В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сбербанк России подводя итоги... Назад
Сбербанк России подводя итоги...
Прошли шесть месяцев работы Центрально-Черноземного банка Сбербанка России, что дает возможность подвести первые итоги. Наш банк является самым крупным банком региона, занимающим лидирующие позиции на основных сегментах местного финансового рынка. Чтобы удержать эти позиции, Правление Центрально-Черноземного банка Сбербанка России определило на текущий год в качестве приоритетных следующие задачи:
- обеспечение прироста собственного капитала путем повышения эффективности работы,
- увеличение ресурсной базы за счет привлечения на РКО корпоративных клиентов, сохранение ведущих позиций на рынке розничных услуг,
- дальнейшее совершенствование структуры активных операций, увеличение вложений банка в реальную экономику,
- ускоренный рост непроцентных доходов,
- перестройка организационной структуры банка.
Что же нам удалось?

Собственный капитал банка вырос на 435 млн. руб. и составил 3,4 млрд. руб. За истекшее полугодие на 267,6 млн. руб. возросли резервные фонды и составили 1971,8 млн. руб. Это не только обеспечивает выполнение банком обязательных нормативов ЦБ, но и соответствует международным стандартам достаточности капитала и резервных средств.

Поэтому клиенты могут быть уверены в надежности ЦЧБ СБ РФ. Их средства в нашем банке защищены от любых потрясений рынка.

Прирост собственного капитала был получен за счет повышения экономической эффективности работы всех головных отделений. Наибольший вклад внесли структурные подразделения банка Воронежской (129 млн. руб.), Липецкой (70 млн. руб.) и Белгородской (65 млн. руб.) областей. Созданная в ЦЧБ система коммерческого расчета обеспечивает экономическую самостоятельность областных отделений, стимулирует их на максимизацию финансового результата. Поэтому после объединения прибыль, полученная банком , резко увеличилась.( см. схему No1)

Среди 80 межрайонных и районных ОСБ региона лучших результатов добились: по Воронежской области - Россошанское ОСБ, по Белгородской - Старооскольское, по Курской - Железногорское, по Липецкой - Лебедянское, по Орловской - Верховское, по Тамбовской - Мичуринское. Число нерентабельных учреждений банка за 6 месяцев сократилось с 21 до 13.

Однако нынешний уровень эффективности неприемлем в будущем. Во втором полугодии планируется увеличить темпы прилива привлеченных средств. Поэтому поддержание прежнего уровня достаточности собственного капитала требует повысить темпы его прироста в 1,4 - 1.5 раза. Соответственно необходимо в такой же пропорции увеличить прибыль и предельно экономно относиться к собственным фондам банка.

Достигнуты определенные успехи в работе с корпоративной клиентурой. За полугодие остатки на счетах юридических лиц выросли на 13,1% и составили 3,7 млрд. руб. Это более 50% ресурсной базы корпоративной клиентуры всех коммерческих банков региона. Большинство крупных предприятий Центрального Черноземья являются сегодня клиентами банка. Наиболее успешно банк работал с корпоративными клиентами в Тамбовской и Воронежской областях, где удельный вес в общей сумме привлеченных средств юридических лиц коммерческими банками составил соответственно 70,6% и 59%.

Однако в обслуживании корпоративной клиентуры задействованы далеко не все возможности. До конца текущего года необходимо завершить работу по созданию системы непрерывного мониторинга крупных и средних клиентов по всей территории ЦЧР. Задача дня - не только знать потребности клиентов в банковских услугах, но на основе финансового, информационного и интеллектуального потенциала банка содействовать им в работе по повышению эффективности бизнеса, установлению рациональных хозяйственных связей.

Необходимо резко повысить комплексность обслуживания клиентов. Клиент, находящийся на рассчетно-кассовом обслуживании в банке, должен знать, что может получать более ста современных банковских продуктов и услуг: инкассация и вексельное обслуживание, перечисление заработной платы во вклады и на пластиковые карточки, банковские гарантии, практически все виды банковских услуг по валюте и т.п. Надо разъяснять клиенту экономическую выгоду, получаемую им при использовании всего этого комплекса услуг.

