В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Яковлевич Дятченко уже принимал участие в нашем проекте. Это было год назад, и тогда он интересовал наших читателей, как только что избранный ректор крупнейшего университета Белгородской области. Назад
Леонид Яковлевич Дятченко уже принимал участие в нашем проекте. Это было год назад, и тогда он интересовал наших читателей, как только что избранный ректор крупнейшего университета Белгородской области.
Теперь мы повторно пригласили Леонида Яковлевича к участию в Enter-view по целому ряду причин. БелГУ претерпел за год множество перемен, которые непосредственно связаны с деятельностью нового ректора. Перемены затронули практически все сферы жизнедеятельности БелГУ и оцениваются они неоднозначно.
Мы предлагаем вам, накануне годовщины (25 апреля) пребывания на должности ректора, задать Леониду Яковлевичу накопившиеся вопросы и получить ответы из первых рук.
Александр Климачков: Уважаемый Леонид Яковлевич, здравствуйте!
Мы еще не знакомы, но надеюсь, все впереди. Я просто учитель информатики из Шебекино, директор компьютерного центра с 1988 года. Центр я создавал сам, и он работает на полной самоокупаемости уже 14 лет, за это время у нас поменялось 5 компьютерных классов, работаем в Интернете с 1999 года, обучаем детей и взрослых работе на ПК и т.д. Так вот в чем мой вопрос, точнее просьба и предложение: Как бы нам сотрудничать теснее с университетом в плане практической подготовки преподавателей информатики? Интересно включиться в работу бизнес-инкубатора, у нас тоже есть опыт.
С уважением, А. Климачков, г. Шебекино
Л.Я.: Давайте сотрудничать - я полностью согласен с подобным предложением.
Степан: Добрый день. Хочу задать вопрос о судьбе социальных стипендий, которые собирались установить с начала года для студентов, имеющих детей. В январе-феврале собрали и передали в бухгалтерию все необходимые документы, но до сих пор денег студенты не видели. Где же они? Или для чего это все затевалось? С уважением. Степан.
Л.Я.: Вам необходимо обратиться к Никулиной Татьяне Викторовне - заведующей отделом социально-воспитательной работы. (На наш вопрос Татьяна Викторовна ответила, что стипендия всем студентам, имеющим детей и сдавшим все необходимые документы была выплачена. Скорее всего, обозначенная проблема частного порядка, и предложила связаться с ней по указанному телефону: 30-10-43. Прим. ред.)
JB: В аспирантуру практически невозможно попасть, хотя есть желание. Один из заведующих кафедрой иностранного языка систематично отказывает в этом, не набирая аспирантов, несмотря на то, что имеются научные публикации, разработки. Есть ли гарантированный официальный платный вариант?
Л.Я.: Есть гарантированный платный вариант. Но деньги - не решающий фактор в этом вопросе. Главное - талант соискателя и его стремление к поиску, к научной работе.
Татьяна: Уважаемый Леонид Яковлевич! Общаясь с аудиторией (журналистами, студентами, преподавателями), Вы уделяете много внимания рассказам о далеко идущих планах развития БелГУ. Не мешает ли это объективно относиться к насущным проблемам университета? Спасибо.
Л.Я.: Нет, не мешает. Потому что я не рассказываю о далеких перспективах. Я говорю о том, что строится, создается, делается именно сегодня, за тот период времени, что я нахожусь на посту ректора БелГУ. Знаю, и могу рассказать о том, что планируется осуществить в будущем году. А вот как раз о далеких перспективах, я никому и не рассказывал - мне неизвестно, что произойдет, например через 20-30 лет.
Dmitry: Когда к вам можно попасть на прием лично?
Л.Я.: В любое время, когда я бываю свободен. А свободен я бываю:. никогда. Поэтому у меня свободное общение - всех кто меня ждет, хочет со мной встретиться - я принимаю. Есть и официальные часы приема - каждый третий вторник месяца, по записи. Иногда он может быть перенесен из-за каких либо мероприятий. Но в целом, встретиться со мной не такая проблема.
Андрей: Будет ли решаться вопрос о включении молодых преподавателей БелГУ в программу "Жилье для молодежи", разрабатываемую сейчас молодежным правительством области и ЖБК-1?
