В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Любовь Духанина: За новыми знаниями в новый учебный год Назад
Любовь Духанина: За новыми знаниями в новый учебный год
Вновь звенит звонок, и школьный порог переступают наши дети - такие разные, такие интересные и неожиданные. Не будет преувеличением сказать, что этот день сверх меры переполнен переживаниями и эмоциями - в основном светлыми, потому что, невзирая на любые тревоги, родители видят, как их ребенок делает свой очередной, очень важный шаг в будущее.

В этот день мы задаемся вопросом: какой будет школа в этом году, что нового она даст ученикам, а значит, и всему обществу. На какие ориентиры она нацелена?

Год от года ощущение, что сложный механизм, именуемый образовательной системой, перестраивает свою философию, растет не только у педагогов, но и у потребителей образовательных услуг. Меняется видение того, как должен строиться образовательный процесс, какие акценты должны стоять на самой высокой точке школьного образования, которую обычно именуют "школа-вуз".

Известно, что напряжение в этой точке достигает высокой планки и в смысле денежных затрат. Так, уже в 2002 году объем теневых платежей на переходе "школа-вуз" достигал почти миллиарда долларов (по данным Росстата, ФОМ, Левада-Центра, ГУ-ВШЭ). Это одна сторона большого вопроса: все чаще родители задумываются о том, как должен обучаться их ребенок в последние школьные годы и какого уровня знания он должен получить, чтобы быть востребованным, поступить в вуз, наконец, найти достойную работу. Вот что их сегодня очень беспокоит в первую очередь. Они задумываются об этом и при выборе школы, и в процессе обучения, и при каждом переходе ребенка из класса в класс. При этом большинство из них уверены, что их ребенок способен и талантлив. В части случаев это оказывается совершенной правдой. Но всегда ли общество понимает это? Чем образовательная система может помочь таланту, как намерена обнаружить его?

По существу, у школьников и родителей нет в этом вопросе постоянных ориентиров и правильных подсказок. Да, общество еще не до конца осознало и оформило свой запрос школьной системе. Тем не менее, школу разворачивает сама жизнь, новые вызовы времени.

Думаю, не случайно, в прямой связи с этим болезненным вопросом появилась новая тенденция - отдавать детей в экстернаты. Приведу такие данные Министерства образования и науки РФ: с 2003 по 2006 год в Москве экстернов стало больше в пять раз! Большинство родителей отдают детей в экстернат прежде всего для того, чтобы развить и поддержать их талант, индивидуальность, сильные и яркие стороны ребенка. Сосредоточиться на самом главном. Совершенно справедливо они видят в этом залог успешного продвижения в жизни, правильного выбора вуза. С этих же позиций они выбирают ориентированные, сильные школы, лицеи и гимназии.

Мне приходилось не раз выступать на тему одаренных детей, которых, на взгляд очень многих представителей образовательного сообщества, у нас не воспринимают как бесценный интеллектуальный потенциал. Мы теряем таланты, демонстрируем поразительную неспособность найти, поддержать, обучить и воспитать талантливых детей.

В своих документах рабочая группа "Одаренное поколение" при Комиссии общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации подчеркнула, что образование и творчество - одни из главных ресурсов нации. Поэтому мы приступили к разработке проекта "Система выявления, отбора и поддержки одаренных людей из различных возрастных и социальных групп". Будет обобщен весь накопленный по этой теме опыт, проанализирована статистика.

Современная средняя школа должна со временем найти в себе силы для того, чтобы выпестовать любой талант. Даже если он придет в нее неожиданно и без предуведомления.

01.09.2006
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/370

Док. 444686
Перв. публик.: 01.09.06
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 336

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``