В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инвестиции в образовании: социальное программирование будущего страны. Назад
Инвестиции в образовании: социальное программирование будущего страны.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ.

Мне приятно констатировать, что обсуждение важнейших проблем страны в рамках Всероссийской конференции становится традицией. Мне хотелось бы особо поблагодарить Сергея Николаевича Самойлова. Не только за высочайший профессионализм и организаторские способности, но и за искренность, глубокую убеждённость в том, что обсуждаемые сегодня нами проблемы являются важнейшими для всех нас.

Более того, уже материалы прошлогодней Первой Всероссийской конференции могут стать образцом для системной проработки любой государственной задачи. Соединение точности формулировок и юридической безупречности в цитировании, в ссылках, в формулировках характеризует как нельзя лучше коллектив единомышленников, взявшихся за проблемы семьи, демографии, воспитания и образования детей. Уверена, что наша сегодняшняя работа продолжит традицию гармоничного совмещения делового обсуждения, скрупулезности и искренности в обсуждении насущных проблем.

Думаю, что весь спектр вопросов- от конкретных задач и проектов до стратегических инициатив - найдёт своё отражение в материалах этой, Второй Конференции. Моя работа в Общественной палате, где я возглавляю Рабочую группу "Одарённое поколение", выходит на многие проблемы, обсуждаемые сегодня участниками конференции, но как раз требования точности и юридической проработки проблем сегодня порой мешает реализовывать самые лучшие инициативы и проекты. Критерий юридической чистоты является серьёзнейшим "ситом" для множества полезных начинаний.

Например, совсем недавно заслуживающая самых добрых слов инициатива Президента Владимира Владимировича Путина насчёт обязательного полного среднего образования оформилась в виде соответствующего законопроекта. Но этот законопроект, "президентский" по сути дела, "потянул" за собой столько серьёзнейшей законодательной работы, что наиболее простым и юридически безупречным выходом из сложившейся правовой коллизии специалисты называют проведение общероссийского референдума. Референдум - не больше, не меньше - по одному из вопросов в сфере образования.

Другими словами, я приветствую тот вдумчивый и обстоятельный стиль работы, что взят на вооружение Оргкомитетом и позволяет идти вперёд вне зависимости от политической актуальности и злободневности самих демографических проблем.

Необходимо отметить, что участие в работе практиков, руководителей и управленцев высокого уровня придаёт конференции деловой настрой. Самые различные инициативы, предложения, проекты, призванные улучшить важнейшие показатели успешности государства - демографические показатели, сегодня прорабатываются на местном и региональном уровнях, в Общественной палате, в Федеральных органах власти. Моё участие сразу в нескольких проектах, таких как "Выявление и поддержка одарённости", "ЛОРД" (Лицей одарённых детей России), работа в форумах женщин и так далее - задаёт определённый ритм жизни и даёт возможность оценить, как идёт работа в указанных на нашей конференции направлениях. Вопросы духовности и нравственности, здоровья и образования, поддержка социальных программ и многодетных семей - благодаря нашим общим усилиям, работе Дмитрия Анатольевича Медведева в первую очередь - все эти вопросы стоят на повестке дня руководителей и политиков всех уровней.

Тем не менее, несмотря на интенсивность моей работы в проектах, я хотела бы сегодня обсудить более стратегические аспекты, то, что можно назвать установкой на программирование. УРОВЕНЬ ПОДНИМАЕМЫХ НА НАШЕЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРОБЛЕМ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ДОСТОЙНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА СТАВИТ ПЕРЕД НАМИ ЗАДАЧИ СООТВЕСТВУЮЩЕГО УРОВНЯ И МАШТАБА. Думаю, что если мы ведём речь о демографии и социальной ответственности бизнеса, то мы должны попытаться рассмотреть эти вопросы стратегически. Потому тема моего доклада - инвестиции в образование и социальное программирование будущего страны - затрагивает не столько существующие сегодня проблемы, сколько перспективы и стратегические ориентиры в этих вопросах. Надеюсь, что помеченные мной сегодня проблемы станут предметом размышлений для многих экспертов и политических деятелей.

Сначала - немного о так называемом "эндаументе", которым сегодня принято обозначать всё многообразие взаимоотношений бизнеса, государства и общества. Скорее всего, одним законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" сфера партнерства и взаимоотношений в вопросах демографии не исчерпается. Хотелось бы наметить позиции будущего, то, что нам надо будет ожидать в этой очень непростой сфере.

