В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Джапаридзе: Мы будем там, где будет нефть Назад
Александр Джапаридзе: Мы будем там, где будет нефть
Интервью c АЛЕКСАНДРОМ ДЖАПАРИДЗЕ, президентом компании "ПетроАльянс"

На сегодняшний день российская компания "ПетроАльянс" оказывает весь спектр сервисных услуг для нефтяных компаний, при этом эффективность ее работы сопоставима с западными конкурентами. Но останавливаться на достигнутом "ПетроАльянс" не намерен. В планах - дальнейшая экспансия на рынке сервисных услуг как за счет приобретения выделяемых сервисных подразделений нефтяных компаний, так и расширения географии работ, выхода в перспективные нефтегазоносные провинции. О деятельности компании и ее перспективах в интервью обозревателю "Вертикали" Марине Кравец рассказал президент "ПетроАльянса" Александр ДЖАПАРИДЗЕ.



Ред.: Александр Юльевич, в прошлом году ваша компания стала лауреатом Ежегодной национальной премии в области бизнеса "Компания года - 2002" в номинации "Деловая репутация". Это безусловное признание успешной работы "ПетроАльянса" за последнее время. Что сегодня представляет собой компания? Кто является ее акционерами, каковы объемы работ?

А.Д.: На сегодняшний день "ПетроАльянс" представляет собой крупнейшую среди российских независимых сервисных компаний. При этом важно подчеркнуть именно нашу независимость, так как в этой сфере функционирует много компаний - структурных подразделений ВИНК. Акционерами "ПетроАльянса" сегодня являются менеджеры компании. И если раньше среди наших акционеров были западные инвесторы и компании и одна из российских ВИНК, то теперь можно сказать практически об отсутствии сторонних компаний в нашем акционерном капитале. Что касается объема продаж, то в этом году мы планируем порядка $150-160 млн.

Ред.: Расскажите, пожалуйста, об объемах, динамике прибыли "ПетроАльянса", на какие цели направляются эти средства?

А.Д.: На прошедшем недавно годовом собрании акционеров и Совете директоров мы рассмотрели и утвердили пятилетнюю программу развития, которая предусматривает ежегодный рост объемов 20% при прибыльности 20-25%. Если говорить об объемах прибыли, то они напрямую зависят от объемов наших инвестиций, эффективности этих вложений. Наш бизнес очень капиталоемкий, а наш рост обеспечивается не только ростом объемов наших традиционных услуг, но и развитием новых видов деятельности, а также выходом в новые регионы. Например, в прошлом году мы начали работы по таким направлениям, как зарезка вторых стволов и гидроразрыв, начали работы в новых регионах (Тимано-Печора и Ямало-Ненецкий округ). Так как эти виды операций требуют применения дорогостоящего оборудования, а выход в новые регионы сопряжен с увеличением начальных расходов, то, соответственно, для таких проектов требуются большие затраты, особенно на начальном этапе. Поэтому от удельного веса новых и капиталоемких проектов в общем бизнесе компании зависит и наша чистая прибыль. Понятно, что по сравнению с теми периодами, когда мы не начинали новых проектов, а вели устоявшийся бизнес, она может снизиться, но это отнюдь не говорит о замедлении развития. Долгое время именно собственная прибыль была источником для наших капвложений. В последние же годы мы имеем все больше возможностей получения с целью инвестирования займов на тех условиях, которые нас удовлетворяют, и в этой связи мы вправе ожидать дальнейшего роста абсолютных объемов чистой прибыли. Поэтому появляется возможность использовать часть прибыли на другие цели - в частности, во II квартале "ПетроАльянс" выплатил акционерам в виде дивидендов $2 млн. С появлением новых источников финансирования мы вправе ожидать роста как уровня чистой прибыли, так и ее абсолютных объемов.

Ред.: А что включают в себя ваши работы на условиях риска с нефтяными компаниями "ЛУКОЙЛ" и ТНК, и в чем состоит риск?

