В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
А.М.Мзареулов. Южное направление внешней политики России (Причерноморье, Кавказ, Балканы). Между прошлым и будущим. Часть III Назад
А.М.Мзареулов. Южное направление внешней политики России (Причерноморье, Кавказ, Балканы). Между прошлым и будущим. Часть III
Политика России - завтра начинается сегодня.

1.От стабилизации к развитию.

Вновь отметим, что внешняя политика есть продолжение внутренней.

Во внутренней политике руководство страны обозначило переход от стабилизации к развитию, от политики ручного управления, пожарного реагирования к разработке долгосрочной программы, стратегии развития страны до 2020 года на основе новой и единственно правильной идеологии - идеологии опережающего развития человеческого потенциала - инвестиций прежде всего в человеческий капитал - образование, здравоохранение, науку, культуру, жилье, АПК. Именно успех на этих направлениях даст России возможность прорыва в новый век, обеспечит и закрепит ее мировое лидерство.

Вместе с тем Россия не сможет стать успешной великой державой без создания (под своим руководством) единого экономического пространства с населением не менее чем в триста миллионов человек, в котором (пространстве) будет обеспечено свободное передвижение людей, капиталов, товаров услуг. Такое единое экономическое пространство Россия может создать только на постсоветском пространстве.

Естественно, что долгосрочная стратегия развития страны может быть осуществлена только в условиях обеспечения внешней безопасности, стабильности политического режима России. Поэтому и внешнюю политику России необходимо (не постепенно, а быстро) выстраивать с учетом внутренних задач. Ведь внешняя политика призвана обеспечит наилучшие внешние условия для внутреннего опережающего развития России.

Также и во внешней политике следует переходить от реагирования на вызовы, от стремления к закреплению статус-кво к инициативной политике - самим диктовать политическую повестку дня, ставить и достигать амбициозные, высокие цели (это в традиции русской внешней политики) достойные великой державы, властвовать над временем (хронократия), а не плестись в хвосте событий, в фарватере чужой политики.

Одним словом следует и в международных делах переходить от стабилизации к развитию. Для этого у России сегодня уже есть необходимый потенциал, который все более возрастает.

Инновационный характер нужно придать и внешней политике. В сегодняшнем мире мало использовать лишь классические инструменты внешней политики (МИД, армия, флот, разведка и др.). Сегодня успешна внешняя политика тех стран, которые для решения своих внешнеполитических задач используют всю мощь своих государств, все национальные политические инструменты, включая и внутриполитические, и идеологические, и негосударственные.

Следует отметить, что опережающий характер российской внешней политики стал весьма заметен в период второго президентства Путина по отдельным направлениям. Это касается прежде всего использования энергетического фактора во внешней политике. Сегодня во многом Россия диктует повестку дня в обеспечении энергетической безопасности Европы, а также частично Азии, на этой основе решительно укрепляет свои внешнеполитический позиции, расширяет их во благо себе и во благо наших партнеров на мировой арене.

Но необходимо придать опережающим действиям России в мире решающее значение, распространить опережающий характер российской внешней политики на другие (не только в энергетике) сферы, разнообразить ее инструментарий, усилить ее комплексный подход.

Осуществляя свои внешнеполитические цели, Россия должна проводить диверсифицированную внешнюю политику. Это прежде всего касается выбора союзников и партнеров при решении тех или иных задач. Нет вечных союзников, нет вечных противников у Великой России. Сегодня при решении данной проблемы страна N противник, завтра при решении другой проблемы та же страна - союзник. Вот как об этом абсолютно справедливо говорит С.В. Лавров: "Сегодня нужна сетевая дипломатия, дипломатия гибких альянсов, которые могут видоизменяться в зависимости от того, какая проблема решается".

И последнее - важнейшее значение имеет фактор времени. ("Потеря темпа - потеря курса", как говорил великий Ленин). В новой инновационной внешней политике России надо разворачиваться быстрее. Ибо сегодня объективно, а также благодаря успешной внешней политике Путина созданы максимально возможные благоприятные международные условия для действий Российского Государства в мире и внутри страны. Это надо использовать быстро и в полной мере, ибо эти условия сегодня также чреваты и страшными, сравнимыми с чеченской проблемой вызовами России, самому существованию Российского Государства. Отвести эти угрозы большая и важнейшая задача государственного руководства России.

Вместе с тем успешное преодоление этих угроз открывает России и новые, огромные горизонты, как в международной сфере, так и в плане внутреннего развития.

