В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Любовь Духанина в программе `От первого лица` Назад
Любовь Духанина в программе `От первого лица`
Наш разговор пойдет о детях. О детях вообще, об образовании и, в частности, прежде всего о детях одаренных. По поводу этой категории детей в обществе бытуют разные точки зрения; есть мнение, что сверходаренность вундеркинда - в какой-то мере испытание и для самого ребенка, и для его семьи. Наш собеседник - Любовь Николаевна Духанина, член Общественной палаты России.

ДУХАНИНА: Как определить одаренного ребенка? Действительно, по этому поводу существуют разные точки зрения. В качестве примера приведу активную дискуссию "Дети индиго - кто они?", возникшую в обществе. (Кстати, название "Дети индиго", закрепившееся за одаренными детьми, возникло из-за синего цвета их ауры: у обычного человека она желто-золотистая). Действительно ли это сверходаренные дети, обладающие способностями, которыми не обладает среднестатистический ребенок, или все-таки это дети с какими-то отклонениями в психике?

В фундаментальной науке существует как первая точка зрения, так и вторая; общество же пока не выбрало свой вариант ответа. И дискуссия касается не только "детей индиго", но и в принципе понимания, что такое талантливый ребенок. Второй вопрос - когда определять наличие таланта: в раннем возрасте, в школе? Подавляющее большинство открытий делаются людьми в возрасте двадцать - двадцать два года. В то же время в области культуры великие художники, музыканты могут рождаться и в более зрелом возрасте. Поэтому, когда Общественная палата рассматривала вопрос о талантливых детях, мы четко определили, что заниматься нужно вообще талантливым поколением России.

Но вернемся к научным изысканиям. Есть точка зрения ученых, что талантливый человек - этот тот, у которого ничего не отнято за время жизни. То есть Бог при рождении человека дает максимальные способности, и вопрос только в одном: насколько развиты они будут. А развивать их можно только в определенной образовательной среде. Впрочем, ученые говорят, что образовательная среда - это все, что существует вокруг нас: это и телепередачи, допустим, канала "Культура" (которые дети зачастую не смотрят, потому что им неинтересно), это и интернет, чрезвычайно активный познавательный ресурс, и, конечно, школа. Но при этом мы понимаем, что творческая среда, как наиболее эффективная, работает в условиях творческой мастерской. Так работают у нас творческие вузы, где мастер набирает учеников, и именно мастер их выращивает.

Что касается детского возраста, аналогию можно привести, сравнив мастерскую с кружком, факультативом, где дети подбираются по интересу. Когда не весь класс идет конструировать какую-нибудь авиамодель, потому что навряд ли это будет интересно всему классу. После перестройки в стране были закрыты Дома творчества, Дома пионеров, и этой развивающей среды, способствующей развитию таланта, в России не стало. Потом, спустя какое-то время, они стали появляться, но все - на платной основе, и занятия такого рода стали невозможными для детей из малообеспеченных семей. Нужно четко понимать: Россия - страна большая, талантливых детей очень много. И получается, что дети из сел, деревень, где Дом культуры раньше был вообще центром жизни, где была очень богатая сеть кружков и секций, сегодня этим обделены. Возможно, я сказала бы точнее: все это существует в объеме, значительно меньшем, чем в том есть необходимость.

- Общественная палата занимается сегодня всем, начиная с незаконного выселения, вспыхнувшего межэтнического или криминального конфликта и заканчивая судьбами одаренного поколения. Вы считаете, будет какой-то эффект, если судьбами одаренных детей займется общественная организация?

ДУХАНИНА: Считаю, что однозначно будет, и поясню свою позицию. Рассчитывать, что в государственном масштабе будет резко увеличено финансирование этого направления, невозможно; бюджет ограничен. Хотя именно благодаря Федеральной целевой программе "Дети России" по решению проблемы одаренных детей государство сделало некоторые шаги. Их пока недостаточно, чтобы решить задачу, но делается уже немало. Все остальные возрасты - детский сад, студенчество, зрелый возраст - оказались обделенными...

08.09.2006
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/390

Док. 444687
Перв. публик.: 08.09.06
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 239

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``