В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью первого заместителя министра иностранных дел России Александра Авдеева радиостанции `Голос России` (06.09.2001) Назад
Интервью первого заместителя министра иностранных дел России Александра Авдеева радиостанции `Голос России` (06.09.2001)
Политический обозреватель Игорь Михайлов побеседовал с первым заместителем министра иностранных дел России Александром Авдеевым.

Михайлов: Приехав на празднование 70-летия треста "Арктикуголь" на Шпицбергене, вы посещаете этот архипелаг впервые. Какое впечатление на вас произвело то, как трудятся и живут наши люди в этих северных широтах?

Авдеев: Во-первых, я ощущаю чувство гордости за то, что в период 70 лет создана инфраструктура, которая отличается высоким качеством уважения к человеку: Здесь есть все: и бассейн, и прекрасные бытовые условия, комплексы для отдыха и продуктивной работы.

Работая здесь, наши люди не только помогают России экономически, но они обозначают наше солидное, эффективное и мирное присутствие на Шпицбергене.

Михайлов: Но в последнее время у шахтеров, работающих здесь, и у общественности в России возникли серьезные опасения. Они вызваны тем, что, одобрив в июне этого года закон о природоохранной деятельности на Шпицбергене, норвежский стортинг сделал первый шаг к прекращению российского присутствия на этом архипелаге. А это, в свою очередь, нарушает Парижский международный договор 1920 года, по которому страны, подписавшие его, включая Россию, имеют право на хозяйственную и научную деятельность на Шпицбергене.

Авдеев: Природа Шпицбергена, его уникальная окружающая среда требуют сохранения и защиты. И норвежский парламент вправе заниматься этим, издавая внутренние законы. В части, касающейся охраны окружающей среды, норвежцы суверенны на архипелаге, и мы должны с уважением относиться к озабоченности норвежской стороны. Но в то же время действия норвежцев не должны нарушать их международных обязательств. Мы исходим из того, что внутренние норвежские законы должны подчиняться международным договорам.

Международное право имеет более высокий и властный характер по отношению к внутреннему праву. Этот принцип является основополагающим в международном праве, и это положение сегодня закреплено в конституции каждой страны. И норвежцы обязаны его выполнять.

Наши контакты с норвежскими парламентариями, норвежским правительством дают неоднозначную картину. Не все политические деятели Норвегии верно понимают принцип подчиненности внутреннего права международному. Мы также не забываем, что Норвегия - наш сосед и нас связывает многовековая история. Были у нас и периоды расцвета отношений, и периоды напряженности, был период "холодной войны", когда мы находились по разные стороны военно-политического противостояния. Но впереди общие заботы: сохранение окружающей среды, укрепление доверия через понижение военного противостояния. Кстати говоря, на северо-западе России мы сократили почти на 40 процентов наше военное присутствие, уменьшив тем самым число военнослужащих. Впереди нас также ждет совместная работа по ядерной безопасности - слишком много накопилось отходов в этом регионе. Впереди нас ждут интересные проекты сотрудничества в Балтийском и Северо Арктическом регионах. Что же касается проблем Шпицбергена, для нас незыблемым является то, что было зафиксировано в Парижском договоре 1920 года - свобода хозяйственной деятельности и равенство прав в это деятельности всех сторон, подписавших договор, для всех: норвежцев, французов, шведов, британцев, россиян: Мы исходим из того, что норвежский народ практичный и мудрый. Несмотря на политические баталии и предвыборные кампании, норвежцы наберутся дальновидности и выйдут на общее понимание с нами приоритетов международных обязательств.

Сегодня у нас коллизий или каких-либо споров по нашей деятельности на Шпицбергене нет. И я думаю, и дальше норвежцы будут следовать принятым международным обязательствам.

Михайлов: И все же, если в Осло под видом охраны природы начнут препятствовать деятельности России на Шпицбергене, какова будет в этом случае реакция России?

Авдеев: Скажу откровенно, у нас такое убеждение, что экстремальных коллизий не будет. Отношения между Россией и Норвегией имеют не только шпицбергеновскую составляющую. У нас немало общих интересов в экономической, политической и военно-политической областях.

Например, есть огромный интерес норвежцев к российским энергетическим месторождениям на северо-западе нашей страны. Много лет работая с норвежскими коллегами, я уверен, что они вынуждены будут считаться с приматом международного права, не доводить ситуацию до экстремального положения и стремиться жить с нами в добрососедстве. Они хорошо понимают, что у нас существуют возможности ответных действий.

Михайлов: Еще одна проблема, которая вызывает законную тревогу, - это разрешение Норвегией строительства вблизи границы с Россией мощной американской радиолокационной станции в местечке Варде. По мнению многих специалистов, данная станция может успешно быть включена в НПРО США. Кроме того, на будущий год в Норвегии и Польше запланированы широкомасштабные военные маневры НАТО вблизи границы с Россией. Как вы прокомментируете эту деятельность норвежских властей?