Ясно и то, что в современном бытие нашей страны внешнюю и внутреннюю сферы трудно (если вообще возможно) разделить.

Нам представляется, что большая часть как крупных угроз, так и новых больших возможностей для России сосредоточена на Юге.

2. Инновационная политика России: цели и пути их достижения.

        Представляется, что на южном направлении Россия должна и может решить триединую задачу.

Первое.

В отношении бывших советских республик - Украины, Грузии, Армении Азербайджана - Россия должна ставить целью их включение, их подключение к активному сотрудничеству в рамках Единого экономического пространства, (начало которому уже положено - сегодня членами ЕЭП являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина (формально)), Евразийского экономического сообщества (в ЕврАзЭс входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, а Армения, Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей), а также к участию в Организации Договора о коллективной безопасности, членами которого являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия.

Для достижение этой цели России прежде всего необходимо вернуть себе статус великой миротворческой державы на Кавказе, а непросто разъединителя враждующих сторон. И речь идет в первую очередь о Грузии.

Здесь Россия должна взять на себя высокую миссию, если угодно воссоединителя грузинских земель. (А за одно и подтвердить свою великодержавную миротворческую роль во всем регионе, в мире, укрепить свой авторитет). В этой высокой миссии Россия безусловно будет поддержана многими странами региона. Это и Турция, которой не нужен очаг напряженности на своем севере. Это и Армения, получающая жизненно необходимые поставки через Грузию. Это и Азербайджан сам разделенный подобно Грузии. И даже Украина все больше ощущающая всплески известно какого экстремизма в Крыму. Думается, что и наши американские партнеры будут благодарны России за освобождение от лишней головной боли.

Россия должна действовать самостоятельно, не апеллируя к международным организациям, к мировому сообществу. Это не достойно великой державы. Это подрывает российский авторитет и прежде всего в данном регионе, в глазах наших партнеров здесь. Допущение чужаков к урегулированию в Грузии, ксеноизация мирного процесса только вредит делу. (К сожалению, симптомы ксеноизации имеют место. Речь идет о прошедших в Сухуми 11 мая с.г. переговорах заместителя помощника Госсекретаря США Мэтью Брайза с абхазским руководством на тему урегулирования абхазо-грузинского конфликта).

Необходимо, во-первых, заявить, что Россия не признает независимость Абхазии и Южной Осетии по тем же причинам, по которым РФ не признает независимость Косово. (Здесь мы абсолютно согласны с генералом Л.Г.Ивашовым, который единственный из известных российских экспертов однозначно выступил против признания Абхазии и Ю.Осетии, справедливо отметив, что в противном случае РФ пришлось бы признать независимость Карабаха).

Во-вторых, Россия должна положить начало и возглавить новый переговорный процесс Грузия - Абхазия, Грузия - Южная Осетия. Эти переговоры должны проходить под эгидой России и иметь целью выработку условий и основ для воссоединения Грузии. Если абхазы и осетины будут выступать против такой постановки вопроса, Россия нужно будет их заставить выполнять ее волю.

Нельзя позволить, чтобы горстка абхазов и осетин, которые все легко умещаются на трибунах стадиона им. Ленина в Лужниках, играли судьбой великой России.

Очень хочется сказать, что моделью грузинского урегулирования могла бы стать молдавская модель. Но это, к сожалению, не так. Прежде всего потому, что времени на моделирование у нас нет - нужно идти вперед быстро, параллельно. Кроме того, начавшиеся вроде бы переговоры между президентом Молдавии Ворониным и лидером Приднестровья не сулят быстрого успеха ни по масштабу, ни по составу участников. Без России кто будет стимулировать стороны к достижению соглашения?

Далее - переговоры на уровне первых лиц слишком политизированы, слишком популяризированы, слишком ориентированы на реакцию своих избирателей.

Поэтому в случае с Грузией более перспективен формат переговоров на уровне специальных представителей президентов в ранге министра (с нашей стороны было бы хорошо, если бы таким представителем стал кто-то из политиков, бывших политиков с креативным, творческим мышлением, комплексным подходом, не обремененным прошлым). Переговоры должны завершиться к концу года возвращением Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии на правах широкой автономии, либо субъектов федерации, либо в каком-то другом варианте.

