В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инновационные стратегии и женское предпринимательство: просто о сложном Назад
Инновационные стратегии и женское предпринимательство: просто о сложном
Уважаемые коллеги!

В условиях информационного общества происходит переход от производства товаров к производству услуг, и женщина в такой ситуации может быть особенно востребована обществом. Почему? Благодаря таким социально-психологическим качествам женщин: умение моделировать новые идеи в нестандартных условиях, способность вызывать доверие, интуиция и другие. Однако, для того, чтобы наши очевидные преимущества реализовались наиболее эффективно, нужны системный взгляд и точное понимание, где и как помочь женщинам.

В чём необходима поддержка? 1. Совершенствование, нормативных основ регулирования малого предпринимательства; 2. Совершенствование налогообложения и таможенного регулирования 3. Упрощение налоговой отчетности; 4. Упрощение доступа к финансовым ресурсам; 5. Развитие кредитования и страхования; 6. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства с учетом приоритетного развития на муниципальном уровне.

Процесс становления предпринимательства вообще, а женского, особенно, сталкивается с различными трудностями. Поучительно, что женщины обозначают такую проблемную зону, как участие женщин-предпринимателей в осуществлении планов развития территорий, на которой они осуществляют свою профессиональную деятельность. Другими словами, наши домовитость, забота, чувство гармонии и "женский глаз" сегодня не востребованы в сферах обустройства, развития и облагораживания территорий. Еще любопытные выкладки: самый высокий стаж предпринимательской деятельности составляет 25 лет, средний стаж ответивших - 5 лет. Наиболее удобной организационно-правовой формой женщины-предприниматели считают ООО (общество с ограниченной ответственностью - 42% ответов респондентов). Также удобной считается ИЧП (индивидуальное частное предпринимательство - 31%), в акционерных обществах ОАО и ЗАО работают 14% предпринимателей. Остальные девять предложенных в анкете организационно-правовых форм делят, в среднем, по 1,5% ответов респондентов. Общее количество сотрудников организации в области малого предпринимательства не превышает 50 человек, что объяснимо объективными условиями данного направления деятельности. От 50 до 100 человек работников в организациях у 8% предпринимателей. От 100 до 300 человек и более 300 человек работают у 7% опрошенных.

Отметим, что сектор малого бизнеса, доля малого предпринимательства является подавляющими. Однако, кто сегодня помогает малому предпринимательству?

Как сами женщины оценивают поддержку предпринимательства? По данным социологических опросов около 40% женщин считают значимой поддержку со стороны федеральных и региональных органов государственной власти. Еще больше - порядка 52%-54% - больше половины - считают самой важной для предпринимательства лояльность и поддержку местных властей. Примерно такая же доля опрашиваемых считает важнейшим поддержку со стороны ассоциаций и союзов предпринимателей. Зато, практически нулевая по оценкам женщин оказывается поддержка профсоюзов. Социальные службы и профсоюзы в незначительной степени поддерживают предпринимательскую активность, но во многом сами предприниматели считают, что данные структуры не должны оказывать им какую-либо помощь.

Интересны ответы предпринимателей об отношении общественности к их деятельности. 60% отпрошенных ответили, что существование данной категории лиц - нормальное явление для общества, тем не менее, порождает определенные проблемы. Можно сделать вывод о том, что раз сами предприниматели считают, что их деятельность порождает определенные проблемы для общества, значит их собственная организация обладает рядом проблем.

Несмотря на то, что ряд организаций оказывают помощь развитию малого предпринимательства, на вопрос "если Вам приходилось обращаться в государственные органы за помощью в решении Ваших проблем, то получили ли Вы ожидаемую помощь?" - отрицательно ответило 32% респондентов, а 25% опрошенных даже не обращались за помощью. Не получили помощи при обращении 17% предпринимателей. Реальную помощь при обращении в государственные органы получили 12% опрошенных. И вот еще важная цифра. По данным исследования, финансовую помощь для развития предпринимательства 78% не получали вообще и только 8% получали какую-то поддержку. Потому не вызывает удивления, что развитие малого предпринимательства в России является достаточно рискованным делом.

А что значит - рискованное дело? Самым опасным риском предприниматели считают плохие законы - 26% ответов респондентов и коррупцию - 24%. Достаточна высока личная опасность и тревога за свою семью - 18%. Отмечаются также риски политической нестабильности - 17%. Только 5% опрошенных видят риск в конкуренции иностранных фирм, что подтверждает "внутренний" характер проблем в развитии российского малого предпринимательства. 3% опрошенных отмечают риски, исходящие от российских олигархов. Мое личное ощущение совпадает с данными опросов: на данный момент форма взаимодействия предпринимателей с органами власти строится по принципу "избегаю конфликтов".

Тем не менее, опрошенные с оптимизмом смотрят в будущее и считают, что их предпринимательские планы осуществятся - 72% ответов респондентов. В наших условиях - этот оптимизм заслуживает уважения. Мы должны помогать женщинам-предпринимателям, причём чаще всего речь идёт о достаточно простых вещах. Например, предприниматели считают, что покупка государством их товаров и услуг является эффективной поддержкой для начинающих фирм. Очень важно помогать в формировании начального капитала. На сегодняшний день, наиболее популярными источниками по получению кредитов и займов считаются коммерческие банки (53% ответов респондентов), государственные банки (20%). В остальном, финансово свой бизнес предприниматели обеспечивают с помощью частных инвестиций (родственников, друзей, товарищей по строму бизнесу, ростовщиков), международных кредитных организациях, фондах поддержки предпринимателей, товарных кредитов коммерческих предприятий.