Авдеев: Мы не недооцениваем деятельность НАТО, которая до сих пор направлена против нашей безопасности и не соответствует сегодняшнему времени. В том числе и с норвежского угла. Что касается РЛС в Варде, никто нам еще не доказал, что в будущем она не будет составной частью американской НПРО. Норвежцы ни технически, ни политически не готовы подтвердить, что это не так. В свою очередь, у нас есть законное право обеспечения собственной безопасности.

Что касается намеченных военных маневров НАТО, любая военная деятельность в Норвегии, члене НАТО, граничащем с Россией, вызывает наше пристальное внимание, и если она направлена против нас, мы делаем соответствующие выводы. На территории Норвегии сегодня деятельность сил НАТО не соответствует заверениям, что они не видят угроз со стороны России. На официальном уровне говорится одно, а на военном уровне проходят опасные приготовления. Я бы сказал, что сегодня в НАТО большой разрыв между политической начинкой и деятельностью военного механизма. На политическом уровне существуют неплохие документы, есть Парижская хартия, есть очень содержательные контакты на уровне глав государств и правительств, у нас со многими странами НАТО есть хорошие двусторонние отношения; и есть военный механизм альянса, который настроен на прошлые риски 60-70-х годов, когда мы находились по разные стороны противостояния. Сегодня военная машина НАТО проводит опасные приготовления у границ с Россией.

Михайлов: И Норвегия в этих современных сценариях НАТО занимает не последнее место. Авдеев: Да. Я скажу больше. Когда мы действительно были потенциальными противниками, Норвегия ограничивала территориально деятельность НАТО на своей территории. И та часть Норвегии, которая граничит с Россией, не подпадала под организацию натовских учений и иной военной деятельности. Это делалось для того, чтобы не раздражать Советский Союз и не вызывать подозрительность. Сегодня, когда Россия иная и у нас военная концепция не носит угрожающий характер в отношении НАТО и Норвегии и наш военный потенциал стал гораздо ниже прежнего, в этих условиях в Осло приближают к нашим границам военную натовскую деятельность. Делается это вопреки логике и вопреки сегодняшним реалиям.

Вы также справедливо высказываете опасения деятельностью РЛС в Варде. Дело в том, что сами норвежцы не могут не только доказать, может или нет использоваться эта американская РЛС как составная часть НПРО США, но в Осло также занимают противоречивую позицию по вопросу: испытывалась данная РЛС как составная часть национальной ПРО США или не испытывалась. По нашим данным, она испытывалась. А значит, она должна быть запрещена для развертывания в Норвегии. Кроме того, электроника сегодня такова, что сами норвежцы могут не знать, что эта РЛС имеет те или иные чипы, которые в режиме прямого времени передают информацию в сети американских РЛС. Это невозможно проверить визуально или за пультом управления. Должна быть проведена грамотная электронно-техническая экспертиза этой РЛС.

На нее нас не пускают и не дают полной картины работы данной РЛС. Это раздражающий фактор в наших отношениях с Норвегией. Это вызывает недоверие по отношению к военной деятельности Осло и, конечно, рождает недоверие как к США, так и к блоку НАТО.

Но мы не должны забывать и позитивных направлений деятельности с Норвегией в экономической, природоохранной деятельности, в обеспечении ядерной безопасности. Мы с норвежцами как бы являемся хранителями биоресурсов Баренцева моря. У нас расширяется двусторонняя торговля. Иными словами, эту ситуацию можно охарактеризовать как единство и борьбу противоположностей. Есть Норвегия, которая разогревает отношения с Россией, и есть Норвегия, которая осознает, что в XXI веке у наших стран могут быть общие угрозы и проблемы и необходимо совместно добиваться взаимной безопасности на основе доверия.

Михайлов: И, заканчивая нашу беседу, уместно вспомнить, что Норвегия протянула нам руку помощи, когда произошла авария с атомоходом "Курск".

Авдеев: Да, ведь мы имеем отношения не только с политиками и военными, мы имеем дело с норвежским народом - народом чудесным, с очень большой восприимчивостью к бедам и несчастьям либо к успехам и расцвету соседней России. Мне приходилось встречаться со многими людьми в Норвегии во время трагедии, произошедшей с "Курском", и мы в те тяжелые дни думали и переживали одинаково. У нас были общие заботы - постараться скорее спасти моряков, уберечь от ядерного загрязнения окружающую среду. Такая сопричастность к беде, совместная деятельность во многих областях, рыночные отношения в обоих государствах позволят успешно развиваться нашим двусторонним отношениям в будущем.


http://www.norway.mid.ru/interwiev.html

06.09.2001


Док. 444071
Перв. публик.: 06.09.01
Последн. ред.: 12.05.08
Число обращений: 559

  • Авдеев Александр Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``