В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Любовь Духанина: Страна не дураков, а гениев Назад
Любовь Духанина: Страна не дураков, а гениев
На каждого одаренного россиянина приходится примерно 65 бюджетных рублей. По сути, разработкой месторождений человеческого таланта государство почти не занимается. Словно в ответ на это в Общественной палате РФ готовится общественно-государственный проект "Система выявления и поддержки талантов". Предполагается, что представлен он будет осенью. О создании современной системы поддержки одаренных - наш разговор с Любовью ДУХАНИНОЙ, руководителем рабочей группы "Одаренное поколение" Общественной палаты.

- Любовь Николаевна, государство в последнее время все активнее занимается воспитанием политических лидеров среди молодежи. Функционирует, например, Школа молодого лидера, в Высшей школе управления бесплатно учатся комиссары антифашистского движения "НАШИ". А существует ли стратегия работы с молодежью?

- К сожалению, нет. И проблема как раз в том, что без принятия системных мер для поддержки одаренных людей тема "утечки мозгов", "потери талантов" станет еще более острой для нашей страны в ближайшие годы. Сложившаяся на сегодняшний день система образования, рекрутинга и кадровой политики государства и предприятий не способствует проявлению талантов, которыми всегда была богата наша страна.

Без единой, отвечающей требованиям времени, законодательной базы государственные структуры и негосударственные организации не могут вести системную и отлаженную работу по выявлению и поддержке талантов. Например, действующая программа "Одареные дети" нуждается в распространении на всю молодежь до 30 лет. Пока же она рассчитана на возраст от 14 до 25 лет.

До настоящего времени не создана федеральная нормативная база, определяющая конкретные положения творческого соревнования. Как известно, большая часть средств программы "Одаренные дети" идет на проведение олимпиад и конкурсов, которые при всей их значимости не могут выявить всех нерядовых ребят. Победители и призеры заключительных общероссийских этапов во Всероссийских олимпиадах школьников по пяти общеобразовательным предметам (математике, физике, химии, биологии, информатике) имеют льготы при поступлении в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования. Однако в силу разных причин по другим 16 предметным олимпиадам такие льготы не предусматриваются. Кроме того, нельзя победить в интернет-олимпиаде и быть зачисленным в хороший вуз. Как минимум такие олимпиады по правовому статусу необходимо приравнять к обычным экзаменам.

- В британском городе Оксфорд 11-летний мальчик выпускает третий роман, а в России, как фиксируют социологи, с каждым годом становится меньше детей с образным мышлением и литературными способностями... - Это касается и математиков с физиками.

Если к 8-му классу ребенок еще не знает, кто он - гуманитарий или технарь, значит, в дальнейшем расти интеллектуально он будет не так быстро, как мог бы. В этой связи мы предлагаем всерьез задуматься об учебно-исследовательской деятельности школьника, позволяющей набирать навык самостоятельного исследования, пусть даже в рамках одного предмета. Приобретенный таким образом опыт научного познания - бесценный инструмент, с которым далее любая сфера, от астрономии до почвоведения, будет по плечу. Этот прием, кстати, использует одна из крупных российских компаний: созданная ею программа "100 классных проектов" побуждает школьников на самобытные инициативы, которые затем самим же можно воплощать.

Существует идея серьезной модернизации учебного процесса в школах. Сейчас заметны дети, добивающиеся зримых результатов, в тех же предметных олимпиадах. А художников в детях часто никто не видит. Что мы предлагаем? Очень простую вещь - чтобы ребенок, учась в одной школе, дополнительный объем подготовки мог получить на базе другой. Допустим, в микрорайоне четыре школы - английская, экономическая, физико-математическая и химическая. В первый класс ребенок идет обычно в ту, которая находится ближе к дому. Пошел учиться, например, в экономический лицей, а в 9-м классе вдруг понял, что хочет стать переводчиком. Перейти в английскую спецшколу он уже не может изза разницы в программах преподавания.

Так вот, мы считаем необходимым сделать так, чтобы каждая школа была определенным ресурсным центром, и ребенок базисный объем знаний получал в родной школе, а дополнительный, тот же английский язык, - в другой, на дополнительных занятиях, во второй половине дня.

- Однако для этого у ребенка должна быть высокая мотивация на образование... - Конечно. Здесь мы возвращаемся к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, являющейся одним из способов мотивации интеллектуальной работы. Причем начинать надо с начальной школы, потому что в первый класс маленький человек приходит с открытыми глазами, ему всего хочется, к 8-му - ему уже ничего не хочется, все воспринимает как обязаловку.

