В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вундеркинды: Узнать гения Назад
Вундеркинды: Узнать гения
Их не догонишь

Павлик из 2-го "Б" этим летом собирается написать серьезное исследование на тему "Вымирающие виды животных на территории России". 8-летнего ученого не смущает, что в Красной книге их сотни и что написана она языком, непонятным многим взрослым. Павлик не только бегло читает названия на латыни, но и вполне способен отличить дрофу от стрепета и таймень от хариуса. При этом он не зубрит по ночам и не считает себя "ботаником". На урок будущий биолог прибегает весь запыхавшийся и с разбитыми коленками - на перемене в футбол гоняли. Зато когда учитель открывает заветный красный том, Павлик весь во внимании. Он то и дело тянет руку, подпрыгивает, грудью ложится на парту и, как только учитель обращается к нему, засыпает того вопросами.

В России таких одаренных детей, по оценкам ученых, около 1-3%. "Потенциально одаренных" значительно больше - до 30%. Многие страны, на которые у нас принято равняться - от США до Южной Кореи, - уже полвека заняты тем, что выявляют этих самых потенциальных гениев и бережно ведут их потом во взрослую жизнь. Они считают непреложной теорию, согласно которой каждый вундеркинд может стать великим человеком. А потому поддержка молодых гениев - единственный надежный способ воспроизводства интеллектуальной элиты нации.

Американские ученые начали изучать корреляцию между признаками детской одаренности и высокими достижениями во взрослой жизни еще в 1920-е. "Классиком жанра" считается Льюис Терман, более 40 лет отслеживавший судьбу 1500 одаренных детей и первым доказавший наличие прямой связи между одаренностью и успехом во взрослой жизни. Три четверти подопечных Термана добились выдающихся результатов. Его фраза "за редким исключением особенный ребенок становится особенным взрослым" стала аксиомой. Практически все исследования, проводившиеся на протяжении XX в., подтверждали выводы Термана. Статистика дает те же результаты: в изданном в Англии "Словаре национальных биографий" из 1030 упомянутых великих людей 292 выросли из бесспорных вундеркиндов. Но все они отвечали одному условию: поскольку были "бесспорными", их талант не был загублен в детстве невниманием взрослых.

Теперь программы обязательной диагностики всех детей на признаки гениальности существуют в 47 государствах. А некоторые страны вроде Сингапура, пытающиеся воспитать лучшую нацию на свете, сделали эту теорию национальной идеей. В России же созданием отборного человеческого капитала озаботились только сейчас, да и то пока не подкрепили эту заботу достаточным финансированием.

НЕВЫЯВЛЕННЫЙ РЕСУРС

Прошлой осенью комиссия российской Общественной палаты по интеллектуальному потенциалу сформировала рабочую группу "Одаренное поколение" и поручила ей разработать проект "Система выявления и поддержки талантов". Во второй половине мая рабочая группа отрапортовала о том, что разработка программы вступила в финальную стадию - на сентябрь назначены окончательные слушания.

Задача - ликвидировать наметившееся отставание России "по гениям". Формальный его признак - снижение результатов на международных олимпиадах. В отличие от советских времен, когда мы были впереди планеты всей, теперь российские дети значительно уступают сверстникам из стран, где отслеживание талантов "поставлено на поток". Школьники из Сингапура, Южной Кореи и Японии уже несколько лет побеждают "на всех фронтах". Американцы, где все ученики регулярно тестируются на уровень IQ, что позволяет "вылавливать" большое количество одаренных детей, стараются не сдавать позиции.

