В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Челпановские чтения - научные дискуссии и политические дебаты. Назад
Челпановские чтения - научные дискуссии и политические дебаты.
Челпановские чтения - научные дискуссии и политические дебаты.

28-29 марта в Психологическом институте РАО прошла Конференция "Одарённое поколение" в рамках чтений, посвященных великому русскому философу, психологу и логику Георгию Ивановичу Челпанову. Век назад Георгий Иванович основал Психологический институт и заложил основы российской психологической школы, объединяющей высокий уровень философской подготовки и эмпирическо-экспериментальную установку в научных исследованиях. Широкий кругозор российского учёного и заданные им критерии научной дискуссии стали ориентирами для участников Челпановских чтений - 2007, на которых выступила с докладом доктор педагогических наук, руководитель Рабочей группы "Одарённое поколение" Общественной палаты РФ Любовь Николаевна Духанина.
Мероприятие, объединившее в одной аудитории на Моховой экспертов Общественной палаты, политиков и журналистов, представителей городских властей, студентов и известных учёных-психологов, всегда подвержено риску не состояться как Событие в научной жизни страны. Тем не менее, Челпановские чтения состоялись, уровень и жар научной дискуссии ничуть не уменьшились по причине участия в чтениях профессионалов и управленцев других отраслей и направлений. Тема Конференции в рамках чтений - "Одарённое поколение" - стала одним из тех катализаторов смыслов, когда мнения политиков и учёных одинаково ценны. Ведущая чтений и научных дебатов - известный учёный Диана Богоявленская - предоставила право открыть чтения и задать уровень междисциплинарной дискуссии Любови Духаниной. Выступление Любови Николаевны, отвечающее духу и букве отечественной психологической "челпановской" традиции, задало направление межпредметной дискуссии (см. выступление Любови Духаниной на Челпановских чтениях 27 марта 2007 года). После выступления Духаниной первые тридцать минут превратились в импровизированную пресс-конференцию Любови Николаевны, но и дальнейший ход и тематика обсуждения не стали сугубо научными. Дискуссии российских психологов объединяли философскую глубину, неравнодушие к актуальным проблемам, аргументация и опора на данные эмпирических исследований. Диана Богоявленская, Зинаида Новлянская, Виктория Юркевич, Алексей Обухов, Виктор Панов - известные российские психологи-практики, светила гуманитарной мысли смогли обсудить целый спектр проблем, имеющих как сугубо научное, так и актуальное значение, иногда даже "на злобу дня".

Например, проблема телевизионных конкурсов детей. Учёные говорили не только о медиа-индустрии и перегрузках, которые испытывают во время конкурсов будущие "звёзды" и "звёздочки". Сама идея конкуренции, состязательности, которая существует, например, в детских играх не экстраполируется на конкурсы молодых музыкантов и художников, на творческие конкурсы. Как заметила Зинаида Новлянская, мальчику трудно объяснить, почему другой мальчик сыграл на скрипке лучше его. Поэтому нужно не просто решением жюри отмечать победителя, но вместе с детьми обсуждать критерии оценки, рефлексивно предъявлять критерии оценки. "Для детей-поэтов нужны детские литературные критики",- ужесточил этот тезис Алексей Обухов. Но главной проблемой была, конечно же, одарённость. Участники Конференции в рамках Челпановских чтений были верны основному принципу, сформулированному знаменитым советским учёным Борисом Тепловым: "Мы никогда не можем быть точны в определении и предсказании одарённости, какие бы методики для этого бы не использовались". Креативность и одарённость, системность одарённости и патологии гениальности, оценка достижений и мотиваций как формы проявления одарённости, страх перед творчеством и перфекционизм в самом творчестве, категории "способности", "контур саморегуляции" и методическая база - вот лишь небольшой перечень проблем и понятий, стоящих на острие научного поиска исследователей. В аудитории особняка, подаренного когда-то государству известным меценатом Щукиным, учёные спорили о проблемах, нужных, в первую очередь, государству. При этом надо отметить, что даже "перевод" проблем одарённости и понятийного аппарата уже имеющихся разработок на язык управления и законотворчества уже является нелёгкой задачей. Но нужна еще и система выявления и поддержки таланта в России и постоянная работа по ее реализации в стране.

Участников Челпановских чтений масштаб и разнообразие проблем не испугали. В аудитории, где на спорящих, с портрета, висящего над кафедрой, строго смотрит сам Георгий Иванович, руки не опускаются. Нужно работать, спорить, "пробивать" государственную поддержку и использовать рычаги государственно-частного партнерства, чтобы одарённый ребёнок в самом далёком городе или районе России не был забыт и славил Отечество своими творческими успехами.

29.03.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/793

Док. 444746
Перв. публик.: 29.03.07
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 249

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``