В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
14 июня с.г. Духанина Л.Н. дала интервью на Радио России Назад
14 июня с.г. Духанина Л.Н. дала интервью на Радио России
Любовь Духанина Даже первобытный человек очень быстро осознал, что если следовать принципу "сила есть - ума не надо", долго не проживешь. А в начале XXI века это и вовсе опасно. Гостья Виталия Ушканова - член комиссии Общественной палаты России по вопросам интеллектуального потенциала нации Любовь Духанина. - Я не просто так вспомнил об этом негодном принципе, а в связи с попытками сократить число отсрочек от службы в армии, а то и отменить их вовсе. Противники такого подхода говорят, что армейское руководство пытается решить проблему призыва, подрывая интеллектуальный потенциал. Так ли это? Духанина: Комиссия по интеллектуальному потенциалу нации усматривает в решении вопроса о сокращении отсрочек, в частности связанных с обучением в вузах, угрозу для интеллектуального потенциала. Особенно если говорить о сложных с точки зрения программы обучения заведениях. Ребенку, который поступает на первый курс института после перерыва, сложнее. Такие ребята не так динамичны. Только редкие из них могут конкурировать с выпускниками школ. Если говорить о сложных вузах - Физтех, МГУ, МГИМО, МГТУ имени Баумана, Высшая школа экономики, - обучение там становится для ребят крайне проблематичным. В советское время существовала практика подготовительных отделений. И даже после года подготовки ребята, отслужившие в армии, не набирали интеллектуальную форму и не были равными студентами среди своих сокурсников. Мы поддерживаем сокращение срока службы до 12 месяцев, но при этом считаем, что для высших учебных заведений отсрочки должны быть сохранены. Мы выдвинули поправки к законопроекту, связанные с еще одним вопросом: отсрочка от армии предусмотрена одноразово, только в ситуации непрерывной образовательной программой. Но образовательные программы в России сегодня очень многообразны. Кроме того, страна переходит на двухуровневое высшее образование. В этой ситуации могут возникнуть проблемы: студент воспользовался отсрочкой, три года обучался и затем теряет право на отсрочку. Если ребенок отучился 3 курса и готов к более сложной программе, он должен иметь это право. Отсрочка должна лонгироваться на весь период обучения. Следующая проблемная зона возникает, когда студент окончил программу высшего заведения и хочет продолжить обучение в аспирантуре. Комиссия высказала свое мнение, что следует синхронизировать сроки. Допустим, студент закончил вуз в июне, зачислен аспирантом он будет, условно говоря, 1 сентября, а весенний призыв заканчивается 15 июля... Хотелось бы особо сказать об учебных заведениях медицинского профиля. Там вообще отсрочка продолжалась не только в период обучения, но и в период, когда студент заканчивает ординатуру, чтобы он успел получить необходимый объем практики. - Но сейчас ведь и другая отсрочка должна быть отменена: если человек поступает на работу по специальности непосредственно после окончания вуза. Это же неправильно: государство учит человека, а эффект от специалиста отложенный. Наука не стоит на месте, все меняется, и за этими изменениями нужно уследить, чего в армии сделать нет никакой возможности. Получается, деньги на обучение потрачены зря. Вы согласны? Духанина: По сути, вы правы. Нужно совместить решение проблем, которые возникают в обучении, и проблем, связанных с реформой в Вооруженных силах. Хотя есть и практика зарубежных стран, когда все абсолютно на год идут в армию. В государстве Израиль, допустим, все выпускники служат. Возможно, это правильно. Служба армии формирует гражданина. То, что невозможно сделать в школе, воспитывает армия. И все это ложится на более взрослый мозг. Но тогда высшие учебные заведения должны пересмотреть методики преподавания, сделать их более близкими к зарубежным. Вести модульное обучение, когда студент может двигаться в собственном темпе. Но не думаю, что вузы могут это сделать в один день. - Мы, по сути, противопоставляем службу в Вооруженных силах и обучение. Делаем это подсознательно, потому что понимаем, что в нашей армии нет условий, понимаем, как там все устроено... Как организовать армейскую службу, чтобы человек не вычеркивал эти два года из жизни? При нынешнем развитии информационных технологий человек может отовсюду следить за изменениями в мире. Наши генералы смогут это сделать? Духанина: По опыту общения с генералами я могу сказать, что смогут. И они об этом думают. Обсуждается вопрос военного образования: как военных учреждений, так и факультетов для военнослужащих на базе уже имеющихся институтов. Этот вопрос распространяется не только на тех, кто пришел служить в армию по призыву. Это серьезная проблема для офицеров, которые увольняются из армии, находясь в активном возрасте. Дисциплинированные люди, хорошо организованные, с определенным багажом человеческого общения остаются вне профессии. Руководство Минобороны это понимает и начало переговоры с вузами о переквалификации военнослужащих, чтобы они могли адаптироваться к жизни.

14.06.2006
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/279

Док. 444684
Перв. публик.: 14.06.06
Последн. ред.: 14.05.08
Число обращений: 338

  • Духанина Любовь Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``