В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Образовательный форум Назад
Образовательный форум
Русская служба Новостей, 24 апреля 2007 года. Утро с Рустамов Арифджановым. сокращённый вариант стенограммы

Здравствуйте, к нам подходят наши гости, вот подошла Любовь Николаевна, здравствуйте. - - Л.Н. Духанина . : Здравствуйте

- Мы будем говорить о начинающемся в Москве девятом образовательном форуме. Это очень важное мероприятие, к которому долго готовились. Но и никак нельзя обойти вниманием трагическое событие, траурное событие - уход из жизни Бориса Николаевича Ельцина.... Наверное, то, что имеем сегодня в нашей школе, в системе образования, то, что сегодня современная школа уже не такая, как советская - в этом заслуга и безусловный вклад Бориса Николаевича.

- Л.Н. Духанина . : Бесспорно... Сегодня мы планировали вести беседу об образовательном форуме, но трагические события вчерашнего дня не дают возможность не сказать о том, что Борис Николаевич Ельцин, первый демократически избранный президент, оказал серьёзное влияние на судьбу всей страны, в том числе и на образование. Открытость образования как принцип - для населения, для средств массовой информации - это появилось в нашей стране с приходом его к власти, в связи с развитием тех демократических реформ, которые произошли. Образцом такой открытости является образовательный форум, который открывается сегодня в Москве. Это не первый форум, а одиннадцатый...

- В каком году первый состоялся? - Л.Н. Духанина . : Минус одиннадцать лет - в 1996 году.

- Именно, когда Борис Николаевич переизбирался на должность Президента РФ. Я повторю, у нас в гостях член Общественной палаты России, доктор педагогических наук, руководитель образовательного центра "Наследник" Любовь Николаевна Духанина. Об образовательном форуме мы поговорим чуть позже, так как к нам подошел Сергей Николаевич Самойлов, советник Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, здравствуйте, Сергей Николаевич

- С.Н. Самойлов: Здравствуйте

Сергей Николаевич - представитель той ельцинской команды, которая сегодня работает в аппарате нового Президента. Многие средства массовой информации - понятно, почему, обсуждают коллег и друзей Президента из Санкт-Петербурга, из органов, но как-то мало пишут о том, что рядом с Владимиром Путиным работают много людей из команды Бориса Николаевича Ельцина. Вот вы, как раз, Сергей Николаевич, являетесь представителем именно этой части команды Владимира Владимировича. У меня к вам такой вопрос: какой стиль у той, ельцинской команды, которая сохраняется сегодня и в команде Владимира Путина?

- С.Н. Самойлов: Действительно, трагические события, связанные с уходом Бориса Николаевича Ельцина заставили как-то вспомнить все те годы, которые прошли рядом с ним и, если говорить о стиле, то первое, что стало преемственным для новой команды - это глубокий аналитический подход к решению проблем и коллективизм в решении этих проблем. Никто не работал в одиночку, всегда была команда, её слаженность, её способность эти задачи решать. Второе - это понимание, что Россия не заканчивается Садовым кольцом. Потому что значительная часть проблем находится не в Москве, не во взаимоотношениях с федеральной властью....

При президентстве Ельцина Сергей Николаевич Самойлов был руководителем территориального управления администрации Президента, поэтому вам, Сергей Николаевич, именно эта тема наиболее близка.

- С.Н. Самойлов: Безусловно. Я очень много бывал с Борисом Николаевич в регионах, готовил его поездки в регионы и - это еще одна стилевая особенность, сохранившаяся сегодня - это направленность на общение с людьми, на встречи. Понимание проблем там, где они рождаются, где их нужно решать. Борис Николаевич, даже когда он не очень себя хорошо чувствовал физически, он никогда не прекращал практику поездок по России, и это были не демонстрационные, не парадные проезды, а проникновение в конкретные проблемы. Я рад, что и у Владимира Владимировича это является очень важной составляющей его работы...

742-90- 42, 956-17- 41 - номера телефонов нашего прямого эфира. Звоните на радио Русская служба Новостей, вам здесь будут рады.

