Оксана Сергиенко: Расчет бюджета без нефти и газаНазад
Оксана Сергиенко: Расчет бюджета без нефти и газа
Оксана Александровна, прокомментируйте, пожалуйста, идею формирования бюджета без учета сверхвысоких нефтяных доходов, о чем сообщил премьер-министр РФ Михаил Фрадков на расширенном заседании коллегии Министерства финансов.
Опыт стран-экспортеров нефти показывает необходимость такого подхода. Дело в том, что в Стабилизационный фонд у нас сейчас зачисляются 2 налога - НДПИ на нефть и вывозная пошлина на нефть. Но есть еще и другие налоги, связанные с ценами на сырье - это вывозные пошлины на нефтепродукты и на газ, налог на прибыль экспортеров нефти и газа. Эти доходы поступают в бюджет, но не в стабфонд. С ростом цены на нефть увеличивается объем доходов, связанных с нефтью и газом, которые направляются на расходы. Таким образом, растет зависимость бюджета от цен на нефть.
В настоящее время Министерство финансов ведет разработку методики расчета параметров бюджета с исключением влияния цен на нефть. Существует несколько способов, по которым можно произвести анализ. Один из них заключается в том, чтобы оценивать параметры бюджета без учета поступлений от нефти и газа. Если применить эту методику, то по итогам 2004 г. у нас был дефицит федерального бюджета на не нефтяной основе в размере 2,8% ВВП. В первом полугодии 2005 г. он возрос по оценке до 4,7% ВВП.
Первоначально мы предлагаем использовать методику расчета параметров бюджета без учета поступлений от нефти и газа в аналитических целях. Это позволит иметь более полную картину того, в каком направлении мы движемся. Учет параметров бюджета без поступлений от нефти и газа отражает состояние государственных финансов с точки зрения долгосрочной экономической политики. И это очень важно, поскольку благоприятная ценовая конъюнктура, которая имеет место сейчас, может смениться периодом резкого и достаточно длительного падения цен до низкого уровня.
Впоследствии не исключена возможность использования методики расчета параметров бюджета без учета поступлений от нефти и газа в практике бюджетного планирования.