В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Любовь Духанина: Уроки обратной перспективы: посмотрим на наше государство через призму его же символов Назад
Любовь Духанина: Уроки обратной перспективы: посмотрим на наше государство через призму его же символов
Ребенка с самого момента рождения окружают символы. Подобно человеку Древних времен, наши дети наделяют жизнью, особым значением всё, что их окружает. Привычные картины, вид из окна, предметы - всё это ребенок видит в особой перспективе. Иногда это особое детское зрение называют "обратной перспективой" - нечто похожее на детский взгляд изображали великие русские иконописцы. Более того, даже мама, самый близкий человек, в первый год жизнь ребенка имеет вид целого ансамбля символов, проекций, ощущений.

В течение всей нашей жизни мы окружены символами. Без этой - исключительно человеческой - способности символизировать мир, ориентироваться в знаках, абстрагироваться - мы не смогли бы быть людьми в полном смысле слова. И тем более важно, чтобы с самого детства в повседневный мир маленького человека были вплетены символы родной культуры и государственные символы.

Понимание себя в этом мире для человека невозможно без осознания причастности к культуре, к нации и государству. Если мы упустим этот важнейший аспект самоидентификации, то "на помощь" могут прийти чуждые символы, сакральные знаки других культур, или, что еще более страшно, суррогаты смыслов, плоские и поверхностные ценности.

К сожалению, превращение пропаганды государственных символов в нечто официозное, навязываемое детям, не способствует формированию правильных ориентиров в жизни маленьких граждан нашей страны. Отсутствие разнообразных методик, творческих подходов сказывается на уровне патриотического воспитания детей. В нашу жизнь вплетаются чужие символы, новый, не свойственный нам язык общения, новые правила поведения. Государственные символы все труднее находят путь к сердцам молодого поколения и нам, взрослым, преподавателям, родителям, наконец, нужно серьезнее к этому моменту относиться.

При этом, всему миру известна чуткость наших граждан к символам, уважение к различным культурам, способность носителей русского языка и русской культуры понять языки и символы других стран, религий и цивилизаций.

Все мы знаем эту "соборность" русской культуры, позволяющей вобрать в себя самые разные национальные культуры, образы самых различных народов и этносов.

Все мы помним, что одной из вершин русских культуры и искусства был и остается Серебряный век - заявивший о нашей самобытной и интернациональной культуре всему миру.

Всегда важнейшим моментом Возрождения нашей страны была проработка символического ряда, формулировка ценностей и образов, имеющих притягательные силу и мощь для всего мира. Так было в конце 19 - начале 20 вв., так будет и сейчас.

Богатейший пласт символической культуры никуда не делся - мы несем в себе искания Достоевского и Толстого, Бердяева и Гурджиева. Мы - неравнодушны и до сих пор предъявляем традиционно высокие требования к государственным символам. Мы по-прежнему эмоциональны при обсуждении флага, герба и гимна, других государственных символов и официальных цветов страны.

Российский символический ряд очень богат и насыщен. Более того, наши государственные символы гораздо древнее самого государства. Флаг, а особенно герб России наследуют универсум древнейших символов человечества. История показала нам их притягательную силу.

Совсем недавно под государством у нас понималась "машина для эксплуатации одного класса другим" (В.И. Ленин). Классики нам говорили, что государство должно "отмереть в результате своего же развития". Сегодня, когда стало ясно, что предсказания классиков в ближайшее время не сбудутся, что государства в мире играют по-прежнему важнейшую роль, нам нужно заново осмыслить миссию нашего родного Отечества.

Сегодня, в День Конституции России, проблема государственных символов страны - "правильные" они или нет, как соотносятся с национальными ценностями - вновь обсуждается заинтересованными гражданами страны...

Я предлагаю "обратный взгляд", "обратную перспективу": обсуждать не то, как государство устанавливает "правильные" символы, но попробовать оценить потенциал и эффективность нашего государства с точки зрения древнейших государственных символов

Эта смена точки зрения всегда полезна. Особенно это важно, когда нам придется узнать "другой взгляд" наших соотечественников из-за рубежа. Я имею в виду Президентскую программу по возвращению соотечественников. К нам приедут люди, знающие русский язык, но выросшие на другом образном и символическом ряде. Нам необходимо найти слова, чтобы сделать близким и родным для них наши флаг, герб и гимн.

