В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Запахло керосином Назад
Запахло керосином
Авиаторы нашли свой способ побороть рост цен на нефть и нефтепродукты. Они написали письмо в правительство РФ, в котором предрекают катастрофу гражданской авиации.

"Мы же только выстроили программы по перевозкам на летний сезон, заключили договоры с туроператорами, провели часть рекламных кампаний, в том числе распродажные акции, а тут бах!" - сетует топ-менеджер одной из ведущих авиакомпаний. В первых числах мая представители авиакомпаний схватились за голову: топливо подорожало на 12,3%. "С осени цены на керосин поднимали трижды, в сумме они возросли на 70%",- говорит генеральный директор авиакомпании SkyExpress Марина Букалова.
Ситуацию усугубляет то, что в большинстве аэропортов работает всего один топливозаправочный комплекс (ТЗК) - монополист, который и устанавливает цены на топливо. Это, конечно, перевозчиков не устраивает, но добиться демонополизации они не могут уже несколько лет. Так, по информации участников рынка, маржа ТЗК при перепродаже топлива сегодня колеблется в районе 20%. Однако в майском повышении цен обвинять ТЗК не приходится. Корень зла авиаперевозчики узрели в производителях топлива, увеличивших отпускную цену на продукцию НПЗ. Свое недовольство авиаторы решили не скрывать. После праздников на столе нового премьера должно оказаться жалобно-возмущенное письмо (документ имеется в распоряжении "Коммерсанта") с требованием принять срочные меры. "Наше обращение вызвано глубокой тревогой за дальнейшую судьбу отечественной гражданской авиации, которая в самое ближайшее время может быть поставлена перед лицом острейшего финансового кризиса" - так начинается воззвание, содержание которого разделяют "Аэрофлот", S7, "Трансаэро" и др.
В письме авиаторы предлагают выход: сделать продажи авиатоплива централизованными, чтобы госкомпании ("Роснефть" и "Газпром нефть") начали торговать керосином на специально созданной бирже. "Сейчас все продается адресно, а если бы была обезличенная продажа на бирже, то автоматически сложилась бы ситуация, когда все поставлены в одинаковые условия. Только так все будет прозрачно, и цены пойдут вниз",- говорит глава ТД "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский. Нефтяники его мнения не разделяют. "Конечно, можно начать продажи на бирже, но нет никаких гарантий, что топливо будет напрямую попадать к ТЗК, а не посредникам",- высказывается представитель "Газпром нефти".
Сколь бы логичной и красивой, по мнению авиаторов, ни была идея с биржей, будущего у нее, судя по всему, нет. Один из собеседников СФ уверен: нефтяные компании ни за что не сдадут позиции. Напротив, сейчас они активно создают дочерние структуры, которые скупают ТЗК либо планируют подобные покупки. По информации СФ, "ЛУКОЙЛ-аэро" принадлежит несколько ТЗК аэропортов, в том числе ТЗК Пулкова (пополам с "Газпромнефть-аэро"), а "Роснефть" в ближайшее время собирается "многое скупить". Получается прекрасный вертикально интегрированный "рукав" от скважины до крыла самолета.
Директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф Гусейнов тоже скептически относится к созданию биржи: "Лобби нефтяников несоизмеримо сильнее, чем у авиаторов. Любое решение, ущемляющее интересы нефтекомпаний, вряд ли будет принято".
В общем, авиакомпаниям в противостоянии с нефтяниками остается, видимо, просто с замиранием сердца ждать, какую же цену те заломят в следующий месяц. И параллельно повышать стоимость своих услуг. Поскольку топливо занимает 40-50% в структуре прямых расходов авиакомпаний, следствием повышения керосинных цен стало удорожание билетов. С 1 мая стоимость перелета выросла в среднем на 10-20%.
Худшее развитие событий предрекает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Он считает, что если в прошлом году объем перевозок вырос на 18%, то в 2008-м рост может составить не более 10%. Если прогноз оправдается, можно будет с уверенностью сказать, что битва между нефтяниками и авиаторами завершилась полным разгромом последних.

Текст: Полина Русяева
Журнал "Секрет Фирмы" No 18(250) от 12.05.2008
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=890123


Док. 443977
Опублик.: 12.05.08
Число обращений: 253

  • Гусейнов Вагиф Алиовсатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``