"Хорошо, когда есть газ и нефть, и они какое-то время еще будут нас выручать. Но единственным неиссякаемым ресурсом страны является интеллектуальный, ядро которого в будущем - сегодняшние одаренные дети", - говорит Любовь Духанина из Общественной палаты, главный идеолог проекта. Если его одобрят, он вступит в силу с января 2008 г. Тогда начнется повсеместное внедрение единой общероссийской методики выявления одаренности. Затем отобранные дети попадут в систему поддержки и развития - от детского сада через школу-пансион до окончания вуза. Как это все уместить в 2 млрд руб. (это менее 1% от расходов на образование), пока непонятно, но именно таков предварительный годовой бюджет новой программы. Впрочем, до сих пор обходились и меньшими суммами: с 1998 г. действует программа с аналогичными задачами, но денег хватает лишь на поддержку пары-тройки школ и проведение олимпиад и конкурсов.

Как именно детей будут выявлять и как с ними будут работать, Духанина пока не говорит - конкурс на лучшую "программу конкретных действий" намечен на сентябрь. Ученые сходятся во мнении, что формализованных критериев отбора одаренных детей не существует и это исключительно вопрос подхода и, грубо говоря, вкуса. "Мы не можем точно просчитать способности человека, - говорит Виктория Юркевич, заведующая лабораторией "Психология одаренных детей" Московского городского психолого-педагогического университета. - Я только категорически против оценки способностей детей по их достижениям. Дети слишком разные, и у некоторых, даже очень талантливых, бывают проблемы с конечным результатом".

По ее словам, надо учитывать, что способностей "от природы" не бывает, есть только задатки. В некоторых областях одаренность может проявиться раньше, чем в других, уже в 5-7 лет, то есть до школы - это живопись, музыка, поэзия, спорт. И от того, как родители будут поддерживать и воспитывать ребенка с потенциальными задатками, зависит, сможет ли он превратиться в одаренного. До школы, которая в смысле развития способностей заменяет подросшим детям семью, доходит хорошо если 60% не загубленных талантов, которых-то и надо выявить. К концу начальной школы свою одаренность теряют еще около трети из оставшихся вундеркиндов - из-за неумелых, неподготовленных учителей или невнимательности родителей. Столько же лишь немного опережают своих сверстников, и только 30% продолжают продвигаться в развитии. Но из этих 30% "счастливчиков" к старшим классам остается менее половины. Вот и получается, что школы, не различающие гениев, выпускают лишь 1-3% действительно одаренных юношей и девушек, способных к великим свершениям во взрослой жизни.

ОПАСНЫЕ ПЛОДЫ

Психолог Юркевич предлагает использовать два критерия для отбора одаренных детей: потребность в познании и умение думать. Несмотря на размытость таких принципов отбора, Юркевич убеждена, что именно с их помощью психологу удается максимально точно определить степень одаренности детей. Она считает, что на первом этапе с помощью учителей, повсеместного тестирования и анкет вполне реально было бы выявить всех таких школьников. А на втором этапе нужно помогать вундеркиндам развивать индивидуальные способности. "Главная задача - чтобы эти дети получили ту помощь, которая им нужна, - говорит Юркевич. Нам нужно не ярлыки наклеивать, а чтобы они не затерялись в общем потоке. - Кого-то устроить в специальные кружки, кого-то - в специальные школы или интернаты".

В России сегодня около 100 центров, лабораторий и учебных заведений, работающих с одаренными детьми. Большинство занимается уже с проявившими себя детьми в возрасте 12-14 лет. Защитник редких животных, второклашка Павлик, и его лучший друг Боря (он хочет стать актером или архитектором) учатся в московской школе "Созвездие", одной из немногих работающих с детьми с высокими интеллектуальными способностями с 1-го по 11-й классы. На вопрос "как тебя зовут?" Боря совершенно серьезно отвечает: "Борис Борисович Прохоров". "А ты одаренный?" - "Ну да, - отвечает 8-летний Борис Борисович, слегка краснея. - Я люблю изучать иностранные языки, вот английским с 4 лет владею". Следующий вопрос, заданный корреспондентом Newsweek по-английски, мальчика совершенно не смущает. Он моментально отвечает, причем сложносочиненными фразами с вкраплением редких слов. При этом за границей Боря никогда не жил.

