В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Борщев: Круглый стол: `Проблемы альтернативной гражданской службы` Назад
Валерий Борщев: Круглый стол: `Проблемы альтернативной гражданской службы`
Выступление Валерия Васильевича Борщева

Малева: Мы продолжаем двигаться дальше. И я предоставляю слово Валерию Васильевичу Борщеву, председателю правления Московского регионального общественного фонда "Социальное партнерство". Пожалуйста.
    

Борщев: К тому же еще я и координатор Рабочей группы Госдумы по этим самым законам.

Мне кажется, что конфликт по поводу этих законов достаточно глубокий и очень, очень серьезный. Он выходит за рамки призыва, он выходит даже за рамки военной реформы. Это - вопрос отношения к нашей Конституции.

Я полагаю, что военные, которые нам оппонируют, не разделяют ту позицию Конституции, которая записана в 9-ой Статье. Россия - социальное государство. Это важный принцип. Если мы - социальное государство, соответственно, основные усилия наши должны быть направлены на то, чтобы социальная сфера у нас поднималась.

Как известно, Советский Союз был милитаристским государством. Как известно, атавизм этого прошлого в нас сидит достаточно глубоко, и не только в военных, но и в гражданских, и не только во власти, но и в обществе. И вот в этом я вижу главный конфликт.

Когда я три года назад спорил с маршалом Язовым по поводу альтернативной службы - нет, даже четыре года назад - и сказал, что хорошо бы, если бы молодые люди шли в социальную сферу и в сферу здравоохранения. Он сказал: это унизительно для молодого человека работать санитаром.

Это устойчивая точка зрения в нашем обществе. И, как вы помните, актриса, депутат Государственной Думы тоже с презрением говорила: вы что это горшки выносите?! Это менталитет нашего общества - унизительно для молодого человека заниматься такой деятельностью, социальной деятельностью в сфере милосердия. Поэтому вопрос об альтернативной гражданской службе, на мой взгляд, чрезвычайно важный.

Важен он еще и в том смысле, что в полемике с военными мы часто слышим очень недобросовестные доводы. Ну, например, нас все время убеждают, что на призыв идет только 12 процентов. Это устойчивая цифра. Все ее повторяют, один за другим, начиная от государственных деятелей до политиков. Неправда это! Это неправда! На призыв идет 30 процентов. Тому свидетельство анализ демографических данных.

Как появились 12 процентов? Очевидно, они вычислялись из цифры стоящих на воинском учете. А если брать цифру, сколько у нас призывается молодых людей, достигших призывного возраста - это 30 процентов. Вполне достаточная цифра для того, чтобы иметь хорошую армию. Достаточно, если каждый третий пойдет по призыву. И в этой полемике действительно многие теряются. И правительство растерялось.

Вспомните, какая была реакция на первый доклад? Мы просто восхитились героическим поведением министра. Такой был отпор начальнику Генерального штаба, такие были серьезные аргументы, и ожидание было... ну, я не знаю, у нас, у тех, кто занимается АГС, просто крылья выросли. Увы! Увы! Те поправки, которые были внесены в закон, они... они ничтожны. Кроме замены экстерриториального принципа на территориальный и разрешение проходить заочное обучение больше никаких существенных поправок не было.

И практически правительственный закон блокирует создание, формирование института альтернативной гражданской службы. Что я имею в виду? Я имею в виду прежде всего срок, и не только срок, четыре года - срок действительно, большой... Ну ладно, на этот срок многие бы и пошли... некоторые бы пошли, не многие, но некоторые. Например, "иеговисты", они пойдут на любой срок. Но там есть другая позиция. Там ведь ни слова не сказано, в законе, о социальной сфере. Ни одного слова. Это в законе Рыбакова, Лысенко и Баранникова сказано, что альтернативную гражданскую службу проходят в социальной сфере и в сфере здравоохранения. В правительственном законе не упоминается ни социальная сфера, ни сфера здравоохранения. Там упоминаются "предприятия и организации федерального значения", "предприятия и организации субъектов Федерации" и "в качестве гражданского персонала вооруженных сил". Что будет? Будет то же, что в Болгарии. Там такой же закон. Тоже правительство в перечне указывает санитаров и прочее, прочее, но всем этим занимается Минобороны, а вся альтернативная гражданская служба проходит под эгидой Министерства обороны Болгарии.

Поэтому молодой человек, подавая заявление и не зная, куда его пошлют и предполагая, что его могут послать в вооруженные силы, он очень, очень подумает, а точнее, он решит не подавать заявления и прибегнуть к тем традиционным способам, как не служить, о которых тут ярко и красочно живописал Владимир Николаевич.

На правительстве был бурный спор - доказывать или не доказывать. Валентине Ивановне кто-то сказал: а вот Комиссия по правам человека ООН говорит, нужен доказательный принцип, и процитировали. Действительно, есть такой принцип, 82-го года, принят 20 лет назад. Только вопрос, что еще понимать под словом "доказательство".

Возьмите законодательство Германии. В комментарии закона там четко и ясно сказано: согласие молодого человека, призывника идти служить дольше, чем срочная служба - это есть акт доказательства. В Германии альтернативная гражданская служба на один месяц больше срочной. Там - девять месяцев, здесь - десять месяцев.

То есть, вот понимаете, во всей этой дискуссии есть очень, очень много недобросовестного. Я уж не говорю о том, что 29-я Статья Конституции говорит, что гражданин не должен доказывать своих убеждений. Но поскольку, повторяю, с Конституцией у нас - это отдельные баталии, поэтому я, конечно, надеюсь, что нам надо будет бороться за улучшение закона.

Но если мы эти три позиции, которые я назвал, - срок, место, приоритет социальный сферы не отстоим и оставим принцип доказательности, а также то, что по правительственному закону этим занимаются военкоматы - то альтернативная гражданская служба у нас НЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ.

Честно говоря, представители социального блока правительства были более активны в защите альтернативной гражданской службы. Я с ними много работал. И почему сейчас вы так сникли?! Почему вы в сущности отдали свои позиции? Это же ваши позиции! Это же позиции вашего блока. Это должен быть ваш закон. Почему вы его так легко отдали Минобороны - для меня это загадка.

А участие депутатов в обсуждении... Вы же помните, было дано обещание Клебановым, что служба в качестве гражданского персонала будет на добровольной основе. Да, с такой поправкой закон может быть, и это нормально. Кто-то выберет эту службу, но этот человек должен знать, что если он не хочет, то его не возьмут. Увы, это обещание не было выполнено, как и многие другие.

Прогнозируется 10-20 тысяч? Если этот закон будет принят, то боюсь, что будет так, как было в Германии. В первой год в Германии было 400 человек на альтернативной гражданской службе. Там тоже был плохой закон в первые годы. Так что не надо отчаиваться. Но это было 30 лет назад. Я так полагаю, что за эти годы человечество помудрело, Россия тоже - другая страна. Я думаю, что не надо нам проходить тот тяжелый путь, который проходила Европа, надо извлечь опыт из этого пути и предотвратить барьеры на этом пути.


http://www.carnegie.ru/ru/news/reports/48579.htm


Док. 443967
Перв. публик.: 12.02.08
Последн. ред.: 12.05.08
Число обращений: 164

  • Борщев Валерий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``