Реклама. Новости

Нам звонят радиослушатели из Москвы, сегодня и завтра мы будем обсуждать смерть Бориса Николаевича Ельцина, слушать мнения и оценки. Тем не менее, жизнь продолжается, у нас в студии Любовь Николаевна Духанина, доктор педагогических наук, член Общественной палаты Российской Федерации. Сегодня, 24 апреля, напоминаю, открывается одиннадцатый по счёту образовательный форум. Вот что это такое, Любовь Николаевна?

- Л.Н. Духанина . . Это реальный ответ на вызовы современного общества и упрёки в адрес образования. Упрёки по двум позициям - закрытость и консерватизм. Образовательный форум представляет из себя большое количество специализированных выставок, семинаров, мастер-классов ведущих педагогов. Впервые в этом году представлены результаты учреждений, достигнутые в рамках образовательного проекта "Образование" ...

- Но этот форум, он - узкопрофессиональный, только для педагогов? Или любой, прежде всего, родители, и даже, школьник, ученики могут прийти и посмотреть, что там происходит?

- Л.Н. Духанина . . Форум тем и отличается от специализированной выставки, что он носит абсолютно открытый характер. Его активными участниками могут стать как профессионалы, так и любой гражданин России. Представители органов власти, которые интересуются тем, что сделано в образовании и, самое главное, - родители. Потому что именно родители находятся в очень сложной позиции по отношению к образованию. Им нужно понять, что есть в каждой конкретной школе, что есть сегодня самое новое и современное в образовании. Каждый родитель знает своего ребёнка лучше, чем кто либо, и каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешен. Образовательный форум является очень хорошим местом, где родитель может познакомиться с существующими образовательным системами. И выбрать то, что ему надо...

- В современной России, в отличие от системы образования Советского Союза, где всё было унифицировано и школа в Магадане и школа в Москве давала одинаковый материал, учили по одинаковым программам. Теперь же такое разнообразие, что даже программы иногда не совпадают в школах и, конечно же, у родителей голова идёт кругом. И даже у некоторых учителей, потому что разные школы предъявляют и к учителям иные требования. Как в этом разобраться?

- Л.Н. Духанина . . Во-первых, я хочу подтвердить точку зрения, что самое сложное в жизни - это ситуация выбора.

- Конечно, когда строят всех под одну гребенку, то значительно легче.

- Л.Н. Духанина . . Да, пришёл, получил, и должен быть счастлив в связи с этим. .. Когда есть много по жизни образовательных систем, то т должен сначала в них разобраться. Недостаточно просто мнение специалиста. Нужно "примерить на себя", это подобно тому, как ты примеряешься к профессии: кем ты можешь стать - журналистом или физиком-ядерщиком? Вот, прежде чем выбрать профессию, нужно сначала выбрать школу.

- Вот я - простой человек, достаточно юные дети - дочке тринадцать, мальчику восемь, и, судя по Москве, есть обычные бесплатные образовательные школы и далеко не все они плохие. Есть хорошие, они все похожие и дают базовое образование. Еще слышал, что в Москве есть школы, которые обозначаются четырёхзначным номером и впереди будет двенадцать или семнадцать, то это уже что-то посложнее, там появляется и гуманитарная гимназия и т.д. А что ещё есть?

- Л.Н. Духанина . . Во-первых, я хочу, чтобы наши радиослушатели точно знали один важнейший критерий, по которому понятно, что школа даёт предметы базового цикла. Это - аккредитация школы. И все аккредитованные школы дают все предметы одинаково в рамках базового учебного процесса.

- И частные, и государственные?

- Л.Н. Духанина . . И частные, и государственные. С точки зрения объёма учебной нагрузки - одинаково. Точка зрения качества - это уже следующий вопрос. Родитель не должен переживать, если он отдаёт ребенка в аккредитованную частную или государственную школу, ребёнок точно получит аттестат государственного образца, и объеме базисного учебного плана его ребёнок все знания получит. Дальше начинается то, что находится в сфере сверх-базового учебного плана. И здесь, конечно, каждая школа, хотим мы того или не хотим, сегодня находится в условиях конкуренции. Эта конкуренция связана и с переходом на нормативное финансирование школ, и ...