Дальнейшее я называю "барщиной": когда выпускник школы идет в тот вуз, который выбрал родитель, отучивается столько, сколько нужно, и только потом начинает думать, как вообще выстроить свою жизнь.

Но самое продуктивное время им уже потеряно. По данным социологов, при определении своей будущей профессии школьники (81%) руководствуются в первую очередь соображениями престижности и высокой оплачиваемости профессии, а не личной ее привлекательности (18%), менее 28% учащихся, выбирая специальность, ориентируются на любимые школьные предметы или собственный интерес.

- Если говорить о системе высшего образования, основная проблема в том, что она не обеспечивает для молодежи равные стартовые условия: не у всех есть деньги на поступление. Как быть с этим?

- Действующая практика обучения, трудоустройства, повышения квалификации работников не только способствует "потере одаренности", но и приводит к негативным социальным последствиям: талантливые люди не могут пробиться, а растущее поколение выпускников получает дипломы и престижную работу не благодаря своим способностям, а финансовым возможностям родителей. В связи с этим снижается конкурентоспособность российского образования на международной арене, а отсутствие "социальных лифтов" для многих талантливых россиян приводит к старению и деградации научной, управленческой, художественной элиты страны.

Вариант частичного решения проблемы - зачисление в вуз по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ), олимпиад и конкурсов. В этом случае из семейного бюджета не тратятся деньги на проезд в тот город, где ребенок хочет учиться, и на его проживание в период сдачи вступительных экзаменов. Для многих семей это существенная сумма. В регионах, где экзамены по формату ЕГЭ идут достаточно давно, вообще не понимали, почему закон долго не принимался. Совсем недавно он принят. А не проходил он по одной простой причине - далеко не все сильные вузы поддерживали полный вариант ЕГЭ.

Они пытались сохранить за собой право проводить свои экзамены. Свою роль здесь играли сложившиеся системы и репетиторства, и курсов довузовской подготовки, и зачисления. И, конечно, система, скрывающая теневой поток денег. В части закона, касающейся поддержки талантливой молодежи, Союз ректоров был един с Общественной палатой, и как результат - в законе отражено зачисление в вузы победителей и призеров предметных олимпиад без экзаменов.

Следующий вопрос для студента: на что жить во время обучения? Наша рабочая группа "Одаренное поколение" выступает за кредитование процесса обучения (поскольку бюджетных мест все меньше) и кредитование проживания в период обучения. Причем ясно, что это два разных кредита и что начинать возвращать деньги студент может уже после выпуска, когда устроится на работу.

Большая проблема - поддержка талантливых студентов. В российских вузах нет распространенной системы грантовой поддержки, которая очень развита на Западе.

Начиная с третьего курса студент уже в состоянии проводить исследования, полезные обществу. Но он должен получить "оплаченный заказ" (грант) на свои изыскания. Значит, надо развивать фонды, которые будут эти заказы давать, стимулируя научную деятельность студента. Кстати, сами фонды благодаря этому смогут накопить богатый интеллектуальный ресурс.

- Но много ли в России таких некоммерческих организаций, готовых спонсировать студенческие исследования?

- Их практически нет. Но "процесс пошел". Недавно принят закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций": некоммерческие организации получат возможность на те средства, которые вносят доноры, зарабатывать прибыль и направлять ее на социально значимые проекты.

Минэкономразвития России в свое время заявляло о готовности снять налог на прибыль доходов при условии направления средств на социально значимые проекты в сфере культуры и образования. А пока наиболее активные студенты стараются получить гранты в зарубежных фондах. Это ошибочно с точки зрения государственной политики, потому что туда же, за рубеж, отправляются их разработки.

Если же этот механизм начнет действовать, а технологии, которые уже сегодня применяют в школах и центрах по работе с одаренными детьми, будут переданы в массовую школу, образование в России может выйти на совершенно новый уровень.

ДУХАНИНА Любовь Николаевна - руководитель рабочей группы "Одаренное поколение" Общественной палаты Российской Федерации, президент образовательного холдинга "Наследник", доктор педагогических наук.

* * *

Если не принять системных мер для поддержки одаренных людей, тема "утечки мозгов", "потери талантов" станет еще более острой

Александра Белуза
"Трибуна", 23/02/2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/746

Док. 444713
Перв. публик.: 26.02.07
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 272

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``