В.Плигин, председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству: `Разграничения полномочий способствуют качественной работе всех структур`Назад
В.Плигин, председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству: `Разграничения полномочий способствуют качественной работе всех структур`
В Госдуму на рассмотрение поступило предложение нового законопроекта о передаче порядка 500 технологических полномочий правительства на уровень федеральных органов исполнительной власти. Необходимо внесение изменений в 150 федеральных законов.
Хочу отметить, что основной политической задачей будет совершенствование качества российской государственности. Порядка 500 полномочий правительства РФ будет передано на уровень министерств и ведомств для более четкого выстраивания ответственности в исполнительной власти.
Могу сказать, что, когда отношения в государственном образовании структурированы и стабильны, возникает вопрос более четкого вписывания ответственности того звена, которое разрабатывает ту или иную форму, надо выработать очень четкие уровни компетентности, то есть ответственности звена в той области, в которой она функционирует.
На данный момент законодательством установлено 2894 полномочия правительства РФ. Совершенно понятно, что такого рода большой объем полномочий технологически достаточно сложно реализуем и целый ряд полномочий по своему характеру являются абсолютно техническими, то есть должны выполняться на следующем уровне компетенции - министерствами и ведомствами.
В качестве примера приведу предложения о внесении изменений в закон о милиции в части ответственности органов власти по оказанию сотрудникам милиции медицинской помощи. Раньше это делало правительство Российской Федерации.
Больше всего полномочий должно перейти к Минздравсоцразвития - около 100, Минфину - около 40, Минюсту - 33, Минэкономразвития - 32, Минобрнауки - примерно 30, Минприроды - 30, Минкультуры - 25. В связи с этим отмечу, что названия министерств могут измениться в мае после назначения нового правительства. Законопроект, который уточняет полномочия правительства РФ и переводит целый ряд функций в компетенцию министерств и ведомств, планируется внести на рассмотрение Госдумы до 20 мая. Это наше предложение, но, как вы понимаете, в настоящее время график работы Госдумы меняется, в частности отменено заседание 16 мая.
На данный момент в комитете рассматривается 201 законопроект, касающийся вопросов систематизации работы органов государственной власти. В частности, ряд этих законопроектов касается деятельности судебной ветви власти. Допустим, порядка формирования квалификационных коллегий, порядка прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов.
В Государственной Думе не планируется принимать специальный закон, который предусматривает формирование партийного правительства. Вместе с тем считаю, что в настоящее время идет усиление партийного влияния на правительство. Правительство будет скорее не партийным, а профессиональным. Понятно, что "Единая Россия" заинтересована в том, чтобы члены партии были представлены в правительстве.
Никакие изменения в Конституцию РФ в плане государственного устройства вноситься не будут. У нас сохраняется статус полупрезидентской республики.
Если быть более точным, то это парламентско-президентская, полупрезидентская республика, что связано с полномочиями Госдумы по назначению председателя правительства.
Никаких системных ограничений для вступления желающих в партию "Единая Россия" вводить не планируется. В настоящее время "Единая Россия" насчитывает около 2 млн человек и представляет собой реальную политическую силу. Соответственно, она имеет право подумать о проблемах своего членства, но говорить о конкретных ограничениях вряд ли возможно. Все граждане Российской Федерации в том случае, когда это предусмотрено законом, могут претендовать на членство в партии, но точно так же, как и партия имеет право решать вопросы регулирования своей численности - это совершенно естественно.
Считаю нецелесообразным вносить какие-либо принципиальные изменения в российское выборное законодательство. Необходимо завершить анализ прошедших избирательных кампаний. Если и предлагать какие-то изменения избирательного законодательства, то только на основании предметного анализа результатов выборов.
Хочу акцентировать и такой момент: сроки президентских и парламентских выборов в России целесообразно развести по времени. Страна с декабря по март с четырехлетним циклом находится в состоянии постоянных выборов. Структуры государственной власти переживают то период формирования, то подготовки к предстоящим выборам. Именно поэтому считаю, что, когда будет сформирована новая конфигурация власти, определена структура правительства, можно обдумать вопросы, связанные со сроками выборов. Однако конкретного законопроекта по этой проблеме в Думе нет.
Полагаю, что при разнесении президентских и парламентских выборов нецелесообразно делать это за счет увеличения срока полномочий Госдумы - необходимо сочетание консервативных и динамических элементов.
Объективно говоря, нужно две вещи: должны быть институты, которые действуют более продолжительный период времени, и должны быть институты, которые более динамичны. Нахождение этого сочетания должно быть предметом подробного обсуждения, поскольку любой сдвиг, даже на один год, накладывает серьезный отпечаток на работу всей системы органов госвласти.