Л.Я.: Я считаю, что они не являются исключением для нее, но емкость этой программы мне неизвестна. Реально ли туда попасть - я не знаю, потому что не имею о ней должного представления. Скорее всего, такой вопрос логичней переадресовать правительству, администрации области, или ЖБК-1 непосредственно. У нас есть своя программа. Суть ее заключается в том, что все студенты, образовавшие семьи, у которых появились дети, получат благоустроенные отдельные комнаты в новом общежитии. И, кроме того, не останутся без внимания семьи молодых преподавателей БелГУ - они так же будут обеспечены благоустроенным жильем.
Олег: Скажите, пожалуйста, реальная ли это вещь - поступить выпускнику юридического техникума, окончившего его с красным дипломом, в БелГУ на одноименный факультет. Я имею в виду бюджетную основу, и что для этого нужно?
Л.Я.: Для этого нужны очень высокие знания. Скажу откровенно - на юридический факультет очень большой конкурс, туда трудно поступить. Во многом это обусловлено тем, что у нас много так называемых "целевиков" - нашими выпускниками по прямым договорам на 40% укомплектованы местные суды, прокуратура, другие правоохранительные структуры. Хотя поступить, конечно, все равно можно.
Алексей: Сколько у вас стоит обучение в очной аспирантуре на технической специальности?
Л.Я.: Очное обучение - 12 тысяч рублей, заочное - 7 200. Но, кроме того, существует довольно широкая система скидок. Например, соискатели, работающие в БелГУ, обучаются и вовсе бесплатно. Для того, что бы получить исчерпывающую информацию по этому и всем остальным, связанным с аспирантурой вопросам, я рекомендую обратиться к Людмиле Александровне Королевой - заведующей отделом аспирантуры и докторантуры БелГУ. (тел. 30-10-35 (36), 12 корпус, 4 этаж. Прим. ред.)
Елена: Планируется ли в 2003-2004 учебном году повышение стипендии одаренным студентам БелГУ?
Л.Я.: Да, планируется. Более того, будут учреждаться новые стипендии. Пока не стану говорить кем и какая сумма - но обязательно объявлю об этом официально, как только будут решены все необходимые вопросы.
BR: Будут ли выплачиваться именные стипендии ректора? Спасибо, за проявленное внимание.
Л.Я.: Сейчас впервые в практике БелГУ выплачены именные стипендии талантливым студентам - в этом году сумма составила 1000 рублей единоразово. Что касается стипендии ректора - по правде говоря, я еще не думал об этом. Но можно сделать и ректорскую. К первому сентября я смогу ответить на это вопрос более определенно.
Надежда: Уважаемый Леонид Яковлевич! Я получаю второе высшее образование в БелГУ. Меня интересует такой вопрос: Почему преподавание отдельных дисциплин на Юридическом факультете (я имею в виду второе высшее образование) доверяют ассистентам кафедр. Ведь это вчерашние студенты, у них ни опыта преподавания, ни навыков работы со студентами. Ведь в наших группах обучаются люди, которые много лет проработали по специальности, а чему их может научить выпускник? В других ВУЗах такого стараются не допускать, и на втором высшем лекции читают солидные преподаватели. Очень хотелось бы, чтоб этот вопрос был Вами рассмотрен.
Л.Я.: Могу сказать, что это плохо. Знаю что, такое случается, когда необходима временная замена преподавателя. Сейчас уточним у Евгения Евгеньевича Тонкова (декан юридического факультета. Прим. ред.)
Е. Тонков: У нас действительно есть несколько ассистентов, но это скорее исключение, чем правило - все они выпускники не позже 1998 года, с красным дипломом: Но в целом, мы стараемся избегать подобных случаев.
Л.Я.: Слова декана факультета послужат ответом на этот вопрос, а я со своей стороны подтверждаю, что подобного рода ситуации по возможности больше происходить не будут.
Nemo: Как объяснить, что в зимний семестр большой процент студентов "престижных специальностей" получили "неуд." и им было предложено перейти на платную форму обучения?
