В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Комаров: Основные характеристики лидерства в здравоохранении и медицинской науке Назад
Юрий Комаров: Основные характеристики лидерства в здравоохранении и медицинской науке
В данной работе мы не будем рассматривать роль лидеров в истории развития здравоохранения и медицинской науки, иллюстрируя её представлением отдельных выдающихся личностей, их чертами, индивидуальными особенностями и внесенным вкладом, а ограничимся лишь некоторыми собирательными характеристиками, без которых ученый или практик не может претендовать на роль лидера.
Проблема лидерства имела огромное значение для судеб людей во все времена и во всех странах. От неё в определенной мере зависит и благополучие страны, и отдельных её районов, вплоть до каждого учреждения и каждой семьи. К сожалению, подготовка лидеров в нашей стране в необходимом количестве и с должными качествами практически не ведется, и нередко руководители большого масштаба учатся в процессе исполнения роли лидера, используя здравый смысл, метод проб и ошибок, причем их ошибки или заблуждения имеют достаточно глубокие последствия. У нас общепринятым является мнение о том, что чем выше руководитель взбирается по административной лестнице, тем он больше знает и дальше видит. Это чрезвычайно вредное заблуждение, так как при таком росте область профессиональных знаний руководителя постепенно уменьшается, а потом и вовсе исчезает. В мире имеются достойные примеры, когда мудрые руководители сферу своих незнаний компенсировали путем привлечения самых квалифицированных экспертов, составляя из них целевую команду. Весьма часто у нас роль лидеров играют случайные люди со своими личными интересами, амбициями и намерениями, что не способствует развитию руководимых ими сообществ. Они могут только играть какое-то время эту роль, так как подлинными лидерами или пассионариями они никогда не станут, поскольку у них напрочь отсутствуют либо высшие цели и приверженность общим интересам, либо видение общественных перспектив (а, значит, и умение выбрать правильную стратегию и тактику), либо достаточный для занимаемой должности профессионализм, либо всё это вместе взятое. Нередко при смене территориальной администрации меняются и руководители органов и учреждений здравоохранения, которые, являются одной из самых незащищенных категорий медицинских работников. Решающую роль при этом часто играют не интересы дела, не реальная оценка необходимого кругозора и лидерских качеств будущих руководителей, а личные привязанности и знакомства. Страдают от этого и здравоохранение, и население.
Руководителями научно-исследовательских институтов нередко становятся люди, не знающие, что такое научное исследование, не владеющие научной методологией, не умеющие поставить научную задачу, то есть, фактически не способные быть научными лидерами творческих коллективов. К тому же ученые степени и звания превратились в коммерческую продукцию, а, значит, утрачивают свою значимость и престижность, а получение отдельных званий превращается в фарс. Всё это не способствует развитию медицинской науки. Следует отметить, что в высших и средних медицинских учебных заведениях процесс "обюрокрачивания" не столь заметно выражен.
Значение лидеров в управлении научными и практическими учреждениями здравоохранения всегда и везде было и остается исключительно высоким. Но оно ещё более возрастает в условиях переходного периода, когда теряется определенность, меняется система привычных отношений, схем управления и финансирования. В этих условиях от лидера и его качеств полностью зависит выживаемость и перспективы развития многих коллективов.
Существует много определений лидерства, хотя отдельные известные специалисты в области управления полагают, что лидерство является настолько сложным и тонким инструментом, что практически не поддаётся определению. В тоже время отсутствие единого понимания лидерства затрудняет анализ той роли, которую оно играет в жизни общества, в том числе в здравоохранении и медицинской науке. Поэтому мы остановились на определении Пойнтера и Санчеза (1994), которое, хотя и несколько упрощенно, но всё же высвечивает основную сущность лидерства. По мнению авторов лидерство - это процесс, с помощью которого человек осознанно пытается оказать влияние на другого человека или группу людей для достижения определенной цели. Из этого определения вытекают следующие характерные черты лидерства:
1. Лидерство - это не пассивная теория, а процесс, причем процесс активный, состоящий из действий руководителей.
2. В роли лидера выступает личность, а не организация. Лидерство предполагает взаимодействие между людьми.
3. Лидерство направлено на другого человека или группы людей, которые и являются объектом лидерства. Лидерство имеет своей целью изменение поведения других людей, которые затем становятся последователями. Наличие последователей является обязательным фактором лидерства.
4. Лидерство, как процесс, предусматривает оказание влияния лидера на других людей. Это влияние тремя способами. Первый - это умственное воздействие на мышление других людей. Чтобы изменить поведение человека, нужно, прежде всего, изменить образ его мыслей. Это заставляет другого человека принять точку зрения лидера. Кроме того, объектом воздействия лидера могут стать чувства и убеждения других людей. Человеку часто легче осознать и воспринять какие-то новые идеи и мысли, чем изменить свои взгляды и чувства. Поэтому нередко лидер использует в качестве второго способа эмоциональное влияние на чувства и убеждения. И, наконец, третий способ - это поведенческое воздействие, когда лидерство ставит своей целью изменение поведения, то есть образа действия. Поэтому лидер должен уметь повлиять на людей так, чтобы они выполнили даже то, чему противятся.
5. Лидерство - процесс целенаправленный, то есть всегда направлено на оказание воздействия на других людей с тем, чтобы была достигнута определенная цель, поставленная лидером. В оптимальном варианте, который встречается весьма редко, цели лидера и подчиненных могут совпадать.
6 .Лидерство - это процесс намеренный, осознанный, а не спонтанный. Действия при этом являются сознательными, часто хорошо продуманными и не случайными.
Иногда доминирует мнение, что руководители через лидерство оказывают влияние на подчиненных с тем, чтобы они выполнили необходимую работу, то есть лидерство - это процесс, направленный только вниз, от руководителя к подчиненным. Однако, нужно понимать, что лидерство - это более сложный процесс и имеет не только одно направление воздействия.
Весьма условно и укрупненно можно выделить несколько стилей лидерства, то есть способа поведения, который лидер использует для оказания воздействия на мысли, чувства, побуждения и действия подчиненных. П. Херши и К.Х. Бланкард в своей книге "Управление организационным поведением" (Нью-Йорк,1988) выделяют четыре основных стиля лидера, описание которых будет представлено ниже с некоторыми нашими дополнениями. Образ поведения лидера определяется двумя крупными показателями: степенью директивности в руководстве и поддержкой, которую лидер оказывает подчиненным. Степень директивности показывает, насколько жесткие меры руководитель использует при определении и объяснении задания и контроле за его выполнением. Директивный стиль предполагает снабжение подчиненных детальными инструкциями, а лидеры, чьё поведение не отличается жесткостью, не дают своим подчиненным конкретных указаний относительно методов и средств выполнения задания, поощряют инициативу сотрудников. Второй показатель характеризует доступность лидера, его готовность оказать помощь подчиненным.
От психологической и эмоциональной поддержки со стороны лидера зависит степень взаимодействия лидера и подчиненных в процессе выполнения задания. Эта поддержка должна носить целевой характер, так как, например, сотрудники, обладающие высоким уровнем мотивации, практически не нуждаются в психологической поддержке. Хороший, опытный лидер должен уметь создать из подчиненных единую команду с распределением ролевых функций внутри неё.

07.05.2008 г.

viperson.ru

Док. 443476
Перв. публик.: 07.05.08
Последн. ред.: 16.11.10
Число обращений: 292

  • Комаров Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``