В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Шляев: Настоящее и будущее вещевой службы Назад
Сергей Шляев: Настоящее и будущее вещевой службы
В вещевой службе, как и в других структурах Минобороны, идет процесс реформирования. Он связан как со своими "внутренними" задачами - расформированием ряда бесперспективных складов, освобождением от скопившегося на них имущества, снятого со снабжения, совершенствованием технологии производства военной одежды и обуви, так и с деятельностью в общеармейском масштабе - повышением уровня и качества вещевого обеспечения личного состава, поиском путей погашения задолженности за невыданное обмундирование и др. Об этом беседа нашего корреспондента с начальником Центрального вещевого управления Министерства обороны РФ генерал-майором Сергеем ШЛЯЕВЫМ.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Генерал-майор Шляев Сергей Иванович родился в 1956 году в Курске. Окончил Вольское высшее военное училище тыла, Военную академию тыла и транспорта, Военную академию Генерального штаба. Проходил службу на разных должностях в Прибалтийском военном округе, Западной группе войск, в аппарате Тыла Вооруженных Сил и Министерства обороны. Женат, сын - студент.

- Сергей Иванович, в некоторых СМИ появляются сообщения, что у российских солдат зачастую всего один комплект формы - камуфляжной, что на всех не хватает шинелей, простыней. Так ли это?

- Доля правды есть. Несмотря на то, что новая форма была утверждена десять лет назад и за это время численность Вооруженных Сил значительно уменьшилась, парадной формой одежды действительно обеспечены далеко не все солдаты, а повседневной - и офицеры. Причина объективна: финансирование вещевой службы в этот период было неритмичным, на уровне 15-20 процентов от потребности. В последние 2-3 года оно стабилизировалось, что, я думаю, позволит в 2003 году выйти из "прорыва". А что касается простыней и вообще постельных принадлежностей, это неверно: обеспечение ими военнослужащих стопроцентное.

- Вы недавно стали начальником вещевой службы, перед этим три года были заместителем. Как на ваших глазах и при вашем участии шла работа вещевой службы?

- Несомненно, что в связи с некоторой стабилизацией финансово-экономической обстановки в стране, благодаря опыту бывшего начальника службы генерал-лейтенанта Николая Дементиюка наметились положительные сдвиги и в нашей службе. К 1999 году после семилетнего, я бы сказал, упадка сложилась тяжелая ситуация. Основная номенклатура заказываемого в промышленности вещевого имущества сократилась с 3.000 наименований до 150... Почти не заготавливались зимние пальто, полусапоги, кителя и брюки, рубашки, полуботинки. Ими обеспечивались только выпускники ввузов да участники парада в Москве.

Что имеем на сегодняшний день? Во-первых, все категории военнослужащих в полном объеме обеспечиваются полевой формой одежды. Для солдат и офицеров, участвующих в контртеррористической операции на Северном Кавказе, а также для миротворческих сил есть все необходимые предметы обмундирования. В достаточном количестве выдаются им шапочки и свитера, шерстяные спальные мешки, резиновые сапоги, альпинистское и другое необходимое в боевой обстановке имущество.

В целях рационального использования бюджетных средств размещение заказов производится только на конкурсной основе, где основными критериями являются стоимость заготавливаемой продукции и ее качество.

Есть подвижка и с погашением задолженности военнослужащим за невыданное обмундирование. На начало года она составляла 2,8 млрд. рублей, в связи с идущим увольнением офицеров и прапорщиков на 2002 год в федеральном бюджете на эти цели выделено 810 млн. рублей, в бюджете 2003 года предусмотрены меры по ее погашению всем категориям военнослужащих.

- В этих сложных условиях вы успеваете только рассчитываться с повседневными нуждами или работаете на перспективу?

- Если не смотреть вперед, не видеть перспективы, то и день сегодняшний покажется тусклым и безысходным. Даже при ограниченных бюджетных ассигнованиях не прекращаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки как технических средств полевого быта войск, так и формы одежды, и прежде всего специальной и полевой. Во всех этих изысканиях мы руководствуемся "Планом строительства и развития Тыла Вооруженных Сил", где наша служба занимает значительное место.

И уже есть результаты этой многотрудной работы. За последние три года на снабжение приняты новый костюм зимний специальный для воинов, занятых эксплуатацией и ремонтом военной техники, нового образца рюкзак и плащ-накидка, палатки каркасные, а также ткань с зимним рисунком окраски "грязный снег".

