В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Забота о ветеранах - долг общества и власти Наталия Евдокимова, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Назад
Забота о ветеранах - долг общества и власти Наталия Евдокимова, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Петербуржцы - так уж сложилось исторически - ежегодно, в январе и феврале, оказываются между двумя незабываемыми датами: Днем снятия блокады и Днем защитника Отечества. Обе годовщины не только напоминают о былых бедах и победах, но и обязывают сделать все, чтобы спокойно и обеспеченно доживали свой век ветераны великой войны. О действиях властей в этом направлении рассказывает председатель постоянной комиссии ЗС по социальным вопросам Наталия Евдокимова.

- Наталия Леонидовна, на дворе 2006 год, пошел седьмой десяток с окончания войны. Много ли осталось у нас, в Северной столице, принявшей один из самых страшных ударов врага, ветеранов, которые нуждаются в самом необходимом?

- В нашем городе сегодня около полумиллиона человек, либо непосредственно сражавшихся в боях, либо ковавших оружие победы в тылу. Это мужчины и женщины под 80 лет, обремененные проблемами, которые обычно встают перед людьми столь почтенного возраста. Напомню, что согласно общероссийскому закону 1995 года к ветеранам относятся лица четырех категорий: участники Великой Отечественной войны; бойцы противовоздушной обороны; люди, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; труженики, не менее шести месяцев проработавшие в тылу с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945-го, а равно тыловики, удостоенные орденов и медалей СССР.

- В чем основные проблемы, связанные с поддержанием достойного уровня жизни ветеранов?

- Никакие дежурные поздравления и праздничные похвалы не заменят настоящей человеческой заботы о защитниках Родины. Буду откровенна: шероховатости есть, и их надо снимать. Дело в том, что федеральный закон одиннадцатилетней давности, разделив ветеранов на вышеуказанные группы, установил, что все льготы будут предоставляться "градированно" - по принадлежности человека к той или иной категории. А в прошлом январе обрел силу другой акт - закон N 122 (о монетизации льгот) . Он, в свою очередь, определил три вида "пособий": те льготы, которые выдаются деньгами, те, которые сохранены в натуральной форме, и те, которые могут быть по выбору либо денежными, либо натуральными.

Почти сразу после этого по всем крупным центрам России прокатились выступления и митинги против отмены бесплатного проезда на внутригородском транспорте. Власти, естественно, приняли меры, и обстановка улучшилась. Так, в Петербурге были выделены специальные средства на покрытие транспортных расходов. Они составили 230 (сейчас - 250) рублей ежемесячных дотаций каждому ветерану, причем ему разрешено купить льготный билет или, при желании, потратить деньги на прочие нужды. Эти выплаты будут, само собой, постоянно индексироваться.

Не меньшей закавыкой стали лекарства, а также санаторно-курортное лечение, включая проезд к местам отдыха. С января 2005 года подобные услуги, по федеральной норме, были объединены в так называемый социальный пакет стоимостью 450 (ныне 480) рублей. Сначала сей пакет не "монетизировался". Его в обязательном порядке получали все льготники, даже те, кто не хотел лечиться или ехать в санаторий. Однако с этого года ветераны вправе выбирать между натуральными пособиями и деньгами.

- То есть вопрос решен ко всеобщему удовлетворению?

- Да как сказать... Лекарства стоят по-разному. Существует список из 34 "социально значимых заболеваний" - тут и диабет, и туберкулез, и онкология, и психические отклонения. Целый букет! А медикаменты для борьбы с таким злом очень дороги: скажем, лечение диабета у инсулинозависимых пациентов обходится от четырех до семи тысяч рублей в месяц. Но ведь такой наличностью располагает далеко не каждый...

Кроме того, возникли дополнительные трудности. Поставки лекарств за счет бюджета никогда, увы, не блистали добросовестным исполнением и четкой организацией. Кончилось тем, что 62 процента петербургских льготников (48 процентов по всей России) отказались от социального пакета, предпочтя 480 "живых" рублей неким обещанным виртуальным услугам. Прикиньте, на какие средства закупать весьма "накладные" препараты...

- Ну а почему люди потянулись вдруг за рублем - кстати, не столь уж длинным?

