В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Всевобуч: декларация или реальность Назад
Всевобуч: декларация или реальность
Закон об обязательном общем образовании провозглашает гарантии, но не разъясняет, как они могут быть реализованы. Чем это может обернуться? Накануне каникул депутаты успели принять во втором и третьем чтениях законопроект об установлении обязательности общего образования, или, как его принято называть в кругу специалистов, "законопроект о всеобуче". Совет Федерации утвердил этот закон. Он вступит в силу 1 сентября нынешнего года. Согласно закону, право и обязанность получить полное среднее образование распространяется на заключенных, находящихся в местах лишения свободы, а также на лиц, проходящих обследование и лечение противотуберкулезных медучреждениях. На комиссии по делам несовершеннолетних и органы опеки и попечительства возлагается ответственность за получение полного среднего образования безнадзорными и беспризорными детьми. За всех остальных несут ответственность родители и опекуны.

Напомним, что до этого начиная с 1993 года, когда была принята новая Конституция РФ, обязательным, общедоступным и бесплатным было только основное общее образование.

Как новый закон изменит ситуацию в сфере образования? Об этом наш корреспондент Ольга Дашковская беседует с Любовью Николаевной Духаниной, директором московской негосударственной школы "Наследник", членом комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации, возглавлявшей рабочую группу по экспертизе данного законопроекта.

- Любовь Николаевна, в чем явное и неоспоримое преимущество нового закона?

Л.Н. Духанина. Прежде всего в том, что он гарантирует ребенку бесплатное 11-летнее образование.

- До вступления в силу этого закона можно ли было отчислить ученика из школы после 9 класса без весомых причин?

Л.Н. Духанина. До этого момента обязательным у нас являлось 9-летнее образование. Окончив эту ступень, подросток получал аттестат, и если он желал продолжить обучение в старших классах, он должен был написать заявление, то есть как бы поступить в школу заново. В некоторых случаях ему даже приходилось сдавать экзамены - для того чтобы подтвердить свое право на дальнейшее обучение.

- Насколько это было законно?

Л.Н. Духанина. Эту проблему можно обсуждать долго, но очевидно одно: если это лицей или гимназия с углубленным изучением тех или иных предметов, то отбор в старшие классы должен быть - для того чтобы выбранная образовательная программа была адекватна способностям и возможностям ребенка. В противном случае это может привести к серьезным психологическим травмам.

- Изменится ли данная ситуация с 1 сентября нынешнего года?

Л.Н. Духанина. Думаю, что отбор в школах с углубленным изучением останется. Неслучайно в законопроекте сформулирована позиция, согласно которой родители и опекуны имеют право выбрать для детей, не достигших 16 лет, образовательные учреждения и формы образования (например, продолжить обучение после 9 класса можно в вечерней школе, ПТУ или колледже, экстерном, на дому и т.д.).

- Но и до принятия этого закона обучение на старшей ступени и в дневных, и вечерних государственных школах у нас всегда было бесплатное.

Л.Н. Духанина. Только благодаря тому, что в регионах опасались социальных взрывов. Неслучайно некоторые субъекты РФ приняли свои законы об обязательном 11-летнем образовании задолго до федерального, и даже имели крупные неприятности по этой причине. Например, несколько лет назад в Конституционном суде даже рассматривалось дело республики Алтай - на предмет соответствия их закона конституционным нормам РФ. Но у регионов не было другого выхода: если бы они не принимали такие законы, они не имели бы права расходовать средства своих бюджетов на обучение детей в 10-11 классах.

- Закон о всеобуче тоже противоречит действующей Конституции, согласно которой обязательным и бесплатным является 9-летнее образование. При этом менять Основной закон, похоже, никто не собирается.

Л.Н. Духанина. Действительно такая правовая коллизия существует. Мы изучали возможные варианты выхода из этой ситуации, наиболее реальный из них - референдум. Но организация этого мероприятия на территории всей страны требует колоссальных затрат - материальных и временных. Если бы мы пошли по такому пути, то в этом году закон бы не был принят, да и результат голосования непредсказуем. Зато сегодня у нас есть возможность обеспечить гражданам бесплатное образование хотя бы на школьной ступени.

- Какие важные поправки были приняты в ходе обсуждения закона?

Л.Н. Духанина. Поначалу предполагалось, что ребята, по каким-то причинам не освоившие программу, будут учиться в школе до 20 лет включительно. Новая редакция закона обязывает государство и родителей создавать условия для получения общего образования несовершеннолетними до достижения ими возраста 18 лет и предусматривает дополнительные государственные гарантии для граждан в возрасте до 20 лет. Это означает две принципиальные позиции. Во-первых, в законе "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена отсрочка от призыва до 20 лет для юношей, не получивших полного среднего образования.

Во-вторых, это подразумевает право на получение бесплатного среднего образования до достижения возраста 20 лет.

- Но можно ли в таком случае продолжить обучение в дневной школе после 18 лет, или по достижении этого возраста придется искать какие-то альтернативные формы?

Л.Н. Духанина. Школы бывают разные. В коррекционных, например, срок обучения больше, чем в обычных. Почему работники образования так остро восприняли положение закона о том, что в школе можно учиться до 20 лет? Многие сразу же подумали, что таким образом поощряется второгодничество, и совершеннолетние "митрофанушки" будут сидеть за одной партой с малышами. Поэтому в ходе доработки закона была пересмотрена ситуация, связанная с переводом неуспевающих детей в следующий класс. Поначалу предполагался вариант перевода с одной двойкой на всех ступенях, однако в новой редакции сделали исключение для учащихся старшей ступени. Они смогут продолжить обучение в иных формах - экстерном или в вечерних школах. А если пересдадут двойку, то также в ПТУ или техникуме.

- Если, например, возникнет такая ситуация: ребенка отказываются принимать в школу, как в этом случае должен действовать родитель? Подать в суд за нарушение конституционного права на образование?

Л.Н. Духанина. Если в действующем законе не прописаны меры наказания, то суд не в состоянии принять какое-либо эффективное решение. Поэтому приходится констатировать, что закон носит декларативный характер. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, такие меры можно применить только по отношению к родителям или опекунам в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 5 МРОТ - в том случае, если они не выполняют своих обязанностей "по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних". А в отношении директоров школ и чиновников вообще никаких мер не предусмотрено.

Речь в данном случае идет не только о приеме в школу, но и о качестве образовательных услуг. Актуальный пример: в этом году в некоторых регионах большое количество детей получили неудовлетворительные отметки по ЕГЭ. Автоматически они лишаются права на поступление в вуз, теряют год - до следующей пересдачи. К кому родители могут предъявить претензии по поводу неполноценного обучения своих детей? Действующий закон не дает ответа на этот вопрос.

- Как можно исправить эту ситуацию?

Л.Н. Духанина. В Министерстве образования и науки в настоящее время работают над законопроектом "Об административной ответственности в области образования", который может быть рассмотрен до конца этого года. У родителей должен быть механизм влияния на школу. Пока же закон провозглашает гарантии, но не обеспечивает механизма их реализации. Это чревато тем, что благородная социальная идея всеобуча так и останется на бумаге.

03.08.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/984

Док. 444789
Перв. публик.: 03.08.07
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 322

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``