Но подготовка таких переговоров должна быть начата уже сегодня быстро и в срочном порядке. Россия должна сейчас отменить в отношении Грузии все ограничивающие единение двух братских народов меры: отменить визовой режим (пересекать российско-грузинскую границу граждане обоих государств должны по внутренним паспортам), отменить все ограничения на импорт грузинских товаров, полностью восстановить транспортное и почтовое сообщение. Частично российская сторона (восстановление прямого воздушного сообщение, морского сообщения, почтовой связи) идет по этому пути. Но слишком медленно.

Важнейшим элементом комплексной работы на грузинском направлении является работа с грузинской диаспорой в РФ. Почему ее голос не слышен? Может быть она выступает за членство Грузии в НАТО? Вряд ли. Грузинская диаспора по определению должна выступать за единение России и Грузии. Или ее молчание - "молчание ягнят"? Или ей сладкий московский кусок дороже родины? Необходима предметная работа российских структур с грузинской диаспорой. Это наш сильный и ценный союзник. И почему бы в Москве не создать наконец полноценный грузинский культурный центр - подарок России грузинскому народу?

Президент Путин отметил недавно патриотическую общность всех значимых политических сил России. КПРФ должна быть в государственных интересах подключена к развитию отношений с Грузией. Неужели в Грузии, давшей миру Сталина, нет предпосылок для существования политически весомой компартии?

Необходима также активизация братских церковных контактов, как это уже делает РПЦ в отношении Украины. Встреча С.В.Лаврова с католикосом-патриархом всея Грузии Илией II 21 января 2008 года в Тбилиси была призвана заложить основы для нового развития межцерковных российско-грузинских связей на благо народов обеих стран. Илия II подчеркнул в ходе встречи: "Я думаю, что отношения между Россией и Грузией будут восстановлены, потому что это необходимо для обеих стран". Но дальше, к сожалению, дело не пошло. Следует надеяться, что новым поводом для общения с братской грузинской церковью станет празднование 1020-летия крещения Руси.

Работа с неправительственными организациями в Грузии должна вестись и по другим линиям (союзы ветеранов, спорт). Одновременно Российское Государство должно приструнить ретивых антигрузинских политиков в РФ (их имена известны), прекратить антигрузинскую пропаганду в СМИ.

    Представляется, что такая новая инициативная политика в отношении Грузии приведет к успеху. Означает ли это разворот российской политики на 180 градусов? Возможно, означает. Но этот разворот политики, не нынешним российским руководством начатой.

Кто сказал, что большинство населения Грузии выступает за членство в НАТО? Референдума в Грузии по этому вопросу не было - 5 января 2008 года был проведен плебисцит, т.е. опрос мнения населения. В нем приняли участие 56% избирателей, из них около 75% высказались за вступление страны в НАТО. Разве это большинство населения?

Кроме того, настроения грузинских избирателей весьма подвижны: сначала 90% избирает президентом Гамсахурдия, потом 90% избирает президентом свергнувшего его Шеварднадзе, а потом его свергнувшего Саакашвили...


И коль скоро вопрос о II Мировой войне непременно присутствует ныне во всех внешнеполитических рассуждениях, отметим, что грузины едино сражались в рядах Красной армии против Германии (чего не скажешь о многих соседних им народах). И значимого русофобского пласта в грузинском обществе нет. И не случайно Саакашвили перед камерой РТР заявил, что для Грузии отношения с Россией важнее любых альянсов.

Следует помнить, что в современном мире нельзя какой-либо народ наказать, ни на своей территории, ни тем более во вне. Палка всегда о двух концах. А в нашей истории при попытках наказать другой народ второй конец, как правило, бьет по русскому лбу. Тем более, что и силы наши все еще не велики.

Преследующую те же выше означенные цели политику России в отношении Украины проводить и легче и труднее. Легче потому что мы не вводили против Украины экономические санкции, не обижали украинцев, у нас нет визового режима, миллионы украинцев живут и работают в РФ и особых проблем не имеют. Половина населения Украины - русские, естественно ориентированные на Россию. Достаточно весомые позиции имеет здесь компартия. Значительные позиции сохраняет РПЦ. (Эти позиции видимо будут подтверждены и расширены в ходе предстоящего визита на Украину Алексия II по случаю празднования 1020-летия крещения Руси). Наконец мы - один народ.