Чтобы помочь таким, как Борис, реализовать свой потенциал, Наталья Шумакова, научный руководитель школы и ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования (РАО), вот уже 15 лет доказывает необходимость создания особых условий для особых детей. "Психолог Юнг сравнил большие дарования с самыми прекрасными и часто самыми опасными плодами на древе человечества. Проблема в том, что эти плоды висят на тех ветвях, которые легко обламываются, - говорит Шумакова. - Это сравнение удивительно точно описывает феномен детской одаренности". Она уверена, что чем раньше учитель или родитель обнаружат незаурядные способности ребенка и сумеют создать для него условия обучения, соответствующие его высоким возможностям, тем больше надежд на то, что в будущем он станет частью интеллектуальной и творческой элиты страны.

Наталья Шумакова - один из соавторов так называемой рабочей концепции одаренности, трактующей ее как "системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми". На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это "результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды". Наиболее яркими и важными признаками детской одаренности считаются высокий творческий потенциал и любопытство.

"На словах гораздо сложнее описать критерии, по которым мы отличаем талантливых людей, чем сделать это на практике, - оправдывает тяжеловесную формулировку коллеги Виктория Юркевич. - Ситуация: у меня сидят двое детей и решают задачку - одаренный будет просить, чтобы ему не подсказывали, а второй совсем не против, чтобы ему помогли". Если ваше чадо готово часами глазеть в телескоп просто потому, что ему хочется сосчитать количество звезд - и вы не обещали дать ему 100 руб. за пятерку по астрономии, - перед вами, возможно, будущий гений, создатель очередной теории возникновения Вселенной.

Я БЫ В ГЕНИИ ПОШЕЛ

Впрочем, "на глазок" выявить вундеркинда обычно не получается. Встречи с психологом перед приемом в спецшколу для гениев могут затянуться на несколько недель или даже месяцев. "Права на ошибку у нас нет, - объясняет Юркевич. - Ведь больше всего страдают от неправильного выбора не одаренные дети - они-то себе дорогу еще могут найти, - а те, кого неправильно к ним причислили. Быть в итоге выброшенным из списка талантливых - это серьезная психологическая травма для ребенка. Поэтому-то на родительских собраниях перед поступлением в лицей для одаренных детей я много раз повторяю родителям: подумайте еще раз, вашему ребенку будет очень и очень непросто".
BR> Вступительные экзамены в московскую "Лигу школ", например, длятся около месяца. В этой маленькой бесплатной государственной школе для одаренных подростков с 7-го по 11-й классы учатся всего 62 ученика. Школа находится на юго-западе, но едут сюда дети со всей Москвы и даже из Химок и Мытищ. Конкурс при поступлении, как в лучших вузах города: 11 человек на место.

Пока что вундеркинды попадают в зону особого внимания бессистемно - чаще это победители всевозможных олимпиад и конкурсов, особо талантливые школьники, которым повезло с небезразличными учителями, и дети поверивших в исключительность собственного чада родителей. Большинство абитуриентов приводят именно родители, но некоторые приходят сами.

14-летний Александр Федоровский о том, что сменил школу, родителей поставил в известность постфактум. До 7-го класса он учился в обычной школе, но всегда чувствовал, что это "не его". "Я быстро схватывал новый материал и постоянно скучал на уроках, ходить в школу мне совсем не нравилось, казалось, что я не учусь, а тупею", - вспоминает Саша. Его любимые предметы - русский и литература. Всю школьную программу по этим дисциплинам он самостоятельно освоил еще в 5-6 классах. "Лигу школ" мальчик сам нашел в Интернете, записался на экзамены и, лишь пройдя первый тур, рассказал маме.
На первом туре отсеиваются около половины претендентов. А многие, узнав о том, какие предстоят экзамены, даже не пытаются их сдавать. Сначала ребенку дают "домашнее задание" - вручают список из 50 тем, к 5 из которых надо приготовить "нечто". Темы необычные: "Почему огурцы не поют", "Почему на Камчатке нет воробьев", "Люди-шахматы", "Зеркало заднего вида", "Любовь-морковь" и т. д. "Нечто" должно быть творческим - стихи, проза, песня, модель, рисунок. Ответ "овощи вообще не поют" сочтут отпиской.