А.Д.: На сегодняшний день мы завершили рисковый проект с ТНК по 8-ми скважинам в Оренбурге. Основной нашей задачей было доказать их западным менеджерам, за привлечение технических подрядчиков, что мы работаем как минимум на одном уровне с западными компаниями, к сервисным услугам которых они привыкли. Поэтому мы взяли на себя часть риска и показали, что этот риск был оправдан. На этот год мы заключили уже крупный контракт с ТНК и приступили к его выполнению. Что касается "ЛУКОЙЛа". Эта компания работает с нами давно, и идея рискового проекта была здесь другого рода. Дело в том, что менеджерами "ЛУКОЙЛа" являются нефтяники, давно работающие в отрасли и хорошо знакомые со спецификой сервисных работ. Кроме того, компания имеет много собственных сервисных подразделений. Поэтому для нас было важно показать "ЛУКОЙЛу", что сервисные технологии западного уровня, которыми обладает "ПетроАльянс" и которые дороже массово используемых ими российских технологий, являются более эффективными для нефтяной компании. Этот рисковый проект ведется до сих пор, выполнен он уже на 60%, его результаты мы обсуждаем с руководством "ЛУКОЙЛа", и на сегодня они удовлетворяют как заказчика, так и нас. Поэтому мы надеемся, что проект будет успешным, и объемы наших работ для "ЛУКОЙЛа", в том числе с использованием технологий западного уровня, будут увеличиваться.

Ред.: Иными словами, в отличие от конкуренции с собственными сервисными подразделениями "ЛУКОЙЛа", в рисковом проекте для ТНК "ПетроАльянс" в определенном смысле одержал конкурентную победу над иностранными сервисными подрядчиками. А что могут противопоставить сегодня российские сервисные компании экспансии на рынке таких гигантов, как Halliburton, Baker Hughes, Schlumbeger?

А.Д.: Сегодня экспансия западных конкурентов имеет место потому, что заказчик хочет получать тот сервис, инвестиции в который для него будут выгодны. Поэтому российским компаниям необходимо сконцентрироваться на мерах по повышению качества и экономической эффективности своих услуг, ориентируясь на использование того оборудования, которое может дать необходимый заказчику результат. Кроме того, важно проведение более гибкой ценовой политики. Речь, естественно, идет не о демпинге, а о разумной ценовой политике, при которой нашим заказчикам будет более выгодно работать с российскими компаниями. Это в целом по российским сервисным компаниям. Что же касается "ПетроАльянса", наше отличие от остальных российских игроков рынка нефтегазового сервиса в том, что мы с самого начала используем западные технологии и наши цены сопоставимы с западными. Основное наше конкурентное преимущество перед иностранными сервисными гигантами - это лучшее знание технологических потребностей и особенностей российского рынка. В нашей компании сильный кадровый состав: многие работали в нефтяной отрасли, многие - в составе сервисных подразделений ВИНК. Поэтому и потребности заказчиков мы знаем лучше "варягов". Соответственно, обладая технологиями, сопоставимыми с западными, мы можем гораздо более эффективно их использовать. Второе наше преимущество в том, что мы говорим с заказчиками на одном языке, как лингвистически, так и с точки зрения бизнес-подхода, в том числе понимания проблем и задач. Кроме того, многие технологии, которые являются Trade Mark западных сервисных компаний, мы приобрести не можем, а потому "ПетроАльянс" инвестирует в разработку собственных, способных также стать одним из наших конкурентных преимуществ.

Ред.: Как вы видите роль государства в решении проблем отрасли, прежде всего в ликвидации технологической зависимости от Запада?

А.Д.: Начнем с того, что наш заказчик всегда заинтересован в наиболее экономически эффективной технологии, независимо от того, где она разработана. Задача сервисной компании - удовлетворить его спрос; и здесь мы стараемся учитывать наличие отечественных разработок. Уже сегодня на российском сервисном рынке, в частности в геофизическом секторе, есть технологии, сопоставимые с западными. Со стороны государства, на наш взгляд, необходимы разумные протекционистские меры в отношении уже имеющихся технологий, а именно: высокие ввозные таможенные пошлины на импортируемые аналоги, а также стимулирование, прежде всего налоговое, дальнейших научно-практических исследований. Ведь, надо признать, в целом отечественная технологическая база серьезно отстает от западной. Основную роль государства мы видим в том, чтобы для российских сервисных компаний были введены налоговые льготы (например в части налога на прибыль), с помощью которых они могли бы инвестировать в НИОКР. В этом случае через 5-10 лет в результате крупномасштабного инвестирования будут созданы технологии, способные составить серьезную конкуренцию западным.