Труднее потому что у Украины нет проблем, при решении которых она остро нуждается в российской помощи. Труднее потому что на Украине есть устойчивый антироссийский потенциал в лице воевавших против нас на стороне Гитлера и их потомков. Труднее потому что здесь кроме всего прочего приходится соперничать напрямую с Западом, и его страх перед возможным объединением России и Украины реальность, а не миф. Труднее потому что во главе Украины стоит человек, свято, честно верящий в правоту своего дела, в то, что его народу будет лучше жить без России.

Но в случае с Украиной время работает на нас. Неуклюжие действия Ющенко перед и во время апрельского саммита НАТО несомненно привели к росту евроатлантического пессимизма на Украине, усилили как пророссийские силы, так и антиющенские настроения внутри оранжевой коалиции.

Ющенко (в отличие от Саакашвили, который действовал тоньше, многовариантнее) связал свое политическое будущее со вступлением страны в НАТО. Похоже этого будущего у него нет. (Трогает сердце заявление украинского президента о том, что Украина в шестой раз может не добиться независимости в его понимании, если не вступит в НАТО. Но отметим, что и Бавария, например, не раз пыталась добиться независимости, но сегодня и баварцы и пруссаки есть немцы в одной Германии. И различия между ними, конечно, не больше, чем между русским и украинцами).

На Украине, несомненно, будет другой, прагматичный лидер. И не столь важно из какой части политического спектра. И из своих прагматических украинских интересов такой лидер неизбежно будет всемерно развивать отношения прежде всего с Россией. При том понимании, что Евросоюзу и НАТО Украина, может быть, и нужна, но только как страна второго сорта, а украинцы, конечно, как граждане второго сорта (а порой и как пушечное мясо) с отсутствием карьерных перспектив в любой области. Чего, естественно, о России не скажешь - два генсека ЦК КПСС были уроженцами Украины.

Украина и Россия не имеют крупных (реальных, а не надуманных) разделяющих их проблем. Но и здесь России надо действовать быстро. И прежде всего в области экономики, строить единое экономическое пространство в обоюдных интересах. Основа для этого уже имеется.

Экономика есть магистральное направление двухсторонних отношений и здесь не надо нам постоянно считать деньги. Иногда потерянная сегодня экономическая выгода оборачивается завтра огромными политическими, а далее и экономическими дивидендами.

Большое значение имеет деятельное участие Украины в многостороннем региональном сотрудничестве и прежде всего в рамках ОЧЭС. И здесь нашим важным партнером и союзником выступает Турция.

Конечно, следует отвечать сверхреакцией на антирусские проявления на Украине (это не будет казаться смешным как в случае с Грузией, ведь Украина большая страна). Но зачем ставить под сомнение государственный язык Украины? А, если очень хочется, чтобы вторым официальным языком был русский, то этого должно хотеться большой части украинского населения , которая и должна это инициировать, а не иностранной державе. В противном случае РФ лишь подогревает антирусские настроения. Недопустима и антиукраинская истерия в СМИ по каждому поводу.

Украина есть суверенная независимая страна, свободно выбирающая свой путь единения с Россией.

Отрадно осознавать, что последнее время политика России во многом проводится именно в соответствии с таким алгоритмом действий: уже упомянутые предстоящие совместные торжества по случаю принятия христианства, недавнее совместное празднование 225-летия черноморского флота в Севастополе.

Большое значение имеют договоренности достигнутые в конце апреля 2008 года в Киеве в ходе заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества Украинско-российской межгосударственной комиссии на уровне премьеров двух стран: создание совместного торгового пространства с учетом норм и правил ВТО, переход к строительству стратегического сотрудничества в газовой сфере, сотрудничество в области атомной энергетики, производственная кооперация в области авиастроения (интеграция российской ОАК и украинских авиастроительных предприятий), сотрудничество в космической области - создание единого навигационно-временного пространства на базе ГЛОНАСС, программа сотрудничества в области развития нанотехнологий, совместная деятельность по обеспечению мореплавания, защите транспортного сообщения в Керченском проливе и Азово-Черноморском бассейне и др. Все это, несомненно, есть шаги в правильном направлении. Они показывают, что России в отличие от западных партнеров Украины небезразлична судьба братского украинского народа, его благополучное будущее.

Итоги апрельского саммита НАТО в Бухаресте кроме всего прочего показали и безразличие натовских стран к бывшим союзным республикам, когда их интересы находятся вне интересов альянса.

