В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступления Любови Духаниной на Челпановских чтениях 27 марта 2007 года Назад
Выступления Любови Духаниной на Челпановских чтениях 27 марта 2007 года
Уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть на этих чтениях не только известных специалистов по проблемам одарённости, творчества в самом широком смысле слова, но и коллег по работе в Общественной палате. Здравствуйте. Нашими с вами усилиями проблема одарённости, поддержки одарённых людей прочно вошла в обиход политиков и экспертов, управленцев и журналистов. Про интеллектуальный потенциал говорят в самом разном контексте: от возрождения Российской цивилизации до поддержки сельской молодёжи. Еще немного, и уже можно будет надеяться, что какие-то вопросы начнут решаться. Несмотря на различные исследования одарённости, которых, кстати, не так много, талант, дар, призвание до сих пор остаётся малоизученным духовным феноменом. В этом смысле для изучения одарённости порой полезнее почитать дневники Леонардо да Винчи и Дюрера, Александра Гумбольдта и Эккермана, рассуждения Геза Ревеша и статьи Дианы Богоявленской, чем изучать экспериментальные данные. Нам надо научиться смотреть на одарённость не только глазами психологов и педагогов, но и социологическим зрением, взглядом общественного деятеля. Поэтому биографии великих людей расширяют наш кругозор еще и в связи с социализацией таланта, адаптацией, "социальным лифтом" как таковым. Математика, музыка, техническое творчество, затем изобразительное искусство, спортивная одарённость (в отличие от простого развития физических навыков), литературный дар, управленческие и коммуникативные навыки и т.д. - вот минимальная палитра и последовательность призваний, имеющих традиционную "закрепленность" в социуме. Но исчерпывается ли одарённость только такой "пропиской" в отраслях знаний? Никакой тест на IQ не ответит нам на вопрос о том, что ещё у ребенка есть не увиденного обществом, что заложило в него как в копилку природа, а мы не смогли этого разглядеть. Понимание и исследование проблем одарённости не заменяет проблему создания "инфраструктуры таланта" - мер и институциональных предпосылок его поддержки. Это и законотворчество и многочисленная переписка с властями всех уровней и "встраивание" в уже известные программы и национальные проекты. Скажу честно, - работа, не очень похожая на исследование творчества. На ум приходит следующее сравнение, как если бы нам сказали написать труд о китайской медицине. А для этого дали почитать отдельно книги по Китаю, отдельно - по медицине. А теперь давайте "соединим" это всё... Я думаю, что те из коллег, что приняли участие в наших круглых столах в Общественной палате, успели оценить этот аспект синтеза теории и управленческой практики. Но падать духом не нужно. Человек, чьим именем названы сегодняшние чтения, Георгий Иванович Челпанов, был не только психологом, но и логиком. Твёрдо убежденным в том, что силой разума можно решить многие вопросы, что осознанию подлежат самые разные феномены нашей повседневной жизни. Я думаю, что мы все должны руководствоваться этим принципом, и наш коллективный разум сможет решить проблемы выявления и поддержки талантов в нашей стране. Но кроме проблем с нашим всем известным управленческим аппаратом, известной проблемы вообще что-то новое создавать у нас в России, есть еще аспекты, связанные с тем, что кокетливо называют "глобализацией". Речь идёт не только об экономике, а о концепции способностей в принципе. Вы все знаете, что, статистика относительно математических способностей говорит в пользу раннего проявления этого таланта. Есть всем известные факты, например: среди 93 самых известных математиков мира, 78 проявили свою одарённость с детства. Это такие светила, как, Паскаль, Ньютон, Тэйлор, семья Бернулли, Эйлер, Гаусс, Давид Гилберт, и т.д. Так вот, мы общим словом "математика" называем целый спектр мыслительной практики. Но, сегодня, в Интернет-эпоху и мир коммуникации, сложных технических устройств и виртуальности делает актуальным способности, которые уже сложно отнести к чистой математике" или "чистой физике", например. В эпоху транснациональных корпораций возникает вопрос о некой "финансовой одарённости" и предрасположенности к финансовой деятельности тех или иных народов. Сопротивление экспансии корпораций, конкуренция гигантов мирового рынка делает актуальным национальный вопрос, национализм как фактор. А с этих позиций до проблем одарённости - рукой подать. Социолог и философ Зомбарт , например, говорил об "экономических нациях мира", таких как евреи или армяне. Французская историческая школа также говорит о "галльской" и "семитской" рациональности. Конечно, это политизация проблемы интеллекта, одарённости, но в эпоху глобализации она также имеет значение. Этот "националистический" подход, конечно, всё упрощает. Мы не должны в своих исследованиях за исходную посылку принимать всё то, что имеет популярность и часто звучит на устах политиков. Мы должны исходить из других мировоззренческих принципов. Более того, учёный, исследователь вообще не должен руководствоваться какой-либо идеологией. Другое дело - это когда я и мои коллеги по общественной палате вынуждены это учитывать при общении с государственными чиновниками и представителями корпораций. Уверена, что мы обойдемся без особых политических дискуссий. Нам нужны политические институты, но проблемы, обсуждаемые нами - это над-идеологические проблемы. Различные концепции одарённости, разнообразие требований к человеческому интеллекту и социальным "ролям" гениев не должны мешать нам в выявлении, развитии и поддержке одарённости, поиску новых форм и способностей наших детей. Отдельный вопрос хотелось бы обозначить - это выявление и поддержка талантов взрослых и иногда даже пожилых людей. Очень часто работу группы "Одаренное поколение" соотносят с известной программой "Одарённые дети". Но мы смотрим значительно шире на проблему в рамках Комиссии по интеллектуальному потенциалу нации и в рамках рабочей группы "Одарённое поколение". Актуализация способностей и талантов у человека, например, предпенсионного или пенсионного возраста требует совершенно других методик и условий, недели обнаружение одарённости у детей. А уж про социальные условия и говорить особо не надо - требования к выявлению одарённости у детей и взрослых отличаются в корне. Потому, очень хотелось бы услышать мнение специалистов и в этом вопросе. В заключение хотелось бы пожелать успехов и пригласить участвовать вас в работе Рабочей группы "Одарённое поколение".

28.03.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/792

Док. 444723
Перв. публик.: 28.03.07
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 236

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``