Л.Я.: Очевидно совершенно, что вопрос задается теми, кого я называю "позвоночными" и "конвертируемыми". Дело в том, что в этом году зимняя сессия была построена так, что показала реальные знания студентов, полученные в результате учебного процесса - почему и возник их вопрос. Ранее здесь господствовал принцип, когда определенный контингент студентов знал наверняка, что за оценка ему причитается - заранее было известно, кто получит пятерку, шестерку, семерку. Теперь же "неуд." получили и были отчислены те, кто не хотел учиться на бюджетной основе: Я подчеркиваю - не хотел. Это значит, что студент не посещал занятия, получал оценки через неформальную связь родителей с так называемыми "знакомыми знакомых". Я их не отчислял, они сами себя отчислили. Вузовское положение предписывает объявление предупреждения за 30 часов неоправданных пропусков, за 50 часов, автоматически - отчисление. А у нас бывали и такие, кто по полгода не посещали университет. Пришлось наводить порядок и объяснять студентам, что, оказывается, надо приходить на занятия. В БелГУ проводится мониторинг посещений, успеваемости. Это многим не нравится. Я так считаю - если человек оказался в ВУЗе - он должен учиться. Нет - никто не держит, как видите. Пенять таким "пострадавшим" не на кого.
Светлана: Подскажите, какова минимальная ставка преподавателя БелГУ? Есть какие-нибудь специальные программы, позволяющие специалистам университета как-то оторваться от далеко несовершенной системы поразрядной оплаты?
Л.Я.: Есть такие программы. Название им - гранты. Не буду их все перечислять - начиная от вузовских и заканчивая учрежденным различными международными институтами и фондами. У нас, в БелГУ есть грант Университета - 5 млн. рублей (учрежден на ученом совете, многие университетские ученые уже воспользовались им) Кроме того, в текущем году бюджет Белгородской области выделил на науку 10 млн. рублей. Сейчас решается вопрос с суммой, выделенной БелГУ Министерством образования - это тоже где-то от 7 до 10 млн. рублей. В целом, в этом году нам на развитие науки было выделено 37 млн. рублей, что в три раза превышает объемы финансирования прошлых лет. Тем не менее, удивительным остается факт пассивности многих наших профессоров, научных сотрудников, молодых специалистов. Сведения о грантах доступны - вся необходимая информация есть даже на сайте БелГУ. И все-таки продолжаем сталкиваться с нежеланием наших ученых как-то продвинуть себя, свои научные изыскания.
Алекс: По какому принципу выстраивается "баланс" студентов, принимаемых в БелГУ на платной и бесплатной основах?
Л.Я.: 1600 студентов очного отделения обучаются на платной основе. Из 8 000 студентов-очников университета (без филиалов и колледжа). Так что число платников составляет менее чем #188; часть от общего числа.
Дмитрий: Несмотря на Ваши высказывания о том, что к принуждению студентов к покупке всяких безделушек по завышенным ценам администрация БелГУ не имеет никакого отношения, это повторяется снова и снова. Как Вы можете прокомментировать этот факт? Спасибо.
Л.Я.: "Всяких безделушек" - обижает лично меня и весь университет. Мы распространяем не безделушки а социально полезные, нужные потребительские вещи с символикой БелГУ. И предлагаем делать это по целому ряду причин: для формирования корпоративного патриотизма, университетской культуры, рекламы университета. В конце концов, это цивилизованный способ зарабатывания денег - у меня есть студенты, которые на заработанные средства хотят поехать учиться за границу. И я согласен с ними, более того, если им не хватит денег - я пойду им навстречу и добавлю недостающую сумму. Что тут плохого, я не знаю. Почему можно заниматься распространением продукции какой-нибудь западной фирмы, а продавать товары с символикой родного ВУЗа студент не может? Более того, мы не принуждаем никого. На проводимых по всему БелГУ собраниях, где зачитывалось обращение ученого совета, призывающее принять участие в реализации и приобретении подобной продукции, были группы, в которых проголосовали против такого предложения. Мы на них не обижаемся. Все делалось демократично.
Григорий: Мы купили великолепные кепки и футболки. Хорошо. Мы купили вкусные конфеты и фирменные календари. Неплохо. Сейчас будем собирать по тысяче рублей. Посредственно. Что дальше, уважаемый, Леонид Яковлевич?
Л.Я.: Не надо тысячи рублей - на следующий год будем распространять тарелки, авторучки, календари, что-либо еще - пока это не станет потребностью души каждого из нас: Так будет каждый год. И это будут не безделушки. Разве плохо было, когда вздымались трибуны болельщиков нашей волейбольной команды, и все как один - в этих самых кепках? Такого никогда раньше не было, только сейчас студенческая среда начинает объединяться - и это, по-моему, просто замечательно.
