В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Законотворчество в образовании: законодатель как плохой портной Назад
Законотворчество в образовании: законодатель как плохой портной
Пресс-служба Рабочей группы "Одарённое поколение" Общественной палаты РФ, Законотворчество в образовании: законодатель как плохой портной. На встрече Любови Духаниной с работниками департаментов Министерства образования и директорами школ профессиональное сообщество назвало законопроект об обязательной 11-летке "еще одним лоскутом для штопки прорех" в законодательной практике в сфере образования.

7 мая член Общественной палаты, руководитель Рабочей группы "Одарённое поколение" Любовь Николаевна Духанина встретилась с работниками образования. Сотрудники Министерства образования и науки, директора школ представляют сегодня не только управленческую элиту в сфере образования, но, прежде всего, главной опорой для государственной политики в сфере, будь то реформы, Приоритетные Национальные проекты или инициативы руководителей местного уровня. Очевидно, что именно на руководителях школ и подразделений Министерства лежит вся полнота ответственности за происходящее в образовании и именно им приходится "на себе" испытывать все плюсы и минусы принимаемых решений.

Управленцы-практики высказали своё мнение по поводу законопроекта об обязательной 11-летке, имеющего формулировку "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления обязательности общего образования)". На совещании было высказано соображение, что этот законопроект продолжает неэффективную практику "лоскутного законотворчества", когда правовая инфраструктура образования "рвётся по кускам" и законодатель как плохой портной меняет куски "устаревшей ткани" на более новые.

Отметим, что инициатива Любови Духаниной по встрече с профессиональным сообществом управленцев и педагогов продолжает ее работу над вышеуказанным законопроектом. 25 апреля с.г. была проведена общественная экспертиза законопроекта с участием специалистов Общественной палаты, юристов, педагогов и представителей СМИ. Эксперты и специалисты во время общественной экспертизы законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления обязательности общего образования)" отметили неожиданные коллизии в связи с принятием закона об обязательной 11-летке. речь идёт о том, что принятие закона ведёт к редакции статей Конституции, что влечёт за собой либо референдум, либо созыв Конституционного совещания.

Политический контекст, сопровождающий сегодня любую инициативу, затрагивающую Конституцию РФ, придал законопроекту об обязательной 11-летке особую остроту. "Проблема качества законов сегодня обратно пропорциональна быстроте их принятия. Надо, чтобы мы ответственно подошли к фундаментальному законопроекту, а не ограничились лишь констатацией проблем, встающих в связи с его принятием. Эти проблемы потом лягут на работников образования тяжким бременем. Если нужно будет организовать референдум, готова выступить с этой инициативой", - заявила тогда Любовь Николаевна.

Опасения Любови Духаниной были подтверждены 7 мая. На встрече в Минобразнауки профессиональное сообщество обратило внимание на другой аспект законопроекта. Так, вышеупомянутый нормативный акт предполагает обязательность полного среднего образования, что вместе с законом о ЕГЭ ставит проблему аттестации выпускника средней школы.

Будет ли двоечник или неуспевающий два-три раза оставаться в выпускном классе, сидя за партой уже в возрасте 20 лет (на проблему "великовозрастных выпускников школ указывали и журналисты и Министерство Обороны)? Как будет происходить допуск "второгодников" к ЕГЭ? По каким предметам будет обязателен ЕГЭ и означает ли "полное среднее образование" сдачу единого госэкзамена как обязательное условие? Имеет ли право выпускник на аттестацию по тем предметам, по которым он не сдал ЕГЭ?

Проблемы, встающие при обсуждении лишь одного из аспектов законопроекта наглядно свидетельствуют о юридической рыхлости и правовой неопределенности, в которой вынуждены находится работники образования. По меткому выражению одного из участников встречи, в образовании бытует "лоскутное законотворчество".

"Жёсткость позиции профессионалов понять можно - они ответственно подходят к инициативам власти, зная, что именно им предстоит потом надевать на себя те "одежды", что кроят министерства и ведомства. Целостность подхода, приятие "рамочных законов", Образовательного Кодекса, сегодня стало насущной необходимостью. Иначе, мы так и будем рвать по кускам закон об образовании и латать заплатки " - заметила Любовь Духанина.

10.05.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/854

Док. 444771
Перв. публик.: 10.05.07
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 277

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``