В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Рокицкий: `Ошибки в подходах к модернизации здравоохранения могут привести к созданию медицины для богатых и бедных` Назад
Михаил Рокицкий: `Ошибки в подходах к модернизации здравоохранения могут привести к созданию медицины для богатых и бедных`
Сегодня в Государственном Совете Республики Татарстан состоялись парламентские слушания на тему "Об основных направлениях модернизации здравоохранения в Республике Татарстан на 2005-2010 годы", организованные Комитетом по социальной политике.

Открывая слушания, заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова отметила, что "медицина - это тема, которая касается каждого человека, каждой семьи. Поэтому подход к проблеме координации в системе здравоохранения должен быть очень серьезно проработан". Она также напомнила, что в связи проводимой муниципальной реформой в нашей жизни появятся много новых понятий, в том числе понятие "муниципальная медицина". "Готовы ли мы к пониманию новшеств в системе здравоохранения? Какие шаги в реформировании этой отрасли более оправданы? Как привлечь в медицину инвестиции и стимулировать медицинских работников? Вопросов много, все они требуют тщательного анализа. Сегодняшнее обсуждение должно способствовать решению поставленных задач", - сказала заместитель главы парламента.

Председатель парламентского Комитета по социальной политике Чингис Махмутов в своем вступлении остановился на вопросах разработки Правительством республики Программы социально-экономического развития Татарстана на 2005-2010 годы и в перспективе до 2015 года. Он отметил, что такая работа свидетельствует о стабильности и динамичном развитии экономики республики. "Президент Минтимер Шаймиев особо подчеркнул, что Программа будет законом и основополагающим документом для дальнейшего развития, будет очень жесткий контроль за ее выполнением", - напомнил Чингис Махмутов. Вместе с тем он подчеркнул, что финансовая составляющая программы не конкретизирована, а понятие "текущее финансирование" - определение слишком общее и не конкретное.

По словам Чингиса Махмутова, в ходе подготовки к парламентским слушаниям члены рабочей группы высказали тревогу и озабоченность тем фактом, что федеральное законодательство предусмотрело разный уровень полномочий в здравоохранении, что может привести к разрушению единой системы государственного здравоохранения. "Достаточно ли будет средств на сохранение сети учреждений на местах? Не появится ли желание отдельных органов местного самоуправления попытаться создать свою замкнутую смету здравоохранения?" - председатель комитета призвал участников слушаний поделиться своими мыслями и предложениями по этим вопросам. "В последнее время наблюдается тенденция централизации финансовых средств в федеральном Фонде ОМС, в недрах министерства разрабатывается проект закона о полной передаче фонда федеральному центру. Все бы хорошо, если бы от этого финансирование российского здравоохранения поднялось на новый уровень. Но практика сегодня показывает, что централизация пока приводит только к тому, что, собрав деньги с тех, кто больше платит, центр раздает их другим, которые не платят, и это называется выравниванием, - сказал Чингис Махмутов. - Считаю, что регионы-реципиенты должны на эти цели получать субвенции из федерального бюджета, а не за счет двойного налогообложения регионов-спонсоров".

Кроме того, докладчик критически отозвался о Программе государственной гарантии оказания бесплатной медицинской помощи, принятой Постановлением Правительства РФ. "Она не стыкуется ни с федеральным бюджетом, ни с возможностями бюджетов субъектов. Аналогичная программа должна быть утверждена законом, как на федеральном, так и на региональном уровне, и обязательно до принятия бюджета на очередной финансовый год", - считает Чингис Махмутов.

Министр здравоохранения РТ Камиль Зыятдинов проинформировал участников парламентских слушаний о демографической ситуации в Татарстане. Численность населения в республике продолжает сокращаться. За последние два года сокращение составило 9,2 тыс. человек. По сравнению с 1990 годом, на 17,6 тысячи сократилось ежегодное число рождений, а число регистрируемых случаев смерти выросло на 15,1 тысячи. Начиная с 2000 года, в республике отмечается некоторое увеличение рождаемости при продолжающемся росте смертности. Увеличение уровня рождаемости обусловлено вступлением в детородный возраст более многочисленного поколения женщин, родившихся в середине 80-х годов прошлого века, когда рождаемость была относительно высокой. В дальнейшем же прогнозируется сокращение численности женщин детородного возраста, кода поколение 80-х годов сменится поколением родившихся в 90-х годах, отмеченных самым низким за послевоенный период уровнем рождаемости.

Возможности здравоохранения сегодня в первую очередь зависят от финансирования, считает Камиль Зыятдинов. Основными проблемами здравоохранения министр назвал отсутствие системности в организации, отсутствие стандартных медицинских технологий и низкие тарифы. Для достижения ожидаемого роста средней продолжительности жизни к 2010 году до 70 лет, на что было обращено внимание в Послании Президента Татарстана Госсовету РТ, по словам Камиля Зыятдинова, младенческую смертность необходимо сократить на 28 процентов, на 15 процентов - смертность среди взрослых.

Министр здравоохранения РТ отметил, что решению названных проблем должно способствовать принятие и реализация республиканской Программы социально-экономического развития и ее разделов - целевых программ по развитию амбулаторно-поликлинической помощи; совершенствованию службы скорой медицинской помощи, онкологической помощи, службы охраны материнства и детства, совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями; развитию травматолого-ортопедической помощи.

Как подчеркнул заместитель директора национального Научно-исследовательского института общественного здоровья РАМН Евгений Тишук, изучив, в качестве экспертной организации проекты названных программ, институт нашел их безупречно проработанными в части определения приоритетных задач и последовательности их решения. "Проекты заслуживают самой высокой оценки. В них отражены и взаимосвязь здравоохранения с другими отраслями социально-экономической сферы, и самые современные и передовые взгляды в этой области, - отметил Евгений Тишук. - Представленные материалы еще раз доказывают высокий интеллектуальный потенциал Татарстана, выступающего в сфере здравоохранения маяком для большинства регионов".