Ред.: Обладают ли западные конкуренты какими- либо преимуществами, помимо технологических?

А.Д.: Еще одно конкурентное преимущество западных сервисных компаний - их уровень консолидации. Это очень крупные компании, и объемы их инвестиций в НИОКР значительно превышают аналогичные инвестиции наших крупных ВИНК. Поэтому, на наш взгляд, государство должно создать условия для консолидации российских сервисных компаний. На сегодня у нас не развиты ни юридические, ни налоговые аспекты покупки или слияний компаний. Более того, правомерно говорить скорее о налоговых преградах в этой сфере. Мы надеемся, что государство со своей стороны осознает, что чем крупнее компания, тем больше ее обороты и, соответственно, тем больше средств она может инвестировать, в том числе в НИОКР, для устранения технологического отставания от Запада.

Ред.: Известно, что "ПетроАльянс" уже сегодня инвестирует в науку. Как развивается ваше сотрудничество с РГУ им. Губкина? В каких научных разработках заинтересована ваша компания?

А.Д.: Мы очень тесно сотрудничаем с этим вузом, что играет большую роль в деятельности компании, а недавно ректор РГУ им. Губкина А.И.Владимиров вошел в Совет директоров "ПетроАльянса". Сотрудничество наше развивается в трех направлениях. Во-первых, это участие в попечительском совете университета - мы единственная сервисная компания в этой структуре. Это направление работ связано в основном со спонсорской деятельностью, помощью в организации различных мероприятий - от конференций студенческих научных обществ до конкурса "Мисс Университет". Во-вторых, это финансовая помощь при проведении ремонтных работ, обновлении оборудования и т.п. В-третьих, и это, пожалуй, самое важное, мы очень серьезно работаем со студентами и аспирантами. Мы заинтересованы в привлечении новых кадров - специалистов высокого уровня. При этом еще несколько лет назад интерес для нас представлял в основном геологический факультет, а сегодня в "ПетроАльянсе" востребованы практически все специальности, по которым готовит специалистов университет. Очень успешно постоянно работает созданная совместно с университетом лаборатория по изучению свойств цементных растворов. Недавно мы расширили ее, добавили новое оборудование. Работа этой лаборатории очень важна для нашей ежедневной деятельности как в плане ремонтно-изоляционных работ, так и крепления скважин. На сегодня мы утвердили программу создания еще нескольких лабораторий, работающих по аналогичной схеме на базе университета. Инвестиции "ПетроАльянса" в эти программы составят более $2 млн. У нас существует целая система договорных работ по научно-практическим исследованиям с различными кафедрами университета. Это, как правило, делается под конкретные проекты "ПетроАльянса". Тематика таких работ широка - сегодня, например, активно ведутся работы по геологическому моделированию, в планы входят исследования на базе новых лабораторий по жидкостям гидроразрыва, составам для кислотной обработки пластов, буровым растворам. В целом мы оцениваем взаимодействие с РГУ им. Губкина как очень эффективное. И "ПетроАльянс" понимает это как в аспекте практической важности, так и более масштабно в плане инвестиций именно в науку и образование, в развитие научных школ, подготовку не только кадров для отрасли, но и профессорско-преподавательского состава.

Ред.: Являются ли для "ПетроАльянса" привлекательными сервисные подразделения, продаваемые нефтяными компаниями?

