В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тамара Морщакова: Суд присяжных и смертная казнь в России Назад
Тамара Морщакова: Суд присяжных и смертная казнь в России
Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Александр Гостев: В 2006 году в России закончится формирование суда присяжных в Чечне. К своей работе, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, он приступит уже в начале следующего года. Правозащитники опасаются, что вместе с тем в России может быть снят мораторий на смертную казнь. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Марьяна Торочешникова: Собственно, в России и не существует моратория на смертную казнь. Фактически применять ее запретил Конституционный суд своим постановлением от 2 февраля 1999 года. Суть постановления сводится к тому, что отсутствие в регионах суда присяжных не может быть препятствием для реализации права на суд присяжных. И, соответственно, нельзя приговорить человека к исключительной мере наказания, если у него не было возможности поручить рассмотрение своего дела суду присяжных. Теперь же, когда до начала работы суда присяжных в Чечне (последний субъект Федерации, где до сих пор нет такого суда) остался год, а парламент до сих пор не собрался ратифицировать протокол, вводящий запрет на применение смертной казни, ввиду того, что Россия стала членом Совета Европы, у правозащитников возникли серьезные опасения из-за возможности возобновления смертной казни. О том, возможно ли это я попросила рассказать заместителя председателя Конституционного суда России в отставке Тамару Морщакову.

Тамара Морщакова: Во-первых, то, что в России не действует смертная казнь - это результат того, что Россия вступила в Совет Европы, подписала Европейскую конвенцию о правах и свободах и протоколы к ней, которые являются составной частью этой конвенции. Есть такой 6-й протокол, который говорит о запрете смертной казни. Он подписан Российской Федерацией. Хотя мне могут сразу возразить, что этот протокол не ратифицированный. В действительности не ратифицировано соглашение для любого государства, если оно подписано этим государством, означает, что все подписавшие это соглашение страны не имеют права совершать какие-либо действия, которые противоречат цели и предмету договора. Так записано в Венской конвенции о праве международных договоров, которую Российская Федерация давным-давно ратифицировала, еще в 1963 году. Эта конвенция для России является обязательной. Чтобы не говорили (а это часто у нас, я думаю, происходит) исключительно из всяких политических соображений по этому поводу, Конституционный суд только одно подтвердил, что без суда присяжных никого нельзя казнить по Российской Конституции. Но это абсолютно не значит, что как только суд присяжных будет действовать по всей России, то казнить будет можно.

Марьяна Торочешникова: Тамара Георгиевна, может быть, было бы проще законодателям исключить из Уголовного кодекса всякое упоминание о смертной казни?

Тамара Морщакова: Конечно, это нужно было сделать. Но если до сих пор законодатель (а ведь это тот же самый парламент) не может ратифицировать протокол номер 6, то как же добиться от него такого голосования, при котором он исключит смертную казнь из Уголовного кодекса? Я думаю, что просто для депутатов это определенный популизм и, конечно, собственные убеждения. Потому что они ничем не отличаются от многих других граждан, которые высказываются за смертную казнь. Но здесь, я думаю, виновато в определенном смысле само государство и его средства массовой информации тоже, потому что никто не говорит о том, что бороться с разными преступными проявлениями, с очень тяжкими преступлениями можно какими-то другими способами. Но кто-то должен объяснить людям, что на самом деле нигде в мире применение смертной казни и наличие ее в законодательстве не останавливало не только рост преступности вообще, но и конкретное лицо оттого, чтобы оно совершило преступление.

Марьяна Торочешникова: Тамара Георгиевна, с точки зрения права, насколько необходима смертная казнь?

Тамара Морщакова: С правовой точки зрения как средство борьбы с тяжкими правонарушениями, преступлениями смертная казнь бессмысленна. Потому что, казня одного человека - виновника в каких-то страшных деяниях, мы не спасаем общество от повторения такого же поведения со стороны других его членов. Я лично считаю, что сохранение в законодательстве смертной казни - это просто обман для того, чтобы показать, что государство таким образом решительно настроено на борьбу с преступностью.

Марьяна Торочешникова: Тамара Георгиевна, но не следует опасаться того, что нынешний 2006 год будет последним годом, когда в России не применяется смертная казнь?

Тамара Морщакова: Этого опасаться нельзя, просто потому что Россия не отказалась от своих международных обязательств. Если Россия введет смертную казнь, мы должны себе представлять, что мы немедленно уйдет из Совета Европы, не по собственному желанию.

Марьяна Торочешникова: Первой страной в мире, отменившей смертную казнь за любые преступления, стала в 1863 году Венесуэла. Сегодня смертная казнь отменена либо не применяется на практике почти в половине стран мира. В 1996 году к ним присоединилась и Россия, хотя последний "расстрельный" приговор приводился здесь в исполнение 2 сентября того самого 1996 года. Сейчас высшей мерой наказания в Российской Федерации является пожизненное лишение свободы. Но разговоры об отмене моратория на смертную казнь не прекращаются. Последний раз об этом вполне серьезно начали говорить российские парламентарии после событий в Беслане. Доктор юридических наук, профессор Юрий Красиков убежден, что ужесточение законодательства и применение смертной казни не дадут желаемых результатов в борьбе с терроризмом.

Юрий Красиков: Конечно, когда терроризм обостряет чувство ненависти и так далее, то народу хочется как-то быть, я бы сказал так, защищенным. Чем сильнее государство, тем оно меньше применяет смертную казнь. Давайте все-таки встанем на путь того, что мы будем сильным государством, которое обеспечит, во-первых, безопасность народа, а во-вторых, не применяет смертную казнь. Потому что смертная казнь - это, я бы сказал, вовсе не правовая мера, это антиправовая мера. Если хотите, я выскажу такую даже мысль - это естественное право на жизнь каждого, право на жизнь и быть свободными. Это право, которое дано свыше. Мы должны обеспечить каждому существование правовое, в том числе и обеспечить право на жизнь.

Марьяна Торочешникова: И все же споры между сторонниками и противниками смертной казни не прекращаются. Те, кто выступает за смертную казнь, убеждены - она единственная может реально предотвратить жестокие преступления, будучи дамокловым мечом для преступников. Противники смертной казни обращают внимание на несовершенство российского правосудия, приводят в пример судебные ошибки, в результате которых жизни лишались ни в чем неповинные люди. Так, считается, что до поимки маньяка Чикатило за преступления, совершенные им, были расстреляны не меньше трех человек.


http://www.hse.ru/pressa2002/?show=12815&selected=1162&PHPSESSID=985595224e6dea056ad72d9f610d4456

Радио Свобода, 04.01.2006


Док. 444728
Перв. публик.: 04.01.06
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 289

  • Морщакова Тамара Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``