Давайте вспомним, что три цвета флага - это символы единства трех братских народов: русских, украинцев и белорусов. Давайте внимательнее произнесем имя святого на нашем гербе - это Георгий, покровитель Москвы с грузинским именем. Я думаю, что горячие головы наших соседей-политиков Грузии или Украины могут остудить эти факты. Попробуем "оживить" наши официальные церемонии тем, что тот же самый флаг - бывший флаг Российского флота - призывает нас не к торжественному подчинению или чинопочитанию, но ведет нас к новым морям и новым землям, к поиску и саморазвитию.

Попробуем вернуть нашему орлу на гербе древнейшее значение: орел - это защитник детей. Наше всем известное "чадолюбие" напрямую связано с государственной символикой и может стать краеугольным камнем внутренней и внешней политики.

Можно внести в объяснение герба не только аспект войны и защиты, но светлый компонент. Например, может показаться, что проще объяснить детям, что двуглавый орел - это сказочная птица с двумя головами. Однако и у детей, и у взрослых сказочные существа с несколькими головами, как правило, устойчиво ассоциируются со Змеем Горынычем и прочими чудищами, что отнюдь не способствует формированию уважительного отношения к российскому гербу. Как показывает практика, дошкольники совершенно адекватно воспринимают информацию о солнечной колеснице, запряженной двумя орлами, дети 6-7 лет объясняют, что орлы летят очень близко друг к другу, поэтому кажется, что у них одно туловище, но хорошо видны две головы, повернутые в разные стороны.

Надо продолжать искать правильные, "живые" методики нашим педагогам, политикам.
Объяснять разницу нашего орла и гимна Австро-Венгрии, орлов США и Германии. Давать трактовку цветов нашего флага - самых распространенных цветов флагов Европы - надо, чтобы ребенок умел выделять взглядом наш флаг, отличать от флагов Болгарии, Франции, Италии или Сербии, например.

Нам надо научиться находить слова для передачи красоты нашего гимна. Музыка Александрова прекрасна, но она еще и объединяет людей. В самых разных уголках планеты, наши соотечественники, бывшие граждане Советского Союза, по-разному относятся к государственному гербу и флагу. Но когда играет гимн, лица людей светлеют.

То, что каждое государство ищет путь к сердцу своего гражданина - это очевидно. Сегодня, в третьем тысячелетии, главным ресурсом каждого государства являются люди - их знания, умения, способности. Наша школа "Наследник" и общественный проект "Одаренное поколение" формирует отвечающее времени понимание одаренности, талантов, способностей. На кончиках пальцев мы держим будущее нашей страны. Сегодня одаренные дети - главное достояние державы.

Наконец, можно поставить вопрос ребром: а зачем вообще молодому человеку государственные символы и государство как таковое. Можно же ведь обойтись символами родной культуры?

Ответ прост. Он связан с такой важнейшей функцией государства, как справедливость. Государство именно потому играло исключительную роль в российской цивилизации, что позволяло устанавливать справедливость, добиваться правды самым разным людям различных народов и национальностей. Действительно, россиянин - не только наследник великой культуры и цивилизации, преемник древнейших символов и традиций. Но еще и человек, остро чувствующий несправедливость, готовый прийти на помощь. Сегодня, когда над государствами и народами Земли начинает доминировать одна империя, когда Новый Левиафан приобретает вид "господства одной сверхдержавы", мы должны вспомнить о том, что со времен Платона в государстве должна быть выгодна справедливость. Так вот, именно российское государство может сделать справедливость своим девизом. Мы покончили со своим тоталитарным прошлым, и потому не позволим утверждать в мире новые тоталитарные режимы, приходящие в самых разных одеждах. Мы, преемники великой русской традиции умеем распознавать и понимать символы, знаки и ценностные ориентиры, видим угрозы тоталитаризма в религиозном экстремизме, национализме всех мастей и концепции "однополярного мира".

Именно потому важно российское государство, что именно оно не дает перемолоть богатство национальных культур новым - агрессивным и однобоким - символам тоталитаризма.

Русскоязычная политика, российская цивилизация дает возможность защищать свою культуру представителям огромного количества этносов, народов и национальностей. Наши государственные символы никогда не станут конкурировать с национальными ценностями: российская символика гармонично и чутко помогает понимать и находить себя в мире, развивать свои таланты и способности каждому ребенку нашей многонациональной Родины".

12.12.2006
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/571

Док. 444695
Перв. публик.: 12.12.06
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 254

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``