Потом детей проверяют на интеллектуальное развитие: две задачки по математике, две - по географии, биологии и т. д. Третий тур, пожалуй, самый необычный для учебного заведения. Абитуриенты просто играют в шарады под наблюдением старшеклассников. Преподаватели не участвуют. "В отсутствие взрослых дети часто ведут себя абсолютно по-другому, а эта игра - отличная возможность увидеть их "истинное" лицо", - говорит директор школы Сергей Бебчук. Пока абитуриенты отгадывают пантомимы, старшеклассники фиксируют их манеру поведения, задаваемые вопросы, умение слушать и выстраивать стратегию. Следующий этап - собеседование с пятью преподавателями. Каждый задает вопросы из своей области и просит ученика озвучивать ход мыслей на пути к ответу. "Ответ может быть и не совсем правильным, но если ребенок мыслит нестандартно, если он предлагает необычные идеи - это наш кандидат", - говорит Бебчук. Последний тур - собеседование с психологом.

Прошедшие жесточайший отбор, может, и не гении, но неординарные дети точно. Учебный план тоже сильно отличается от обычных школ. Занятия "новичков" начинаются с 3-недельной поездки в Крым. Географию и геологию дети изучают в Большом каньоне и на Ай-Петри. Историю, археологию и историю искусств - в пещерных городах Мангуп, Эски-Кермен, на раскопах Херсонеса, в Бахчисарае, Алупке. Астрономию - в Крымской астрофизической обсерватории, ботанику - в Никитском ботаническом саду, на переходах и стоянках. На уроках в Москве тоже необычно: вместо 5-балльной шкалы оценок - 10-балльная, вместо обычных педагогов - эксперты по тем или иным изучаемым темам. Если вместо уроков ученик отправился в библиотеку - прогулом это не считается. Сидеть смирно на уроках не обязательно. "Главное, чтобы улавливал происходящее и не мешал другим", - с улыбкой объясняет Бебчук. До 11-го класса доходят не все, но оставшиеся с легкостью поступают в самые престижные вузы города.

18-летняя Дина Жужлева, выпускница "Лиги школ", сейчас оканчивает 1-й курс психфака МГУ. Поступила она без подготовки и учиться в университете ей, по собственному признанию, гораздо проще, чем было в школе. В "Лигу школ" она поступила не сразу. "Я целый год готовилась и потом как бы повторила 7-й класс, потеряв год, но никогда об этом не жалела, - признает Дина. - Здесь нас учили искать границы своих возможностей, но не находя предела, мы постоянно стремились дальше". С бывшими одноклассниками ей общаться интересней, чем с однокурсниками: "Мы можем всю ночь спорить о квантовой механике, биоинженерии или переводе какого-нибудь классика".

Впрочем, ученые и учителя до сих пор спорят, стоит ли одаренных детей отделять от "середнячков". Директора спецшкол для одаренных детей считают, что да: лишь в кругу "своих" такие дети могут реализоваться в полной мере. Одаренным детям нужна особая творческая среда, нужны особые преподаватели, специально под них выстроенный учебный план и т. д. Только рядом с такими же талантами они не чувствуют себя белыми воронами, не стесняются показывать, на что способны, а конкуренция лишь заставляет их трудиться. В том же Сингапуре проводится жесткий отбор: плохо учишься - переходи в другой, "низший", класс. И такая сортировка происходит каждый год.

Руководители центров дополнительного образования для одаренных детей (кружков, летних лагерей), а также директора обычных школ, наоборот, считают, что создавать искусственные "резервации" нельзя. В них дети теряют связь с нормальной социальной средой, а если не справляются со слишком сложной учебой или отстают от еще более талантливых одноклассников, то начинают чувствовать себя неудачниками.