- Что такое нормативное финансирование? Это из бюджета?

- Л.Н. Духанина . . Да. Это когда деньги школа получает по количеству пришедших к ней на обучение детей. То есть школа вынуждена показывать более высокое качество, потому что тогда большее число родителей приведет своих детей именно в эту школу, и значит государство именно эту школу будет финансировать больше.

- А я почему-то всегда считал, что чем меньше детей в школе, тем школа лучше, чем меньше детей в классе, тем успешней они занимаются...

- Л.Н. Духанина . . Всегда, наверное, есть золотая середина. Учёные говорят, что при преподавании иностранных языков оптимальное число детей - семь-девять, также учёные утверждают, что в подростковом возрасте оптимальная численность класса пятнадцать - восемнадцать человек... Но мне хотелось бы оказать сегодня помощь нашим радиослушателям, родителям, на что следует обратить внимание. Нужно сформулировать свой запрос к образовательным учреждениям. Что хочет родитель: уровень преподавания иностранных языков, пропорции и уровень преподавания предметов естественно-научного и гуманитарного цикла. Если родитель видит будущее своего ребёнка как инженера, что ребёнок тянется к технике, или к научным исследованиям, то нужно посмотреть физико-математическую школу. Если ребёнок прекрасно слышит песню на любом языке и прекрасно её воспроизводит, имитирует, показывая тем самым способность к иностранным языком, то тоже нужно сделать соответствующие выводы. "Языковых" школ очень много - и в Москве и на территории всей России. Если у родителя есть ощущение, что ребёнок очень талантлив, то я советую родителям выбрать школу, работающую в рамках программы "Одарённый ребёнок". Таких школ становится всё больше.

- Там какая-то особая программа?

- Л.Н. Духанина . . Да, действительно, особая программа с точки зрения методики преподавания предметов и с точки зрения дополнительной нагрузки, в том числе и междисциплинарных предметов. - Я еще слышал про такие системы обучения (что это такое, я не знаю) - такие "вальдорфские школы. система обучения Монтесори и т.д. Вот они у нас тоже применяются. Зачем это нужно, если есть общая программа, утверждённая министерством, я не знаю.

- Л.Н. Духанина . . Это нужно для того, чтобы каждая семья нашла то, что отвечает философии данной семьи. Вальдорфская школа имеет очень специфическую программу. Там нет жёсткого преподавания предметов, как у нас с начальной школы. Дети больше рисуют, проповедуют такой антропософский стиль жизни, много внимания уделяется цвету, композиции, много внимания уделяется музыкальному образованию детей начиная с раннего возраста. Такие школы в Москве и в стране тоже есть.

Что же касается системы Монтесори, то когда она входила на территорию России, то она имела один формат, сейчас же она имеет другой вид. Сама система Монтесори очень сильно развивается, потому что она среагировала на критику, утверждающую, что система создавалась на первом этапе прежде всего для детей с ограниченными возможностями. Сейчас система расширена и активно применяется для всех. Там есть очень интересные решения, связанные с формированием навыков и "духа" "конструктора" в ребёнке. Но в то же время технология не предоставляет ребенку возможностей для проявления большого количества фантазии... Родителям очень сложно в этом разобраться, поэтому я рекомендую всем слушателям радио всё-таки посещать образовательные форумы, задавать вопросы. Специалисты, представляющие разные образовательные системы, всегда присутствуют на таких мероприятиях. Это не лёгкий труд - понять для самого себя, чем одна система образования отличается от другой. Но форумы тем и хороши, что они дают возможность получить максимально полезную информацию большого объёма, причём из первоисточника.

- Кроме всего прочего, Любовь Николаевна, меня ещё интересуют инновации. У нас сейчас две темы актуальны: национальные проекты и инновации. В рамках национального проекта нам много говорили о том, что происходит в образовании и что будет происходить. А вот, что нового есть в наших школах, которые в последние пятнадцать лет нас удивляют и удивляют? Может это и есть следствие того права выбора и тех свобод, что принёс с собой Борис Николаевич Ельцин, после того, как возглавил страну?