Дмитрий Анатольевич Медведев не раз говорил, что "эндаумент само по себе явление не российское и даже не романо-германское, а появившееся в англосаксонском праве, поэтому нелегко адаптируемое к условиям современного российского правового порядка". Есть еще цитата: "Документ непростой, поскольку идет вразрез с отдельными, традиционными для нашей сегодняшней жизни постулатами финансовой активности". Действительно, мы начали серьёзное дело и сделали лишь первый шаг. В отечественной практике эндаумента принят сегодня наиболее простой механизм взаимодействия бизнеса, власти и общества, но даже и им, этим механизмом, еще не умеют пользоваться. Законодателями предложена "клеточка", элемент все системы эндаумента, но мы должны при этом иметь представление о "всём организме", о всех возможностях такого инструмента.

Я возглавляю частный образовательный холдинг и собираюсь запускать, пожалуй, самый амбициозный проект в сфере среднего образования. Потому немало встречаюсь с потенциальными участниками проекта. Общаясь с руководителями предприятий и корпораций, я пришла к выводу, что предприниматели рассматривают инвестиции в образование как нечто большее, чем социальные программы. Это радует. С другой стороны, такое позиционирование бизнеса к образованию предъявляет особые требования к самому образованию, к менеджменту, к трастовым взаимоотношениям, к механизмам работы с частным капиталом. Речь идёт не только о разных формах отчётности, которыми надо владеть каждому управленцу, кто привлёк частные деньги. Но и работе с различными формами инвестиций. Конечно, и это принципиальная позиция, на первом этапе речь идёт только о денежном финансировании. Но, в будущем возможны и НЕ-ДЕНЕЖНЫЕ ФОРМЫ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ.

В западных странах эндаумент - вклад, взнос, определенный объем финансовых средств, откладываемый в пользу некоммерческой организации на определенных условиях. Таким образом, в западных странах эндаумент - это неделимый инвестиционный актив в виде денег, ценных бумаг, а возможно, недвижимого и иного имущества, передаваемых некоммерческим организациям юридическими или физическими лицами в качестве благотворительной помощи

Та самая правовая модель, о которой говорил Дмитрий Анатольевич, предполагает работу с самыми разными формами вкладов, предполагает реал эстейт (если речь идёт об управлении эндаунт-недвижимостью), об оценочной деятельности, если жертвователь внёс произведения искусства, культа, антиквариат, запатентованные технологии.

Конечно, на раннем этапе лучше работать только с деньгами. Но в дальнейшем надо задуматься и о других ценностях и вкладах. А можно ли будет считать патент или авторское право началом взаимоотношений эндаумента?

В корпорациях сконцентрировано немало ценностей, не имеющих отношения к бизнесу. Может, пусть они тоже работают? Не раз в частных беседах бизнесмены говорили о том, что личные, корпоративные коллекции и ценности многие готовы дать для пропаганды нашей культуры и искусства. Порой мёртвым грузом лежат технологии, компьютерные программы и изобретения, связанные с участием корпорации в той или иной отрасли. Допустим, выхода компании на тот или иной рынок или сегмент рынка не состоялся, но наработки и технологии лежат, стареют...

Все эти вопросы - не столь далеки, между прочим. Эти все проблемы стоят на горизонте уже сегодня - в связи с так называемым "материнским капиталом" Президента РФ. По сути, образовательные учреждения будут иметь не-денежный актив, эквивалент денег - вклад (депозит) семьи. Проработка кредитных механизмов на образование и даже проживание студентов, кредитование студенческих семей - это дело совсем близкого будущего. Таким образом, принятый сегодня механизм участия бизнеса и государства в социальном программировании и образовании является лишь первым шагом, "первой буквой алфавита". Который надо будет выучить всем нам.

Второй момент - разделение "национального" и "мирового" в вопросах образования и социальной ответственности бизнеса. Что значит, ответственность бизнесмена перед народом? Где живут те люди, за которых ты ответственен - в родном городе, регионе, или на территории регистрации компании? Ограничивается ли сфера ответственности теми приоритетами, что укажет власть? Является ли поддержка бизнесменом русских в Крыму или русской общины в Эстонии формой такой ответственности? Являются ли проявлением ответственности корпорации выделение грантов молодым учёным на их переезд и исследования за рубежом?

РУССКИЙ МИР ЗНАЧИТЕЛЬНО ШИРЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИИ - мы должны обозначить приоритеты не только "внутри" страны, но и ставить общемировые задачи. Речь не идёт об амбициях и экспансии государства. Просто налицо конфликт национальных приоритетов в образовании и "планетарного" характера бизнеса. За рубежом иногда российскому бизнесу доверяют больше, чем российскому государству. Участие российского бизнеса в создании образовательных центров за рубежом сегодня особенно актуально. Корпорации, чьи головные конторы находятся в одном или двух регионах, не должны ограничиваться только этими регионами, особенно, если речь идёт о крупных корпорациях. А компании, которые вышли на мировой рынок, должны работать с образованием и в диаспорах. Проблема соотечественников и цивилизационного оплота страны в других государствах никуда не девается. Наконец, сегодня существует мощный запрос на российское образование со стороны наших соседей, в первую очередь, стран СНГ. Кредитная система Казахстана должна "вписаться" в российские реалии, выход на российское образование представителей Туркмении, Беларуси, Армении предполагает работу с их финансовыми схемами.