Могу добавить, что осуществляется замена хлопчатобумажных тканей на хлопко-полиэфирные, а также применение особо прочной армированной ткани. Осуществлен переход на перспективный литьевой метод крепления низа обуви, будет снижен вес ботинок с высокими берцами с 2,1 до 1,6 кг.

- Но все это пока больше в разработках, в образцах?

- Не все. Постепенно эти изделия поступают в войска и прежде всего в части постоянной готовности. Они уже и сейчас обеспечены всем необходимым.

- Как вещевая служба участвует в "строительстве" первой в Вооруженных Силах контрактной дивизии в Пскове?

- Самым прямым образом. С задачей обеспечить на полную потребность. Наращиваются мощности банно-прачечного обслуживания. Мы выделяем для дивизии достаточно стиральных машин, гладильного оборудования, которые по желанию можно использовать как для крупной, так и индивидуальной стирки.

- Сергей Иванович, кстати, о банно-прачечных делах... В редакцию иногда приходят письма-жалобы: то сроки помывки не выдерживаются, то сама баня без достаточных удобств...

- Отдельные случаи бывают, и мы остро реагируем на них. Ведь даже в войну было законом: командир, вещевики при первой возможности обеспечивали солдат банькой. Но следует признать: в начале 90-х годов прошлого века в немалой степени был нарушен прежний, я бы сказал, железный порядок своевременной помывки. Из-за низкой зарплаты рабочих перестали функционировать многие комбинаты бытового обслуживания (КБО). Наша служба вместе с медицинской приняли комплекс мер для улучшения положения.

В настоящее время Министерство обороны продолжает содержать свои банно-прачечные комбинаты, заботиться об их совершенствовании. В последнее время в воинских частях, и прежде всего в СКВО, оборудуются пункты стирки белья.

- А как обстоит сегодня с помывкой в Объединенной группировке войск?

- Это воюющие войска, и первое время проблемы были. Но уже с 1999 года там стал работать банно-прачечный дезинфекционный поезд (БПДП). В 2001 году в Ханкале построен банно-прачечный комбинат. В этом году для 42-й дивизии введен в эксплуатацию такой же комбинат в Шали, в станице Калиновской, на очереди - в Борзое. В комендатурах создаются банно-прачечные пункты, ремонтные мастерские, туда уже отправлено необходимое оборудование. В настоящее время делаем все необходимое, чтобы в полках и дивизиях были свои автономные полевые средства вещевой службы. В контейнерах они уже поставлены на многие блокпосты.

- Могут ли ваши предприятия оказывать услуги за плату сторонним организациям?

- В этом плане работает с перспективой и на основе самоокупаемости 43-й Центральный экспериментальный производственный комбинат (начальник полковник Константин Лукичев). Он, как и прежде, осуществляет пошив новых образцов форменного, специального обмундирования обуви и снаряжения, изготавливает и ремонтирует штандарты, боевые знамена для Минобороны и других силовых ведомств. За плату здесь могут пошить форму прокурорские и судейские работники, таможенники и налоговики...

На такой же основе осуществляют свою деятельность комбинаты по ремонту вещевого имущества (КРВИ). Они выполняют его средний и капитальный ремонт, изготавливают для войск постельные принадлежности, поварскую одежду, санитарно-хозяйственное имущество. Сегодня таких в армии и на флоте - 12. И они приносят большую пользу.

- Сергей Иванович, я знаю, что в ожидании улучшения финансирования вы не сидите сложа руки. Используются ли какие-то резервы, что предпринимается?

- Конечно, продолжаем инициативную работу по реализации устаревшего обмундирования. Ремонтные комбинаты изготавливают из устаревшей формы госпитальную и рабочую одежду и т.п. Но иногда кто-то "там наверху" предлагает неприемлемую инициативу: в целях экономии средств еще более сократить количество предметов одежды. Это, я считаю, недопустимо.

Весной этого года мы провели на этот счет опрос руководящего состава Вооруженных Сил и других силовых ведомств. Мнение было единодушным: сегодняшние нормы вещевого обеспечения оптимальны. Они учитывают и удобства для личного состава, внешний вид, национальный опыт, и никакого "радикального" подхода к их сокращению не требуется.

Словом, в этих вопросах мы занимаем принципиальную позицию.


Петр АЛТУНИН, "Красная звезда".

http://www.redstar.ru/2002/09/17_09/1_03.html

17.09.2002

Док. 444256
Перв. публик.: 17.09.02
Последн. ред.: 13.05.08
Число обращений: 362

  • Шляев Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``