Необходим индивидуальный подход к клиенту, активное внедрение института менеджеров банковского счета по VIP-клиентам. Последние должны не только координировать его деятельность с подразделениями банка, но и оказывать консультативные услуги по финансовому менеджменту, оптимизации налогообложения, становлению контактов с другими клиентами банка.

Наш банк сможет сохранить свои позиции на рынке корпоративной клиентуры, если станет центром поддержки деловой активности и развития межобластной кооперации в регионе.

Традиционно банк уделял большое внимание работе с физическими лицами. Прилив во вклады населения составил по итогам полугодия 18,1%. Удельный вес вкладов ЦЧБ СБ РФ - почти 95% всех вкладов населения региона.

Однако традиционное доверие населения к Сбербанку не означает, что лидерство на рынке розничных услуг можно сохранить автоматически. За прошедшее полугодие только в 2-х областных подразделениях банка - Воронежском и Тамбовском - увеличился удельный вес в общей сумме вкладов населения в коммерческих банках. В остальных областях этот показатель ухудшился.

Во втором полугодии всем головным ОСБ доводятся показатели прилива не только по счетам юридических лиц, но и по вкладам населения, выполнение которых будет учитываться при оценке работы подразделений.

Руководство отделений и филиалов должны дать новый импульс традиционным для Сбербанка методам работы привлечения средств населения во вклады, активнее внедрять в работу современные маркетинговые методы: целевая и имиджевая реклама, сегментирование розничного рынка с целью более полного учета потребностей различных групп населения и т.д.

В прошедшем полугодии коренным образом изменилась направленность активных операций банка. Центрально-Черноземный банк стал системообразующим финансово-кредитным учреждением региона. Условия работы банка и, в конечном счете, его финансовая стабильность зависят от состояния экономики в областях Центрального Черноземья. Поэтому главной задачей является наращивание объемов вложений в реальную экономику, поддержка жизнеспособных предприятий, реализация перспективных инвестиционных программ.

Операции банка на валютном и фондовом рынках осуществляются только в целях диверсификации портфеля вложений и страхования рисков. За полугодие вложения банка в экономику региона увеличились на 4,4 млрд. руб. или на 44,4% и составили 14,3 млрд. руб.

Особенно быстрыми темпами растет кредитование в областях, где ранее банк имел низкий уровень ссудной задолженности. Так, объемы кредитования в Орловской области выросли на 255%, в Белгородской - на 174%.

Кредитование развивалось более быстрыми темпами, чем привлечение средств.(См. схему No2)

Возросшие объемы кредитования требуют новых подходов в организации данной работы. При ускоренном увеличении вложений в экономику все большую значимость приобретает качество кредитного портфеля, его диверсификация, обеспечивающая снижение уровня рисков.

Повышение спроса на кредиты позволяет в каждой области региона ориентироваться на приоритетные, экономически эффективные отрасли и производства. При этом приоритет в кредитовании отдается клиентам, чьи основные финансовые потоки проходят через Сбербанк, что обеспечивает надежное сопровождение кредитов.

Укрупнение банка позволило приступить к реализации масштабных инвестиционных проектов, имеющих общероссийское значение, кредитных схем, способствующих развитию интеграционных процессов в регионе. К таким можно отнести ОАО "Эфко", ЗАО "ГОТЭК", ОАО "Минудобрения" и многие другие.

За прошедшее полугодие увеличение ссудной задолженности сопровождалось сокращением удельного веса просрочки. Если на 01.01.2001г. она составляла 1,8%, то на 01.07.2001г. - 1,6%.

Во втором полугодии банк поставил задачу при увеличении ссудной задолженности не допустить роста абсолютных значений просроченной задолженности. Спрос за выполнение будет предельно жестким.

В прошедшем полугодии существенно выросли непроцентные доходы банка. Если в начале года они составляли 6,5% от всех доходов банка, то за полугодие - 11,3%. Лидирует в данной работе Липецкое ОСБ - 14,97%, Орловское - 14,58%, Тамбовское - 11,83%.

