В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Любовь Духанина: Одаренность в России: от феноменов к государственной политике Назад
Любовь Духанина: Одаренность в России: от феноменов к государственной политике
Одаренность в России: от феноменов к государственной политике

Рабочая группа "Одарённое поколение" Общественной палаты Российской Федерации организовала проведение социологического опроса "Одарённость в России: от феноменов к государственной политике". Цель исследования - выявить представления граждан и отдельных целевых групп о феномене одарённости человека; об опыте работы, оценке перспектив и наиболее актуальных проблемах работы с одарёнными людьми из различных возрастных и социальных групп.

Опрос взрослого населения проводился в 203 населенных пунктах 63 субъектов Российской Федерации. Общий объем выборки: 1500 человек.

25 марта 2008 года, в Центральном Доме Журналистов (Москва, Никитский бульвар 8-а) руководитель Рабочей группы "Одарённое поколение", член Общественной палаты Российской Федерации, доктор педагогических наук, президент образовательного холдинга "Наследник" Любовь Николаевна ДУХАНИНА приглашает журналистов обсудить результаты исследования и проблему выявления и поддержки талантов в России в целом.

Данный социологический опрос - первое известное в России исследование, посвященное проблемам одарённости. Результаты социологического среза интересны как для изучения феномена одарённости, запроса общества на поддержку одарённости, так и для разработки целого направления в российской образовательной и социальной политике. Например, поддержка одарённости является, по мнению опрашиваемых, государственной задачей; при этом, несмотря на указываемую большинством опрашиваемых недостаточность внимания государства к этой проблеме, поддержка талантов - одно из перспективных направлений развития страны, основа для оптимизма и позитивных социальных ожиданий большинства социальных групп населения.
Переход "от феномена - к государственной политике" в сфере выявления и поддержки талантов должен касаться как общих, так и узко-профессиональных задач современной политики, как-то:

- развитие системы Олимпиад и конкурсов как системы, предоставляющей учащимся альтернативу ЕГЭ, дающей дополнительный "социальный лифт" для получения высшего образования и достижения успехов в учёбе;

- понятийная проработка одарённости даст возможность выйти из тупика современных дискуссий теоретиков образования, разделившихся на "сторонников знаний" и "сторонников компетенций", на "критиков" и "апологетов" классно-урочной системы. Исследования одарённости могут заложить парадигму нового образования в условиях постиндустриального общества и постоянного обновления знаний;

- "педагогика способностей" даст основу для поддержки и развития системы дополнительного образования, станет фундаментом для государственной политики по поддержке кружков, секций, Домов творчества и т.д.;

- одарённость как методологический принцип может стать основой для инновационной экономики, командообразования и междисциплинарной коммуникации, "российского прорыва" в сфере глобальной конкуренции мировых держав;

- одарённость как социологический и профессиональный индикатор поможет создать отечественные принципы оценки образовательных институтов и инновационной экономики, состояния гражданского общества;

- важнейшими являются исследования, посвящённые проблеме "возрастной одарённости". Принцип "сохранения и развития таланта на протяжении всей жизни человека" должен стать краеугольным камнем демографической и социальной политики, государственных мер по поддержке пожилого поколения;

- одарённость может стать одним из "ядерных" принципов организации некоммерческих организаций, государственно-частного партнёрства, объединения усилий государства, корпораций и НКО;

Эти, и многие другие направления, связанные с исследованиями одарённости в России, являются предметом деятельности Рабочей группы "Одарённое поколение", требуют широкого обсуждения в экспертном сообществе и освещения в средствах массовой информации. Согласно опросу, проблема выявления и поддержки талантов представляет широкий интерес для общества и востребует нестандартных, инновационных решений со стороны государства и граждан.

Необходимо подчеркнуть, что создание инфраструктуры поддержки одарённости в России, "институциализация" этой деятельности "смягчит" введение государственного стандарта ЕГЭ, создаст на государственном уровне новые возможности, дополнительные условия социализации и самореализации человека в нашей стране.

"Одаренность хрупка. Не надо уповать на то, что гениям на роду написано выживать в самых немыслимых условиях и быть готовыми к бесконечному "бегу с препятствиями". Если не думать на эту тему и дарование не растить, прекрасно понимая при этом, как легко его может надломить элементарное равнодушие, то мы потеряем большое число ярких людей. Собственно, мы постоянно теряем целые одаренные поколения", - считает Любовь Николаевна ДУХАНИНА (из интервью газете "Аргументы и Факты - Хочу всё знать": Чем помочь талантливым нищим? В стране отсутствует система поддержки одаренных детей).

25.03.2008
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/1039

Док. 444805
Перв. публик.: 25.03.08
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 219

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``