А.Д.: Безусловно, есть некоторые подразделения, которые являются для нас привлекательными с точки зрения приобретения новых заказчиков, географического расширения бизнеса, новых производственных направлений. При этом для каждого варианта мы проводим анализ и выбираем только те подразделения, приобретение которых для нас целесообразно с точки зрения маркетинговой и экономической эффективности. При этом технологический фактор особой роли не играет, так как в этой сфере база сервисных подразделений ВИНК слабее, чем у "ПетроАльянса". Сегодня наша компания участвует в тендере на приобретение "ЛУКОЙЛ-Бурения", и мы с нетерпением ждем решения "ЛУКОЙЛа". Недавно мы также приобрели сервисное подразделение у ТНК, рассматриваем множество других предложений.

Ред.: Можно ли, исходя из этого, говорить о наличии на рынке нефтегазового сервиса тенденции "независимые взамен собственных"?

А.Д.: Верно, нефтяники идут именно к этому. Ведь, по сути, их дело непосредственно разведка, добыча и поставка нефти и нефтепродуктов на рынок, а не сервис. Однако идут они к этому разными путями: "ЮКОС", к примеру, создал "ССК" и пока контролирует эту компанию; "ЛУКОЙЛ" продает подразделение по бурению; ТНК также продает сервисные подразделения, выделяя их из своей структуры. Тенденция "независимые взамен собственных" на сервисном рынке будет развиваться, и наша компания в этом очень заинтересована. "ПетроАльянс" видит в этом хорошую возможность для роста.

Ред.: Ваша компания выполняет большие объемы работ для "ЛУКОЙЛа", работает с ТНК, выиграла тендер в "Сибнефть-Ноябрьскнефтегазе". Намерен ли "ПетроАльянс" в рамках стратегии роста расширять круг своих заказчиков?

А.Д.: Мы постоянно расширяем круг своих заказчиков: если раньше доля "ЛУКОЙЛа" как главного нашего заказчика доходила до 95%, то теперь она снижается и в этом году по плану составит 75%. В перспективе первоочередной нашей задачей является возобновление работы с "ЮКОСом", начало сотрудничества с "Роснефтью", расширение сотрудничества с "Сибнефтью". Кроме того, мы намерены наращивать объемы работ для компаний, работающих в странах СНГ. В прошлом году "ПетроАльянс" вышел в Азербайджан, в этом году мы намерены продолжать свою экспансию: на очереди проекты в Казахстане и Узбекистане.

Ред.: А какие из ваших проектов, в том числе на Каспии, являются приоритетными? Как они реализуются и каковы планы на будущее?

А.Д.: На сегодняшний день компания "ПетроАльянс" достигла той стадии своего развития, когда на любом этапе разведки и разработки месторождения мы можем оказывать заказчику все необходимые услуги: сейсморазведку, сопровождение разведочного и эксплуатационного бурения, обслуживание скважин, оптимизацию добычи. Поэтому, что касается планов на будущее, мы будем развивать деятельность там, где будут проекты разведки и добычи нефти. Что касается сегодняшних проектов, то в традиционном нефтедобывающем районе - Западной Сибири - наши проекты связаны со всем спектром услуг по оптимизации работы скважин. Это включает в себя стимулирование, обслуживание и капитальный ремонт скважин, гидроразрыв, ремонтно-изоляционные работы. Мы активно работаем и в перспективных районах добычи. На сегодня наша компания проделала существенный объем разведочных работ (сесморазведка, сопровождение разведочного бурения, создание структурных построений и моделей) для "ЛУКОЙЛа" на Северном Каспии. В Азербайджане проекты "ПетроАльянса" связаны с сейсморазведкой, а также обслуживанием скважин. В дальнейшем в наши планы входят геологоразведочные работы в казахстанском и туркменском секторах Каспия, а также получение заказов на стадии разработки каспийских месторождений. Работа в Тимано-Печоре, причем не только с "ЛУКОЙЛом", также является для нас одним из приоритетов, так как это регион с гигантским потенциалом. А в более отдаленной перспективе наша экспансия на рынке сервисных услуг будет связана с проектами в Восточной Сибири и на шельфе Севера России.



http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=22705


Док. 444398
Перв. публик.: 23.05.02
Последн. ред.: 13.05.08
Число обращений: 330

  • Джапаридзе Александр Юльевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``