Однако в целом по банку уровень непроцентных доходов остается низким. Главная причина - недостаточное внимание этому направлению работы в подразделениях Центрального аппарата и отделениях банка. Сегодня разработана целевая программа развития комиссионных услуг, которая предполагает повышение эффективности тарифной политики, проведение маркетинговых мероприятий, совершенствование индивидуальной работы с клиентами и т.д. Реализация этой программы должна обеспечить увеличение непроцентных доходов к концу года на 30%.

Еще одна приоритетная задача - оптимизация организационной структуры банка, цели которой: выход на качественно новый уровень эффективности; обеспечение современных требований по укрепленности, автоматизации и технологии банковских работ; создание условий для повышения качества обслуживания клиентов. Мелкие районные ОСБ преобразуются в универсальные филиалы, что позволяет сократить административно-управленческий персонал и сосредоточить силы на обслуживание корпоративных клиентов. В первом полугодии было преобразовано 10 ОСБ, что позволило расширить перечень услуг, оказываемых в райцентрах региона юридическим лицам, повысить скорость осуществления их расчетов и качество обслуживания.

В текущем полугодии в целом удалось добиться решения еще одной приоритетной задачи - снижения внутренней стоимости банковских услуг. За счет относительного снижения непроцентных расходов, оптимизации и автоматизации банковских технологий она была снижена в целом по банку, в том числе по Курскому ОСБ на 1,11%, Центральному аппарату ЦЧБ - на 0,34%. При внутренней стоимости банковских услуг в Центральном аппарате ЦЧБ - 3,42%, в Белгородском ОСБ - 3,60%, очень высока она в Липецком ОСБ - 5,27%, Тамбовском ОСБ - 6,22%.

Во втором полугодии во всех отделениях банка должен быть реализован комплекс мероприятий, обеспечивающий: жесткий контроль за административно-хозяйственными расходами, конкурсное заключение хозяйственных договоров по наиболее крупным видам затрат, обеспечение равномерной загрузки работников массовых профессий на основе нормирования их труда, повышение эффективности материального стимулирования руководителей и специалистов на базе дифференцированного подхода.

За 6 месяцев 2001 года в Центрально-Черноземном банке проведена определенная работа по развитию материально-технической базы. При этом первостепенное внимание уделялось улучшению условий труда работников банка, условий обслуживания клиентов, укреплению кассовых узлов.

Завершено строительство и введено в эксплуатацию здание централизованного архива в городе Воронеже, реконструировано и отремонтировано 125 зданий и помещений.

Оживилась работа по оптимизации использования объектов недвижимости, продаже и сдаче в аренду собственных сооружений, не используемых в банковском процессе. За полгода банк реализовал объектов недвижимости на сумму около 7 млн. руб. Во втором полугодии необходимо завершить данную работу. Следует также обеспечить согласование планов развития материально-технической базы с имеющейся концепцией совершенствования и укрепления филиальной сети.

В первом полугодии 2001г. проведена работа по развитию систем автоматизации, телекоммуникаций и связи в региональном банке и его отделениях на основе унификации и сокращения эксплуатируемых банковских систем. Внедряются современные формы работы с клиентами, позволяющие повысить качество и скорость их обслуживания.

Позитивные моменты в деятельности банка, в первую очередь, обусловлены качеством работы с персоналом, уровнем корпоративной культуры его служащих. За полугодие на 4,7% повысилась доля специалистов с высшим образованием и сегодня в банке трудятся 5337 таких специалистов. Во всех областях региона, на основе современных методов, формируется резерв на выдвижение из молодых высококвалифицированных специалистов, создан внешний резерв из лучших выпускников экономических факультетов вузов Центрально-Черноземного региона. Итоги работы первого полугодия свидетельствует о создании хорошего задела, который при условии концентраций усилий поможет нашему банку выйти на новые рубежи.

Первый Заместитель Председателя Правления
Центрально-Черноземного банка Сбербанка России
И.Г. Незнамов

No4 июль 2001 года

http://www.sb.vrn.ru/NewsPaper/article.asp?NsNum=4&ArtNum=28

Док. 444277
Перв. публик.: 13.07.01
Последн. ред.: 13.05.08
Число обращений: 410

  • Незнамов Игорь Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``