Неслучайно, что сразу после саммита Азербайджан заявил об отсутствии у него планов вступить в НАТО в ближайшем будущем. "Мы в НАТО не торопимся. Мы внимательно отслеживаем ситуацию", - заявил Посол Азербайджана в РФ. Тем самым на пути развития сотрудничества и единения Азербайджана с Россией была устранена, пожалуй, последняя крупная преграда.

Российско-азербайджанские отношения сегодня не обременены большими проблемами. Путь к единению и в рамках единого экономического пространства, и в рамках ОДКБ открыт. И последнему не должно мешать членство Армении в ОДКБ. Ведь Турция и Греция, например, являются членами НАТО, несмотря на Кипр.

Турция же по многим причинам вряд ли будет действенно противодействовать реальному процессу сближения Азербайджана с Россией, несмотря на всю свою этническую близость с азербайджанцами. Ведь Азербайджан много веков был в составе России, СССР, и до сих пор развернут к нам, а не к Турции. Дальнейшее поступательное и динамичное развитие отношений с Азербайджаном по всем линиям - от экономического двухстороннего и многостороннего до межцерковного и гуманитарного сотрудничества призвано открыть реальный путь к единению России с этой страной.

Несомненно, благоприятное воздействие на развитие российско-азербайджанских отношений могут иметь и позитивные изменения в деле карабахского урегулирования. Речь, например, может идти о выводе азербайджанских районов из под контроля армянских вооруженных сил, активизация работ по разминированию и др..

Из всех бывших союзных республик региона Армения наиболее близка России, российско-армянское единение, союзничество наиболее продвинуто. Братский армянский народ уже сделал свой выбор в пользу России. Дальнейшее сближение с Арменией во многом будет зависеть как от дальнейшего экономического сближения, так и от оздоровления общеполитической обстановки в регионе. Карабахская проблема, конечно, остается большой проблемой, но и здесь разрядка напряженности во многом зависит от успешного продвижения в решении других региональных конфликтов и прежде всего в Грузии, от того будет ли авторитет России как великой миротворческой державы в регионе расти или наоборот падать.

При проведении вышеозначенной политической линии России, для ее успеха, естественно, следует полностью исключить рецидивы ельцинской эпохи и прежде всего вмешательство в государственную российскую политику отдельных регионов, этнических и финансово - экономических структур. А такие попытки, к сожалению, имеют место.

Второе.

Отношения России с другими странами региона должны быть максимально деэмоционализированы, максимально прагматичными и максимально диверсифицированными. Здесь нам не следует стремиться ни к единению, ни к союзничеству по той простой причине, что это невозможно.

Следует стремиться к защите своих национальных и в первую очередь экономических интересов, расширению сферы этих интересов в рамках развития мирного и взаимовыгодного партнерства. И ключевым партнером здесь, как видно и из вышеизложенного, выступает Турция.

На нынешнем историческом этапе (возможно парадоксальным образом) наши интересы во многом совпадают или близки интересам этой набирающей силу региональной державы. Отвергнутая единой Европой Турция заинтересована во всемерном развитии экономического сотрудничества с РФ, в развитии многостороннего экономического сотрудничества в регионе. Политически Турции не нужны чужаки в Причерноморье, не нужна ксеноизация региона. Турция заинтересована в мирном урегулировании на Кавказе, в общем умиротворении и успокоении региона. Прецедент Косово - кошмар для Турции, обремененной курдской проблемой.

Политическая координация усилий РФ и Турции может стать мощным рычагом российской внешней политики, укрепления российских позиций и в Причерноморье, и на Кавказе, и на Балканах. Есть, конечно, и мешающие факторы. Это в первую очередь армянский фактор, армяно-турецкая враждебность. Но вряд ли он сможет в значительной степени помешать развитию партнерства РФ и Турции в интересах обеих стран и региона в целом. Успех такого партнерства призван ослабить и армяно-турецкую неприязнь.

Отношения России с исторически и духовно близкими нам балканскими странами обременены эмоциями и воспоминаниями. Платоническая близость этих стран к России бесспорна. Но бесспорно и то, что почти все эти страны надежно находятся в западной сфере влияния. Почти все они - члены НАТО и ЕС. Вопрос о членстве в тех же союзах Косово, Македонии, а также Сербии - вопрос времени. (Сербия уже подписала с ЕС договор об ассоциации и стабилизации. А со стороны ЕС было сказано, что реализация договора будет возможна только после окончания сотрудничества Белграда с Гаагским трибуналом по бывшей Югославии (читай выдачи сербских подозреваемых) и урегулирования территориальных споров, т.е. признания Сербией независимости Косово. Именно эти силы во главе с президентом Тадичем победили на парламентских выборах в Сербии 11 мая с.г.).