Ректор Казанского государственного медицинского университета Наиль Амиров обратил внимание участников слушаний на крайне низкооплачиваемый труд медицинских работников. "Вновь поступивший на работу врач в первый месяц получает зарплату в 1600 рублей. Через десять лет после получения диплома, в этой профессии остается всего 20 процентов работников", - отметил он.

Руководитель главного медицинского вуза республики рассказал о достижениях университета в области изучения технологий применения стволовых клеток. По его словам, в медицинском университете уже создан банк стволовых клеток, использование которых на сегодняшний день сдерживается отсутствием в клиниках республики стерильных палат. В ближайшее время университет должна посетить федеральная лицензионная комиссия, которая решит вопрос по внедрению использования университетского банка стволовых клеток.

Депутат Госдумы РФ, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Михаил Рокицкий в своем выступлении сопоставил республиканские документы с федеральными проектами нормативных актов по здравоохранению. "Наши программы выгодно отличаются от федеральных, - сказал он. - В первую очередь тем, что на федеральном уровне все еще существует опасность внедрения системы врачей общей практики и резкого сокращения центров новых технологий". В то же время Михаил Рокицкий назвал два недостатка, характерных и для республиканских, и для федеральных проектов: "Во-первых, ни в одном из них нет ни слова о финансировании, нигде не указаны конкретные источники финансирования, что вызывает определенную тревогу, особенно на федеральном уровне. Во-вторых, вопросы охраны материнства и детства стоят на последнем месте среди всех приоритетных направлений. Думаю, это неправильно. Ведь большинство болезней взрослых берут свои истоки в детстве...". Депутат упрекнул федеральное Правительство в несерьезном подходе к реформированию здравоохранения. "В отличие от татарстанских проектов, в российской программе по реформированию здравоохранения просматривается единственная цель - в условиях нищенского финансирования отрасли изыскать пути, чтобы снять с государства ответственность за здравоохранение". Михаил Рокицкий отметил, что это не только его личное мнение, а мнение думского комитета по охране здоровья. Кроме того, он проинформировал участников слушаний о принятом 10 июня заключении комитета по основным направлениям модернизации системы здравоохранения и медицинского страхования в Российской Федерации. Как первоочередные шаги в развитии здравоохранения в нем названы увеличение как минимум вдвое расходов бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, направляемых на здравоохранение, доведение доли совокупных государственных расходов на данную отрасль до 5 процентов; разработка нормативов минимальной бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение и нормативы ресурсной обеспеченности отрасли на всех уровнях; выработка механизма финансового выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий; изменение кадровой политики и модели управления сетью медицинских учреждений.

Комитет Госдумы РФ считает, что вносимые Правительством РФ законопроекты по здравоохранению должны быть выверены, к ним должно быть приложено четкое финансово-экономическое обоснование, законопроекты должны пройти широкое обсуждение, а при необходимости и апробацию в отдельных субъектах России, чтобы не повторилась ситуация с реализацией закона о "монетизации льгот". Михаил Рокицкий отметил, что комитет считает необходимым включить в пакет законопроектов, направленных на модернизацию здравоохранения, проекты законов "О регулировании частной медицинской деятельности" и "О страховании профессиональной ответственности медицинских работников". "Ошибки в подходах к модернизации здравоохранения могут привести к необоснованному сокращению государственного и муниципального сектора здравоохранения, усилению дифференциации населения по уровню медицинского обслуживания, созданию медицины для богатых и бедных, - считает Михаил Рокицкий. - Федеральные законопроекты содержат много ссылок на подзаконные акты. Поэтому, до принятия законопроектов, на наше рассмотрение должны быть представлены и другие нормативно-правовые акты по их реализации, в том числе по запрету на приватизацию государственных медицинских учреждений".

О проблемах оптимизации расходов на здравоохранения на местах рассказал глава администрации Елабужского района и города Елабуги Ильшат Гафуров. Выступление депутата Госсовета Тауфика Сафина было посвящено социальному положению медицинских работников. Основные проблемы и приоритетные задачи здравоохранения были озвучены и в выступлениях главного врача Клинического онкологического диспансера Рустема Хасанова, депутата Госсовета Насимы Столяровой, председателя Республиканского совета организаций ветеранов (пенсионеров) РТ Надежды Тимашовой.

В завершение, председатель Комитета по социальной политике Чингис Махмутов отметил, что все предложения, высказанные выступающими, будут учтены в рекомендательном документе, проект которого был принят за основу. В нем сказано о необходимости обращения в Госдуму РФ с предложениями о внесении изменений в основы законодательства РФ об охране здоровья граждан в части конкретизации полномочий органов власти по реализации территориальных программ, изменения действующего порядка финансирования программ ОМС, перевода учреждений здравоохранения, финансируемых из всех уровней бюджета, на региональный уровень финансирования. Татарстанскому Правительству рекомендовано внести на рассмотрение Госсовета программы по основным приоритетным направлениям развития системы здравоохранения, разработать программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2006 год одновременно с проектом бюджета на будущий год, разработать и утвердить порядок функционирования и финансирования межрайонных центров и отделений, муниципальных центром медицинских учреждений, сообщает пресс-центр Госсовета РТ.

17 Июня 2005 г
http://www.tatar-inform.ru/news/2005/06/17/7782/

Док. 443574
Перв. публик.: 17.06.05
Последн. ред.: 08.05.08
Число обращений: 362

  • Рокицкий Михаил Рафаилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``