами ветеранов, с отделением Российского детского фонда, советом Всероссийского общества охраны природы, Хабаровским межрайонным советом садоводческих товариществ. Мы готовы к сотрудничеству и с другими общественными организациями, разделяющими цели и задачи профсоюзного движения. В то же время на развитие социального партнёрства в сфере социально-трудовых отношений, как одного из механизмов становления и развития гражданского общества в крае, негативное влияние оказывают следующие факторы: 1. Низкая доля организаций, в которых социально-трудовые отношения регулируются коллективными договорами. Отсутствие колдоговора в организации означает внеправовое регулирование, как правило, в интересах работодателя, около сотни норм труда. 2. Практическое отсутствие в крае созданных в соответствии с федеральным законодательством многоуровневых, территориальных, отраслевых (по видам деятельности) краевых объединений работодателей. 3. Неприятие некоторыми должностными лицами в органах государственной власти, местного самоуправления края, работодателями, собственниками предприятий и организаций безальтернативности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых и связанных с ними иных отношений. 4. Отсутствие инициативы, настойчивости у некоторых профсоюзных работников и актива в вопросах реализации уставных целей и задач профсоюза, как организации наёмных работников. 5. Недостаточное, а иногда и искажённое освещение в средствах массовой информации проблем, практики регулирования социально-трудовых отношений, деятельности профсоюзных организаций края. Это далеко не исчерпывающий перечень. Полагаю, что участники конференции в процессе обсуждения предложенной темы смогут выработать подходы к решению обозначенных проблем. Особо следует остановиться на политической деятельности крайпрофобъединения. Как показывает российский и мировой опыт этой деятельностью профсоюзы занимались на протяжении всей своей истории. Достаточно вспомнить их участие в так называемом Чартистском движении, в работе I Интернационала, в создании и укреплении лейбористских и рабочих партий, в лоббировании своих интересов в правительственных органах и парламентах, в поддержке тех или иных кандидатов на высшие государственные должности. В отличие от политических партий наша деятельность в сфере политики не является самоцелью, борьбой за власть. Это всего лишь одно из средств достижения основной цели - обеспечение наиболее эффективной защиты социально - экономических прав и интересов работников. Другая особенность нашего участия в политике заключается в том, что как социальный институт гражданского общества, действующий в сфере труда, профсоюзы являются сторонниками создания, а не насилия и разрушений, то есть выступающий за сугубо эволюционные и реформистские по своей природе действия. Наше стремление - добиваться удовлетворения своих требований путём социального партнёрства, не исключая при этом в случае необходимости, и другие методы достижения своих целей. Крайпрофобъединение выдвигало, когда это позволяло избирательное законодательство, а затем поддерживало выдвижение на пост главы администрации края, затем губернатора края - В.И. Ишаева. Мы поддерживали, вели агитационную работу за избрание депутатами Законодательной Думы Бондаренко А.И., Ничипоренко В.И., Иванченко С.Н., Котова Юрия Борисовича. При нашей поддержке стали депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Резник Борис Львович, Шпорт Вячеслав Иванович. На последних выборах Президента Российской Федерации представитель крайпрофобъединения быть доверенным лицом кандидата в Президенты Путина Владимира Владмимровича. Активная и грамотная общественно - политическая работа крайпрофобъединения, его членских организаций в ходе выборов Общественной Палаты Российской Федерации, одного из важнейших институтов гражданского общества, позволила в условиях жёсткой, иногда даже некорректной со стороны некоторых оппонентов борьбы, провести в её члены представителя крайпрофобъединения. Не без участия крайпрофобъединения сформированы и работают общественный политический совет, комиссия по правам человека при Губернаторе края. Как следует из вышеуказанного, крайпрофобъединение участвует в деятельности практически большинства институтов гражданского общества, действующих в крае. И задачи сегодняшнего дня - повышение позитивного влияния этих институтов на процессы развития гражданского общества в крае, эффективности работы представителей профсоюзов в этих формированиях, конструктивное сотрудничество с депутатами Законодательной Думы, её комитетами по формированию и развитию краевого законодательства, регулирующего социально-трудовые и иные, связанные с ними отношения. В современных социально-экономических и политико-правовых условиях, когда возрастает значение законотворческой работы в субъектах Российской Федерации, было бы не лишним, как мы считаем, участие крайпрофобъединения в подготовке отзывов на федеральные законопроекты, постоянное, а не от случая к случаю участие в подготовке проектов краевых законов в социально-трудовой, жилищно-коммунальной и других сферах. Решению этих задач, по нашему мнению, способствовало бы и придание крайпрофобъединению права законодательной инициативы. Так сделано в 29 субъектах Российской Федерации. В Архангельской области правом законодательной инициативы обладает не только Федерация профсоюзов области, но и областные организации общероссийских профсоюзов. Есть и другая форма взаимодействия территориальных объединений профсоюзов и законодательных органов власти: заключение между ними соглашения о сотрудничестве. В настоящее время такие соглашения действуют в 17 субъектах Российской Федерации. Сегодня создание правового поля становится основным механизмом решения возникающих проблем и участие в этом процессе общественных объединений граждан, в том числе и профсоюзов, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, является одним из решающих факторов реализации демократических принципов развития гражданского общества. В заключение хотел бы сказать, что, являясь одной из наиболее развитых структур гражданского общества, профсоюзы вносят всеобщий вклад в развитие и укрепление демократии, в реализацию потребностей общества в честности, порядочности, справедливости. Спасибо за внимание.

20.06.2006
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/91/publications/236

Док. 444887
Перв. публик.: 20.06.06
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 393

  • Бондаренко Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``