Эти страны повернуты в сторону Запада. И в ближайшей перспективе такое положение неизменно. На этом фоне жалко и беспомощно - дилетантски выглядят призывы российских парламентариев принять Сербию в СНГ и ОДКБ.

Вместе с тем в проведении своих интересов в отношениях с этими странами Россия, разумеется, имеет более благоприятные условия, чем на западном направлении. Поэтому, выстраивая фундамент своей южной политики в рамках единения с бывшими советскими республики и опираясь на этот фундамент, Россия должна выстраивать с балканскими странами прагматичные отношения прежде всего экономического партнерства, усиливая свое влияние на Балканах, в Европе. Излишние всхлипы о славянском братстве только мешают делу. Мы должны получать от сотрудничества с этими странами реальную экономическую выгоду, прибыль. Сотрудничество экономическое с этими странами должно усиливать наши позиции в экономической конкуренции в регионе, в мире, способствовать нашей победе в глобальной конкурентной борьбе, ибо геополитически здесь мы имеем важнейшие преимущества, старшие козыри в глобальной игре.

Естественно, главным инструментом нашей экономической политики на Балканах является энергетический инструмент. (Других эффективных экономических инструментов у российской внешней политики пока нет. Но они появятся по мере нашего успешного инновационного развития. Сегодня входим в мир с углеводородами, завтра войдем с нанотехнологиями. А средства для их развития сегодня должны давать нефть и газ). Этот ниструмент необходимо использовать с нарастающей динамикой. Тем более, что по большому счету нам здесь никто на противодействует, более того содействует (Италия во главе с Берлускони).

Но, укрепляя свои экономические (а значит и политические) позиции на Балканах, мы в полной мере должны осознавать то обстоятельство, что мы никогда не сможем стать здесь главной державой влияния. Более того, слишком резкие политические движения в этом средоточении глобальных интересов могут быть чреваты втягиванием России в конфронтацию с Западом, с США. (Вновь отметим, что пока РФ такую конфронтацию успешно избегает: показательно, что признание независимости Косово Западом Россия осудила даже не на уровне пленарных заседаний ГД и СФ в форме соответствующих постановлений, а на уровне Конституцией не закрепленных органов - Совета ГД и Совета палаты СФ).

А нам нужен мир и внешнее спокойствие для нашей страны, для нашего внутреннего развития. Нам нужно партнерство с Западом как с наиболее развитой и цивилизационно близкой нам частью человечества.

Поэтому славянское, православное братство - дело хорошее. Но идеализм в политике дело опасное. И при всей любви к сербам, болгарам, румынам, грекам и другим следует помнить, что из-за сербов Россия неподготовленной вступила в Первую мировую войну, что Югославия не была нашим союзником после Второй мировой войны, что Румыния была союзником Гитлера (не будем сердиться - благодаря румынам мы победили под Сталинградом), а только что освобожденная нами Болгария стала союзником Германии в Первой мировой (не объявив, правда, как и во Второй мировой, будучи союзником Гитлера, войну России, СССР).

И сегодня прозападное руководство Сербии затягивает принятие конкретных решений по "Южному потоку", несмотря на прямую поддержку, оказанную Россией Тадичу в ходе президентских выборов, которая обеспечила ему победу.

Поэтому лучшим вкладом России в укрепление славянского и православного братства может быть только укрепление и усиление самой России, ее внешнеполитических позиций, динамичное развитие взаимовыгодного, прежде всего экономического сотрудничества с балканскими странами.

Развитие сотрудничества с балканскими странами может быть успешным на перспективу только в том случае, если оно будет опираться на прочный фундамент единства России с бывшими союзными республиками региона.

Но строительство этого первого этажа южной политики России, разумеется, должно идти одновременно со строительством "союзного фундамента" во взаимодействии и взаимоувязке. Успехи России на Балканах несомненно влияют на Причерноморье и наоборот.

Следует отметить, что политика РФ на балканском направлении наиболее успешна. Мы здесь диктуем повестку дня (прежде всего экономическую). Мы здесь наиболее инициативны. И в то же время достаточно осмотрительны. Мы не дали втянуть себя в конфронтацию с Западом по Косово. А под барабаны очередного балканского обострения смогли решительном образом укрепить здесь свои позиции. Их необходимо и дальше укреплять, опережая своих партнеров и соперников, диверсифицируя партнеров временных и долгосрочных, наращивая темп развития.