Потому то нам и нужно понимать все эти сложные аспекты партнерства - для престижа страны, для укрепления безопасности, чтобы спокойно женщины рожали, и дети наши не уезжали никуда, а, наоборот, принимали гостей.

Небольшой пример. На телеканале "Аль-Акса", спонсируемом группой ХАМАС (Палестина, Ливан, Сирия) еженедельно выходит детская передача с участием девочки-ведущей и Микки-Мауса. В диалоге, в ответах на звонки, ребятам рассказывается о миссии ислама, о необходимости борьбы с Израилем и США. Детям поются песенки о политике и ценностях исламской цивилизации. Программа называется "Пионеры будущего".

Нам надо над этим задуматься. Это я еще раз хочу обозначить ту мысль, что инвестиции в образование - это не столько благотворительные программы и поддержка проектов. Надо, чтобы вопросы цивилизационного характера сплотили общество, власть и бизнес, чтобы образование стало гарантом и формой солидарности.

Во всем мире проходит немало экономических форумов, бизнес-приёмов, фестивалей и показов мод. Союзы государств и стратегическое партнёрство определяется, конечно, экономикой. НО НЕОБХОДИМ КЛУБНЫЙ ФОРМАТ ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДЕРЖАВ МИРА. Существующая сегодня ОЭСР (организация Экономического Сотрудничества и Развития) явно недостаточна для международной гуманитарной и образовательной политики. Замечу, что в разные времена руководители государств и политики становились членами кружков и клубов, посвящённых образованию. Это не только знаменитые общества при королевских дворах Западной Европы, но и римские кружки Сципиона, Юлия Цезаря и Марка Аврелия, китайские клубы и сообщества, японские императорские клубы.

Нам нужно использовать преимущества стабильности и обязывать нарождающуюся политическую элиту России брать на себя подобные стратегические обязательства. Да, общество сегодня не приемлет революций, но эти настроения - не повод, чтобы нашей элите расхолаживаться. Я думаю, что ассоциация глав государств Болонского соглашения, или политический клуб, ставящий перед собой вопросы развития образования и МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - это необходимый шаг во внешнй политике нашей страны. Мы взялись за тяжелейшие проблемы - нам надо их решать с учётом опыта наших соседей.

Наконец, необходимо осуществить ревизию и дать оценку работе наших специалистов в международных организациях: ООН, ЮНЕСКО и т.д. Надо ставить вопрос не только о популяризации инициатив, вроде нашей с вами Конференции, но и лоббировании наших интересов через клубные структуры и международные организации.

Третий момент - связанный с внутренними проблемами и тенденциями в стране. Речь идёт о перераспределении миграционных потоков и изменениях демографического профиля регионов России. Впереди - ТРУДОВАЯ И, ГЛАВНОЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ, ХОТЯ БЫ В СВЯЗИ С ДВУМЯ ЗАКОНАМИ: О ЕГЭ И О ДВУХ-УРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАНИИ. Молодые люди в связи с ЕГЭ, с одной стороны, не будут столь стремительно пополнять мегаполисы - пока что сейчас для гарантированного поступления в ВУЗ родители из сёл и районов везут в крупные города детей, начиная с начальной школы. С другой стороны, мы должны быть готовы ко всем последствиям образовательной интеграции, когда российские бакалавры и магистры пополнят кафедры и компании университетов и корпораций Европы и Америки. И наоборот, когда выпущенные ВУЗом специалисты будут ехать не в Сибирь, а в Испанию, то для пополнения дефицита трудовых и квалифицированных кадров внутри страны надо будет придумывать специальные программы для выпускников, привлекать их высокими заработками, доступным жильём, возможностью продолжать обучение. В связи с этим, во многих регионах станет необходимостью специализированные центры дополнительного образования, для этого нужно вступать во взаимодействие с корпорациями, нуждающимися в кадрах.

Другими словами, образование может стать ключевой позицией для демографического планирования, не только в связи с условиями для семьи и воспитания детей, но и исходя из тенденций динамики рынка труда и знаний в стране.

В связи с региональной проблематикой и большим представительством регионов у нас на конференции, хотелось бы затронуть один важный аспект. Это РАБОТА СО СМИ - особенно региональными. Конечно, хорошо, когда на всю страну по центральным каналам телевидения даётся информация о больных детях, о расчётном счёте, куда можно перечислить деньги. Но мы понимаем, глядя на такое милосердие: во всей стране столько много нуждающихся в помощи, что круглосуточного вещания телеканалов не хватит, чтобы рассказать об этом. Потому нужно, чтобы в регионах была система таких "социальных материалов" - в районах и городах люди друг друга знают, быстрее откликнутся. Столичные СМИ, в этом смысле, не могут избежать претензий. Забитый "под завязку" рекламой телеэфир и рекламные полосы являются элементарным нарушением лицензионного соглашения, в котором объем информации по общественно-политическим проблемам должен быть соблюдён.

