В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шума больше, чем реформ Назад
Шума больше, чем реформ
Шума больше, чем реформ О законченных бакалаврах и незаконченном высшем

Любовь ДУХАНИНА, доктор педагогических наук, член Общественной палаты РФ

http://www.vecheinfo.ru/

Про проблемы, связанные с переходом на двухуровневую систему образования, сегодня не говорит только ленивый. Но зачастую разговор напоминает спор глухого со слепым. Не совсем обоснованны нападки общественности на активность участия России в Болонском процессе, а ответы Министерства образования и науки порой так туманны. При этом многие забывают, что лет пять-семь назад открытость российского образования и выход российских выпускников на международного работодателя был главнейшим запросом общества. Пока постараюсь обозначить не различия, а общие позиции в этом споре.

В качестве основного упрека сторонникам двухуровневой системы обучения используется аргумент "качества образования", что будут выпускать "недоучек". Мол, нельзя пятилетний минимум для важнейших профессий сводить к четырехлетнему. Хочу отметить, что двухуровневая система не коснется профессий, требующих непрерывного учебного процесса и подготовка которых требует жесткого квалификационного стандарта вне зависимости от конъюнктуры. Так что врачей и инженеров Болонские соглашения не коснутся. Надо еще понять этот перечень - кстати, это и надо обсуждать с профессионалами и общественностью!

Самое главное, что и Министерство свое активное участие обосновывает именно "аргументом качества". С одной стороны, это ответ на вызовы времени, так как большинство выпускников проходят "переподготовку" в рамках корпоративного обучения или дополнительных курсов повышения квалификации. То есть должен быть предусмотрен вариант, в котором выпускник, получивший после четырех лет диплом бакалавра, может заключать контракт на трудоустройство, например, менеджером или же продолжать учебу. Запрос именно на "линейных" специалистов сегодня, как известно, велик. Посмотрите объявления - нужны "менеджеры", "специалисты по продажам", администраторы. Или же выпускник продолжает дальнейшее обучение в магистратуре для более углубленного изучения предмета, и трудоустройство этого специалиста будет возможным не только в России. Ситуацию "ненужного образования", когда математики шли в сторожа и дворники, химики - в "сэйлеры", тоже нормальной не назовешь.

Второй аргумент министерства - это возможность подключения корпораций и государства в качестве партнеров и участников, работодателей, формирующих запрос на конкретные навыки. На базе четырехлетнего минимума возможно в дальнейшем формировать гибкую систему "спрос - предложение" между работодателем и выпускником. В этом смысле система двухуровневого образования частично решает проблему исчезновения дополнительного образования.

Так или иначе, проблема министерства - разъяснить смысл Болонских соглашений и пролить свет на те предпосылки, что привели к этому. У меня не меньшие претензии в этом к министерству, чем у ученых и преподавателей вузов. Но я-то понимаю, какие факторы брались в расчет.

Мое личное мнение остается неизменным. Двухуровневая система может ударить по качеству образования и привести к диктату корпораций в вопросах содержания образования, это так. Вероятно очень жесткое разделение на выпускников с "незаконченным высшим" и "полноценным высшим" образованием. При этом во многих российских вузах сами критерии образованности остаются неизменными вот уже тридцать лет - не думаю, что это нормально. Выпускники либо переучиваются на предприятиях, либо идут работать независимо от специальности, диплом выступает эдаким "джентльменским набором". Нередко последний год студенты давно уже работают и посещают занятия "для галочки". В этом смысле "болонские" критерии образования смогут дать понятную картину качества подготовки наших студентов.

Двухуровневая система образования существует в Европе и Америке, но национальные традиции и особенности она не "сглаживает". По-прежнему во Франции учат иначе, чем в США.

Нужна не "оборонительная позиция", а установка на экспансию. В этом смысле надо воспринимать Болонские соглашения не как направленные против отечественных традиций образования, а как дополнительную возможность для экспансии русскоязычной науки.

С учетом нашей бюрократии и общей инерционности системы образования, шума вокруг реформ образования больше, чем самих реформ. http://www.vecheinfo.ru/2007/06/07_06/4_03.html

07.06.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/878

Док. 444783
Перв. публик.: 07.06.07
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 268

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``