Ведь ныне южное направление российской политики по нашему глубокому убеждению есть ключевое для всей нашей внешней политики, для будущего страны.

Третье.


Россия не сможет решить ключевые задачи своего развития без интеграции в мировую экономическую систему. Без интеграции в мировую экономическую систему Запада. Именно Запада - США и Западной Европы. Именно Запада потому что именно Запад - США и Западная Европа (а не Китай и Индия) обладают самыми передовыми технологиями и ноу хау, самым большим научным потенциалом, великой научной традицией, резервом развития, нового инновационного развития, к которому (как это не раз бывало в нашей истории) должны подключиться и мы - Россия. Именно Запада потому, что мы есть часть западной христианской цивилизации, потому что мы одной крови, одной ментальности, потому что мы (как правильно говорил Ленин) две половины одного яблока. Потому наконец, что начиная с Ивана Грозного все последующие государственности, государственные системы, системы правления (как и нынешнюю западную демократическую) мы брали у Запада, у немцев (в широком значении этого слова).

Более того, Россия должна и может достичь такого уровня интеграции с Западом, такой взаимосвязи, взаимозависимости, при которой любое действие кого бы то ни было против России воспринималось бы европейским цивилизационным сообществом как действие против всего сообщества и против каждой страны в отдельности и наоборот.

Следует отметить, что историческая необходимость интеграции с Западом в полной мере осознавалась российским руководством с начала 90-х годов. Но тогда это оказывалось невозможным из-за слабости России. Сегодня этот процесс затрудняется из-за силы России. Но этот процесс, несмотря на все противоречия, продолжается. При чем с обеих сторон. Для его успеха необходимо держать высокий темп. А для его поддержания необходимо правильно избрать как наиболее выгодный успех обещающий геополитический маршрут движения, так и средства реализации поставленных задач.

Сегодня главным средством реализации служит экспансия в Европу и ближнее приевропейское пространство нашего крупного (государственного и частного) капитала ( прежде всего, но не только, энергетического капитала) под водительством Государства, его державной воли. Это объяснимо и правильно.

После упорных попыток (объяснимых - там ближе) добиться сближения на западном направлении российская внешняя политика осознала, что там идти к цели труднее. Там нам вечно палки в колеса ставят приграничные страны, вечно обиженные и обозленные, таящие исторические обиды, ныне влияющие на политику ЕС и способные аргументировать своими национальными интересами здесь.

Ключевой игрок на западном направлении - Германия сама подверженная атакам (и безоружная перед ними) бывших жертв своей агрессии, жертв фашизма, не может на равных говорить с поляками и другими, отстаивать свои национальные интересы.

Представляется, что русская внешняя политика своевременно и правомерно переключилась на южный маршрут движения. Здесь легче, здесь нет озлобленности, русофобии, исторических обид. Успехи на этом направлении налицо. Это и уже упомянутые "Южный поток" (к которому присоединилась и Греция - газ будет транспортироваться и по ее территории), нефтепровод Бургас-Александруполис, другие проекты, недавние очень весомые, договоренности с Ливией как в энергетической сфере, так и транспортной.

И выбор направления внешнеполитического движения России - заход в Западную Европу (в партнерстве с Италией как ключевой страной) с южной стороны, - и масштаб этого движения, и выделенные силы и средства абсолютно обоснованы

. Однако представляется, что успех этого внешнеполитического мирного наступления может быть обеспечен только в том случае, если наступающим частям будет обеспечено надежное обеспечение со стороны второго эшелона. Другими словами, общеевропейское выстраивание российской внешней политики с южной стороны может быть успешным, а дом крепким только в том случае, если его шпиль устремленный к солнцу, его главный верхний этаж будет опираться на крепкий нижний этаж и фундамент.

Только в конструктивном единстве и взаимосвязи российской политики в отношении южных республик бывшего СССР, других стран региона можно иметь успех на этом направлении, а значит успех на мировой арене в целом. В противном случае при ломке фундамента, раскачке первого этажа не устоит и вся конструкция сколько бы сил и средств на ее содержание и развитие ни выделялось.


12 мая 2008 года.
www.nasledie.ru






Док. 443989
Опублик.: 12.05.08
Число обращений: 1036

  • Мзареулов Алексей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``