То есть эффективная поддержка - это: - гос.заказ - помощь в формировании начального капитала - снижение ставок по кредитам. - снятие административных барьеров. Плюс элементарная порядочность во взаимоотношениях - очень часто местные власти, заказав товар и получив его - не рассчитываются с предпринимателями. Вот такая грустная, даже позорная тенденция. Отсюда и недоверие и нежелание каких-либо контактов с властями вообще, о чём было сказано выше. Например, предприниматели никогда не знают во сколько им обойдется приход инспектора. Подтвердили этот тезис 87% опрошенных. Зачастую предприниматель не может честно и открыто говорить с налоговыми инспекторами о своих затратах, доходах и прибылях. Это отмечает 80% опрошенных. Предприниматели знают, что госинспектор рассчитывает на подарок или взятку перед дачей положительного заключения.

Заметим, что, несмотря на обозначенный мною выше оптимизм, в целом, согласно опросам и статистике, предприниматели зафиксировали уменьшение доходов. Многочисленные проблемы, непростые процессы формирования взаимоотношений женщин - предпринимателей и различных социальных институтов общества влияют на уровень комфортности деятельности женщин в бизнесе. Особенно остро такие проблемы проявляются в сельской местности с наиболее неразвитой инфраструктурой для организации собственного дела.

Каковы эти проблемы женского предпринимательства на селе? Большинство предпринимателей считают, что сельские женщины могут эффективно участвовать в осуществлении планов по развитию территории, на которой они осуществляют свою профессиональную деятельность. Тем не менее, наличие социальных проблем снижает выявленную активность. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Например, наличие доступа к медицинскому обслуживанию на своей территории имеют 33% опрошенных, 21% не имеет такого доступа, а 46% затруднились ответить. Наличие в радиусе трех километров школы, больницы, детского сада, почты, магазина, учреждений культуры и досуга имеют не более 20% предпринимателей. ПРОБЛЕМЫ СОБСТВЕННОСТИ: ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ, СБОР ДОКУМЕНТОВ, УЧЁТ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЙ. У большинства предпринимателей на селе, как бы абсурдно это не звучало, отсутствует земля в собственности (51% респондентов). 13% предпринимателей имеют площадь до 1 гектара. Вспомним, с чего начинались крестьянские бунты - с проблем собственности и межи. ПРОБЛЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ - обустроенность сельских хозяйств дорогами с твердым покрытием, канализацией, природным газом, водопроводом, телефоном, наличием личного транспорта. А что в плюсе? Внушает оптимизм те самый факторы ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, влияющие на сельское предпринимательство. Уже потихоньку сходит "на нет" иждивенческая психология и принцип постоянных дотаций, принятый за основу еще в советское время. Так, самыми эффективными мерами поддержки предпринимателей на селе является лизинг техники на льготных условиях, а также авансирование под урожай будущего года. Важно и распространение льготного кредитования на производственное строительство.

Подводя итоги анализа социологического исследования посвященного выявлению проблем женского предпринимательства в России сделаем следующие выводы: В связи с тем, что самые большие надежды предприниматели проявляют к поддержке местной власти, следует обратить на это внимание. Рекомендуем обязать местные власти разработать территориальные программы поддержки малого предпринимательства с учетом специфики региона. Ассоциации и Союзы поддержки предпринимательства пользуются большим доверием у бизнесменов. Рекомендуем принять меры к обеспечению доступа предпринимателей малого бизнеса (особенно на селе) к помощи данных организаций, а также участию в "Государственной программе поддержки предпринимательства"

Таким образом, фактором, сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства является, прежде всего, 1. Отсутствие материальной базы. Необходимо предоставлять возможность на льготных условиях создавать такую базу, а там, где особо важно развитие того или иного малого предприятия - предоставлять ее безвозмездно с учетом жесткого контроля по ее использованию по назначению, - вот одно из решений данной проблемы.

2. Кредитование и налогообложение женщин-предпринимателей - это одна из самых проблемных зон после законодательства. Возможные выходы для развития предпринимательства:

Снижение налогового бремени. Доступ к финансовым ресурсам, расширение инфраструктуры формирования инвестиционного портфеля или начального капитала.

3. Применение опыта других стран. За примерами далеко ходить не надо. Интересен опыт поддержки женщин-предпринимателей в Казахстане. Уже 5 лет там действует система финансовой поддержки женщин-предпринимателей, включающая, в том числе: Кредитование без залогов Пониженная процентная ставка для женщин-предпринимателей. Начнем хотя бы с этих мер...

В целом можно сказать, что, к сожалению, в России пока не существует действенной системы поддержки женщин-предпринимателей на государственном уровне. Необходимо разработать инновационные стратегии в сфере женского предпринимательства, включая разработку инновационного стратегического проекта (ИСП), который будет направлен на поддержку женщин в малом и среднем бизнесе, на совершенствование, нормативных основ регулирования малого предпринимательства; совершенствование налогообложения и таможенного регулирования упрощения налоговой отчетности; упрощение доступа к финансовым ресурсам; развитие кредитования и страхования; развитие инфраструктуры малого предпринимательства с учетом приоритетного развития на муниципальном уровне.

18.12.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/1010

Док. 444795
Перв. публик.: 18.12.07
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 212

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``