В связи с этим, реклама компании или брэнда корпорации может быть обременена социальной рекламой или информацией об учебных заведениях - не в виде обязательного формата для рекламы, но как условие соглашения СМИ и рекламодателя.

Несколько слов об управлении образовательными проектами - будь то школы различного правового статуса, учреждения дополнительного образования или специализированные центры. Порой в связи с ними речь идёт о благотворительности - и только. Мне до сих пор тяжело слышать жёсткую фразу великого русского историка Василия Ключевского, но не признать его правоты нельзя. Он сказал "Благотворительность - больше родит потребностей, чем устраняет нужд". Я понимаю тех руководителей, которые, несмотря на значительную роль бизнеса и корпораций в современном мире, отстаивают независимость, в том смысле, что образовательные учреждения не должны "быть при - ", быть при какой-нибудь корпорации или холдинге. Чтобы не родить потребности, не стать иждивенцем, как в советские времена. С той разницей, что иждивенческие настроения рождает не государство, а бизнес.

Потому, я хочу затронуть не-иждивенческие стратегии социального программирования.

Статистика по социальным программам в отношении детей радует. На 26% уменьшилось количество детей, усыновляемых иностранцами, на 10% увеличилось количество детей, усыновляемых российскими семьями. Общие количественные показатели впечатляют: в 2006 году российских граждан было устроено 102 тыс. детей, в семьи иностранных - около 7 тысяч. Не может не обнадёживать тот факт, что именно семья становится важнейшей опорой государства в социальных вопросах. Президентские инициативы набирают обороты, и, я думаю, количество детей в семьях будет расти. Но это не значит, что активное "подключение" семьи в политику государства решает проблемы проектирования и программирования других институтов и учреждений. В первую очередь, это касается образования - какая бы ни была хорошая семья, вопросы обучения, поддержки талантов ребёнка - это прерогатива специалистов.

Я считаю, что одним из важнейших направлений именно стратегического программирования государства, является работа с одарёнными детьми. Самое главное, что в этом направлении деятельности может реализовать себя потенциал русской школы психологии, замечательная инновационность отечественной педагогики, авторские школы и специальные курсы, которые как-то оказались в тени, стали неинтересны. Смею вас заверить, интеллект и наработки из сферы образования никуда не делись. В стране существуют программы работ с одарёнными детьми. При этом, интеллектуальный потенциал нации - это не только "отличники учёбы".

Читала, что вице-президент СУАЛ-холдинга Василий Киселев сетовал, что их программа поддержки детского спорта в требования закона о целевом капитале с формальной точки зрения не укладывается, и что теперь с этой программой делать - непонятно. Я прекрасно понимаю Василия Николаевича. Несколько раз я беседовала с Вячеславом Фетисовым на эти темы. Всем уже очевидно, что значение спорта (особенно, когда свежи впечатления от Чемпионата мира по Хоккею-2007), требования к спортсменам и престиж спортивных побед предполагает особые подходы к спортивно одарённым детям. И помимо единого образовательного пространства, которое мало-мальски появляется у нас, сегодня важны эти позиции "прорыва" - система Олимпиад и программы одарённого поколения. Ну и важнейшим инструментом для обучения самостоятельности, для разрыва с той самой иждивенческой установкой, является собственно учебный план. Предметы, педагогические цели, которые ставятся и задачи, которые решаются.

Любопытный пример содержания образования - учебный курс Великобритании. Национальный учебный план в Великобритании предлагает воспитывать: 1. Ключевые навыки:

Общение Операции с числами Информационные технологии Совместная работа Совершенствование собственных результатов и успеваемости Решение проблем

2. Интеллектуальные умения Умение продуцировать информацию Умение обосновывать своё мнение Исследовательские умения Творческое мышление Умение давать оценку

3. Дополнительные навыки (напр. финансовая грамотность) - ЭТО ЗАСЛУЖИВАЕТ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ. Умение делать правильный выбор в операции с деньгами Составление бюджета и учёт собственных средств Последствия принятий финансовых решения для себя и семьи

Обратите внимание на формы "дополнительного образования" в Великобритании. Думаю, нам есть о чём поспорить с англичанами и есть, что взять у них. Это касается и той англо-саксонской правовой системы эндаумента, о которой говорил Дмитрий Анатольевич Медведев.

Спасибо за внимание.

22.05.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/864

Док. 444773
Перв. публик.: 22.05.07
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 348

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``