- Не вдруг. Многие ветераны обращались за справками в Москву, и из зурабовского Министерства здравоохранения и социального развития приходили утешительные ответы, гласившие: даже если вы откажетесь от пакета, поставки лекарств для вас должна будет оплачивать местная казна. Коротко и ясно! Значит, регион призван отыскать где-то солидные добавочные средства. Но если вспомнить, что в истекшем году федеральный бюджет выдал на льготные лекарства для петербуржцев 2 миллиарда 350 миллионов рублей, а в нашей новой городской финансовой "росписи" запланировано на это лишь 800 миллионов, то даже непосвященному станет понятно: в региональном кошельке потребных сумм нет и не предвидится. Вот и ломай себе голову, как быть больным, которым таблетки, порошки или инъекции нужны не меньше хлеба и воздуха. А о социальном пакете им всем - вплоть до следующего января - и мечтать не рекомендовано: что с возу упало... Так и записано в 122-м приснопамятном законе.

- Да, но по каким причинам груз подобных выплат перевалили на субъекты Федерации, если юридическая норма обязывает беспокоиться на сей счет исключительно центральные органы власти? Налицо - некая путаница, некое смешение функций...

- У семи нянек - дитя без глазу. Помимо упомянутых нами государственных актов есть еще один документ, одобренный на заре нашей демократии, в июле "дуэльного" 1993 года, - закон об основах здравоохранения в РФ . Туда тоже внесли надлежащие монетизационные поправки по закону N 122, и как-то так вышло, что закупка лекарств и лечение социальных недугов "перепали" не ахти сколь богатым регионам. Воистину правая рука не ведает, что творит левая. Ведь данная коллизия - не просто досадное правотворческое противоречие, а суровый житейский изъян, в жерновах коего очутились тысячи ветеранов войны и труда. Честно говоря, я, как народный избранник, испытываю и сострадание к этим людям, и стыд за свое собственное бессилие.

- И все же из любого безвыходного положения можно, как считается, найти выход...

- Мы не ждем у моря погоды. Наша комиссия подготовила три варианта изменений общероссийского профильного законодательства и одновременно предложила депутатскому корпусу ходатайствовать перед губернатором Северной столицы о предоставлении средств из резервного фонда, чтобы снабдить лекарствами слабозащищенных граждан, поскольку, как полагают парламентарии, в городе сложилась критическая обстановка "на медицинском фронте"...

- Чем еще не грех помочь поколению героев?

- Нас волнует жесткое разделение блокадников на две "сословные" категории: лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" и поименованных посему участниками войны, и остальных, не удостоенных такого отличия и среди участников войны не числящихся. Само собой, разница ощущается и на уровне социальной защиты. (По этому поводу наша газета выступала не раз. - Прим. ред.)

Участники войны получают две пенсии - трудовую и по инвалидности. Другие блокадники - только общую, трудовую. Потолок доходов явно не совпадает, но ведь "с войной покончили мы счеты" больше 60 лет тому назад, и, наверное, пора побеспокоиться и о тех, кто пошел домой в шинели, и о тех, кто вернулся туда в ватнике. Не случайно наше Собрание направило в Государственную думу две законодательные инициативы . Одна, подправляя федеральный закон о ветеранах приравнивает всех без исключения ленинградских блокадников к участникам войны. Вторая корректирует пенсионное законодательство, позволяя людям, не причисленным к данному слою, но испытавшим ужасы гитлеровской осады, получать дополнительную пенсию - по инвалидности. Пока, правда, оба предложения обитатели дома на Охотном ряду не рассматривали и не обсуждали.

- А какие высоты взять уже удалось?

- Собрание постаралось смягчить удары монетизации. Мы ввели удешевленный проезд на внутреннем транспорте для всех ветеранов. Мы предусмотрели бесплатное зубопротезирование как для городских, так и для федеральных льготников , живущих на берегах Невы, хотя в общероссийских статьях эта "поблажка" отменена целиком и полностью.

Мы не обошли стороной и тех, кого "забыли" федеральные законодатели, - доноров и ветеранов военной службы. Сейчас в Мариинском дворце разрабатываются новые документы, которые намечают очередные меры по улучшению социальной защиты ветеранов войны и труда. Наши деды свое дело сделали - достойно и добросовестно. Долг власти и общества - согреть и обустроить их старость.

Беседовал Яков Евглевский

16.02.2006

Источник:

Юридический гид Санкт-Петербурга. Юридические услуги Санкт-Петербурга
http://www.lawlinks.ru

Док. 443832
Перв. публик.: 16.02.06
Последн. ред.: 12.05.08
Число обращений: 327

  • Евдокимова Наталия Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``