В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Без страха смерти Назад
Без страха смерти
Ольга Бородина на фестивале "Музыкальная коллекция"
Исполнение Ольгой Бородиной вокального цикла Мусоргского стало в минувший понедельник украшением открытия фестиваля "Музыкальная коллекция". Вчера госпожа Бородина стала лауреатом Государственной премии правительства РФ
В Большом зале Филармонии открылся Второй Международный фестиваль "Музыкальная коллекция", организованный Санкт-Петербургской филармонией и ее худруком Юрием Темиркановым. На первом концерте "Песни и пляски смерти" Мусоргского в исполнении Ольги Бородиной слушал ВЛАДИМИР РАННЕВ.
В целом афиша "Музыкальной коллекции" не обнаруживает такого смыслового стержня, который сразу же превращает летний филармонический репертуар в фестивальную программу. Хотя прекрасных концертов и исполнителей "Коллекция" собрала достаточно: органист Даниэль Зарецкий, пианист Петр Лаул, скрипач Илья Грингольц, виолончелист Сергей Словачевский, бас Петр Мигунов, сопрано Виктория Евтодьева, мецо-сопрано Ольга Бородина и другие. Из наиболее интересных программ обещаны: оратория "Сотворение мира" Гайдна и Requiem canticles Игоря Стравинского, си-минорная Месса Баха в исполнении Камерного оркестра Филармонии, а также концерт "Пять веков органной музыки" французских и немецких органистов. Есть, однако, и откровенно заштатные исполнители и даже туристические программы вроде "Чайковский -- фрагменты из балетов". Но главным образом "Музыкальная коллекция" предлагает накатанный, хорошо знакомый петербургским меломанам репертуар.
Что и подтвердило открытие фестиваля. "Маленький триптих" для оркестра Георгия Свиридова оркестранты сыграли без особых интеллектуальных усилий -- моторной памятью пальцев. Маэстро Темирканов даже не слишком отвлекался на дирижирование. Выводил в воздухе незамысловатые эллипсы и заинтересованно разглядывал щегольские после реставрации колонны, галереи и трубы органа, -- это было первое выступление маэстро в Большом зале после ремонта. Тем не менее музыка протекла безупречно. Самым интересным на открытии фестиваля оказалось исполнение "Песен и плясок смерти" Мусоргского в оркестровой транскрипции Дмитрия Шостаковича. Пела Ольга Бородина, как и десять лет назад в этом зале, оркестром тогда дирижировал покойный Мстислав Ростропович. "Песни и пляски смерти" -- мрачная и жесткая музыка. Исполнители часто пугают ей слушателей, и она действительно способна вызывать страх. Госпожа Бородина в Большом зале Филармонии не стала играть в страшилки. Она спела Мусоргского так, словно прочла стихи Арсения Голенищева-Кутузова (на которые написан вокальный цикл), с выражением, без драматического надрыва и оперного форсирования вокала. И именно такая манера более всего вскрывает интровертную метафизику этих совсем не мелодичных и не танцевальных "Песен и плясок". Оркестр поддерживал ее аккуратно, как бы "не выползая" из-под вокала. Все вместе получилось очень цельно и цепко.
Завершила концерт "Весна священная" Стравинского. Хотя эта музыка у темиркановского оркестра тоже "слетает с пальцев", но здесь музыкантам не расслабиться: одна оплошность -- и все пропало. Маэстро Темирканов взял поначалу чуть замедленный темп, словно "Весна" пробуждалась с позевыванием. Но шаг за шагом оркестр набирал обороты, и уже "Девушек" Юрий Темирканов пустил в беспощадный пляс. А достигнув хорошего темпа, маэстро уже не понижал градуса до самого финала.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ No97 от 06.06.2007
http://www.kommersant.ru/region/

Док. 444234
Перв. публик.: 06.06.07
Последн. ред.: 13.05.08
Число обращений: 305

  • Бородина Ольга Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``