В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Минфин РФ озвучил свои предложения по управлению стабилизационным фондом Назад
Минфин РФ озвучил свои предложения по управлению стабилизационным фондом
Круглый стол, посвященный роли и функции стабилизационного фонда в экономике России, состоялся сегодня в Высшей школе экономики в Москве. Выступивший на заседании директор департамента финансовой политики Министерства финансов Алексей Саватюгин рассказал о сути предложений Минфина, согласованных с экономическим блоком правительства и Банком России, которые в настоящее время направлены в аппарат правительства. По данным Минфина, по состоянию на 1 января 2005 года объем стабилизационного фонда достигнет суммы 574,4 млрд. рублей, а на 1 января 2006 года - 719,5 млрд. руб. - при предельно установленном размере в 500 млрд. руб. Согласно предложениям Минфина, в течение 2005 года на погашение внешнего долга России планируется потратить 168 млрд. рублей, еще 74,7 млрд. предполагается направить на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Хотя, как было отмечено в ходе круглого стола, данная мера носит разовый характер и противоречит общей идеологии стабилизационного фонда. "Покрытие текущих расходов из средства стабфонда недопустимо", - заявил А.Саватюгин. По мнению Минфина, возможно направление средств на финансирование структурных реформ в экономике, а также на осуществление конкретных инвестиционных проектов с рентабельностью свыше 7% годовых. В то же время, он отметил, что ни одно ведомство не представило по запросу Минфина обоснованные инвестиционные предложения.

Как сообщил Алексей Саватюгин, Министерство финансов предлагает с 2006 года поднять так называемую "цену отсечения", исходя из которой в настоящее время рассчитываются поступления в стабилизационный фонд, с 20 долларов за баррель нефти до 21 долларов. Таким образом, отметил он, поступления в стабилизационный фонд сократятся на 47,3 млрд. рублей. При прибавлении к этому суммы, полученной в качестве экономии на обслуживание внешнего долга, который предполагается сократить за счет средств стабилизационного фонда, получается как минимум 60 млрд. рублей. Эти средства, как предполагает Минфин, можно включать отдельной строкой в государственный бюджет, начиная с 2006 года, с тем, чтобы направлять их на финансирование тех или иных проектов. Алексей Саватюгин подчеркнул, что позиция Минфина состоит в том, что средства превышения стабилизационного фонда могут расходоваться исключительно для погашения внешнего долга. При этом упомянутые 60 млрд. рублей трактуются как решение компромиссное со сторонниками более активного расходования средств стабфонда. Кроме того, сообщил Саватюгин, Минфин предлагает, начиная с 2008 года, привязать базовый объем стабфонда к ВВП, отказавшись от фиксированной суммы в 500 млрд. рублей, и доведя его до размера 3,1 - 4,5% ВВП.

По расчетам Минфина, такой размер стабилизационного фонда при падении цен на нефть в случае падения до 15 долларов за баррель позволит государству финансировать свои обязательства в течение 2-3 лет соответственно.

В целом позицию Минфина поддержал, выступая на круглом столе, руководитель департамента макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития и торговли Андрей Клепач. Однако, отметил он, с точки зрения министерства, избыток средств в стабилизационном фонде правильнее было бы направить на венчурные проекты - прежде всего высокотехнологичные.

Принципиальным противником расходования средств стабфонда назвал себя генеральный директор "Северстали" Алексей Мордашов. "Мы размажем эти деньги как масло по горячему хлебу, и они исчезнут, - сказал он. - Но если качнется макроэкономическая стабильность, последствия этого для экономики будут катастрофическими". Аналогичную позицию заявил советник президента РФ Андрей Илларионов. По его словам, средства стабилизационного фонда нельзя тратить ни на непроцентные расходы бюджета, ни на инвестиции. Любые проекты, включая инфраструктурные, по его словам, могут и должны быть профинансированы частным сектором, для деятельности которого правительство должно создать определенные условия, тогда как стабилизационный фонд является инструментом обеспечения макроэкономический стабильности и наиболее эффективным способом расходования его является погашение внешнего долга, в том числе - опережающее.

www.regnum.ru/news/356853.html
10.11.2004

Док. 444253
Перв. публик.: 10.11.04
Последн. ред.: 13.05.08
Число обращений: 287

  • Саватюгин Алексей Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``