ДАР НАПРАСНЫЙ "Талантливые ребята часто проблемные. Они не слушают взрослых, не могут долго сидеть на месте, обладают богатым воображением и избыточной долей авантюризма: из-за врожденной тяги к знаниям постоянно вляпываются в неприятные истории, - говорит Юрий Белехов, директор Зеленоградского центра психолого-медико-социального сопровождения. - Нередко вместо того, чтобы попытаться понять ребенка и вступить с ним в диалог, родители наказывают его или тащат к психиатру".

А ведь таких среди общепризнанных гениев было немало: многие великие в детстве отвратительно себя вели и вообще отказывались учиться. Например, Дмитрий Менделеев слыл драчуном, бездельником и двоечником. Альберта Эйнштейна в 15 лет выгнали из школы. Про Федора Достоевского учителя говорили, что он психически нездоров, а про Льва Толстого - что он нелюдимый и очень замкнутый. Билл Гейтс в школе изучал только математику, не обращая никакого внимания на остальные предметы, кроме того, он был настолько неуправляемым, что родители несколько раз водили его к психиатру. Среди "великих двоечников" - изобретатель Томас Эдисон, художник Эдуард Моне, писатель Эмиль Золя.

Помочь таким сложным детям, которые вполне могут стать великими, и призван центр в Зеленограде. Тут помогают одаренным найти общий язык с родителями и окружением, в которое они часто не вписываются. "Одаренные дети и есть та элита, те 10%, которые составляют ядро любого общества, - говорит Белехов. - Они не бараны, они творцы, нонконформисты, оппозиционеры. Они интуитивно чувствуют фальшь, видят далеко вперед и подвергают сомнению общепринятые догмы и авторитеты".

Юрий Белехов уверен: чтобы одаренные дети смогли найти свое место в обществе, нужен социальный заказ. Но даже несмотря на появление программ и выделение финансирования, выходит, что обществу гении не очень-то и нужны. "Ситуация у нас в стране, к сожалению, такая, что даже самым одаренным детям приходится бороться за место под солнцем", - говорит социолог Николай Денисов, замдиректора Всероссийского центра уровня жизни. Причем для этой борьбы нужны не столько талант, упорство и трудоспособность, а совсем другие качества. "Способности и достижения у нас часто разбиваются о стену связей и коррупции. Социальные лифты сегодня практически не работают, даже в середине 90-х было лучше", - констатирует социолог. Будь ты хоть трижды вундеркиндом, не повезет - станешь гениальным младшим менеджером.

"НАДЕЮСЬ, Я НЕ ГЕНИЙ!"

Марк Шант, 12 лет Когда я был маленьким, взрослые вокруг часто говорили, что я вундеркинд. Ну да - в два года я мог определить марку любой на улице, а в пять - рассказать все о пойманном на даче насекомом: как называется, сколько живет, как размножается, что ест. Сначала мне было приятно - это же вообще приятно, когда тебя хвалят, - но потом я задумался и понял: НИ ЗА ЧТО! Я считаю, что одаренным детям очень тяжело жить. Им скучно сидеть на уроках: они усваивают материал за 5 минут, а остальные 40 минут просто сидят и не знают, куда себя деть.

Им очень трудно найти друзей. С обычными детьми им скучно. По телевизору идут всякие глупости, которые их не интересуют. Даже на компе им играть никакого удовольствия, потому что им и напрягаться особенно не нужно, чтобы убить за один раунд 8 монстров и не умереть.

Тоска.

Так что остается только книжки читать.

Поэтому-то они очень замкнуты. Я бы даже сказал, что у них какой-то свой, особенный мир, в который без разрешения лучше не соваться: никогда не знаешь, как они отреагируют и как себя поведут. Они же не такие ангелочки, как вы думаете. У них может быт очень скверный характер (почти как у меня). Они могут быть двоечниками, прогульщиками, драчунами - кем угодно, - но при этом гениями. Может быть, я тоже гений, хотя надеюсь, что это не так.

30.05.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/871

Док. 444781
Перв. публик.: 30.05.07
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 316

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``