- Л.Н. Духанина . Действительно, образование постоянно нас и удивляет и вдохновляет одновременно. Одной из особенностей форума - это же является одной из главных черт национального проекта "Образование" - использование информационных технологий в средних школах. Средние школы хорошо сегодня обеспечены компьютерной техникой, государство продолжает решать вопрос, связанный с обеспечением Интернета. Присутствие ребёнка из сельской школы в мировой сети - это очень много значит.

- Любовь Николаевна, положения национального проекта я знаю. Мне интересно услышать про какую-то удивительную новизну. Чтобы быть готовым к изменениям. Вам же в Общественную палату приносят какие-нибудь проекты?

- Л.Н. Духанина . Я бы хотела сказать обо одной уникальной вещи, которая базируется на информационных технологиях. Например, сейчас идёт Интернет-олимпиада на знание финансовых рынков именно школьниками.

- О, господи...

- Л.Н. Духанина . Т.е., школьники имею сегодня не только компьютеры и доступ к Интернету, но используют Интернет как ручку, как инструмент, который даёт им возможность использовать свои знания в других предметных областях. С учётом ограниченности времени мне придётся лишь остановится на том, что очень большое количество законопроектов рассматривается и принимается Госдумой - особенно прошлый и текущий годы - в области образования. Один из законопроектов - он является следствием инициативы Президента Путина - о введении полного бесплатного среднего образования. Казалось бы - хорошая инициатива, абсолютно понятная, и маленький, "лаконичный" текст закона. Но в этом законопроекте на сегодняшний день присутствуют две позиции, которые и у членов Общественной палаты, и у обществ вызвали ряд вопросов. Это увеличение срока обучения в школах до двадцати лет...

- Не пугайте нас... Действительно, до двадцати лет?

- Л.Н. Духанина . Да, это так сформулировано сегодня в законопроекте. И вторая позиция - возможность перевода ребёнка из класса в класс с одной двойкой.

- Я так понял, что школа - отчасти - становится нечто средним между школой и ВУЗом. Но тогда и другие преподаватели там нужны - придётся же работать практически со взрослыми людьми.

- Л.Н. Духанина . Вы абсолютно правы, школу нельзя рассматривать в отрыве от высших учебных заведений. "Обязательную 11-летку" логичней было бы рассматривать в связи с переводом на двухуровневую систему обучения в ВУЗах (бакалавры и магистры). Но, так как законопроекты - разные и они описывают какие-то части, то возникают проблемы.

- Вы-то как к этому относитесь?

- Л.Н. Духанина . Я могу сказать, что мнение школьной педагогической общественности - отрицательное. В основном - потому, что в школах сегодня отсутствуют те педагогические кадры, которые в состоянии работать с современным молодым человеком или девушкой в возрасте от семнадцати до двадцати лет. Сегодня школа - в отличие от недавнего прошлого - не является основных поставщиком информации для молодого человека. Дети схватывают информацию значительно быстрее, чем человек в зрелом возрасте, и поэтому преподавателям будет очень сложно работать с молодёжью. Что же касается перевода с двойкой, то я, как директор школы - против. Я считаю, что это - снижение планки качества образования.

- Что же с ними делать, как на второй год оставлять?

- Л.Н. Духанина . Да, либо давать срок для исправления - лето. Один предметом ребёнок за лето сможет "подтянуть", исправить позиции за три летних месяца. В противном случае, он в восьмом классе не сдал математику, потом в девятом, и не сдал математический минимум, не аттестовался. Непонятны затраты бюджетных средств в течение девятого класса, и, самое главное, такая ситуация "размотивирует" ребёнка. В рамках Общественной палаты мы будем проводить общественные слушания 25 апреля по данному законопроекту, мы приглашаем всех экспертов, всех желающих поучаствовать в них.

- Спасибо, Любовь Николаевна.

10.05.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/857

Док. 444768
Перв. публик.: 10.05.07
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 340

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``