Ольга: Какими еще способами, кроме реализации сувенирной продукции, администрация БелГУ предполагает пополнять фонды для развития Университета?
Л.Я.: Способов много. Например, развитие попечительской благотворительности. Мы разработали систему поощрения попечителей, в их числе юридические и физические лица, всем им мы благодарны за помощь. А, кроме того, самим надо зарабатывать на научную деятельность, на внедрение достижений - это можно делать с помощью строительных отрядов, концертной деятельности, аренды. Как я уже не раз говорил на встречах с журналистами, у БелГУ есть астролидарный центр, по России таких установок всего пять; наш ботанический сад вскоре сможет зарабатывать до 5-6 млн. рублей на реализации саженцев, деятельность бизнес-инкубатора должна приносить прибыль.
В.П.: Леонид Яковлевич, ваша деятельность в качестве ректора БелГУ и председателя совета по поддержке и развитию малого бизнеса у всех на слуху, что Вы сделали в ближайшее время как ученый? И кем Вы сами воспринимаете себя больше - администратором или ученым?
Л.Я.: Администратором. Как ученый сделал мало, и делаю мало - руковожу диссертационным советом, аспирантами и докторантами. Никак не могу открыть межвузовскую проблемную лабораторию "Социально технологическая культура современного общества как феномен 21 века" - хочу собрать молодых ученых, фундаментально поднять эту тему в исследованиях, проектах. Надеюсь все-таки в ближайшем будущем осуществить задуманное.
Матвей: Налажена ли Университетом прямая связь со школами области с тем, что бы принимать в число студентов одаренных детей на льготных условиях? Много ли документов надо предъявить абитуриенту, что бы доказать свою одаренность или право на льготное обучение?
Л.Я.: Да, налажена. Мы принимаем участие в отборе талантливых детей. Этот процесс довольно сложный, но в школах области идут нам навстречу. Сейчас мы создаем специальный интернат для талантливых детей. Это означает, что одаренного школьника в таком интернате с девятого класса будет учить и вести к поступлению профессор университета. А документов никаких особых не надо. Чем обычно доказывается талант? Делом, дипломами олимпиад, рекомендациями педагогов, больше ничего для этого не нужно.
Елена Т.: Леонид Яковлевич, на какой контингент БелГУ делает "ставку" - жителей области или приезжих? И каким в связи с этим представляется географический охват реализации его выпускников - тут, на месте или все-таки "с прицелом" на всю страну и даже зарубежье?
Л.Я.: Прицелов много. Приоритет - область конечно - учителя, медики, госслужащие. На приезжих делаем ставку в рамках коммерческого развития университета. Кстати, университет узнали и стали признавать в Европе. К нам приезжают поступать, например, из Германии. Их интересуют экономический факультет, романо-германская филология, юриспруденция.
VICTOR: В настоящие время на факультетах проводятся собрания, где согласно вашей рекомендации, деканы проводят собрания со студентами в группах, на которых студенты "добровольно" принимают решения на распространение продукции с символикой университета на сумму в одну тысячу рублей? Как вы это объясните?
Л.Я.: Да, это моя рекомендация - провести подобные собрания. Потому что нужно было положить конец всем самым невероятным слухам, осуществить обратную связь со студентами. Я знаю точно, что три группы социально-психологического факультета проголосовали против участия в распространении продукции - пусть будет так. Но к моей величайшей радости - этот, повторяю, цивилизованный способ рекламы и бизнеса, подавляющее число студентов поддержало и помогает проводить такую политику. Они прекрасно понимают, что деньги вернутся к ним, пойдут на благо университета, а не к кому бы то ни было в карман. Посмотрите сами - любая мало-мальски уважающая себя фирма всегда предложит вам на память какую-нибудь вещь с символикой - особо это принято на Западе, приживается подобный принцип и у нас. Когда студенты раньше втихую сдавали деньги якобы на приобретение мячей для спортзала и, не переодеваясь "сдавали зачеты" по физической культуре - никто не протестовал. А теперь, когда все обсуждается гласно, подняли такой бум по поводу всех привнесенных новой администрацией порядков - я с пониманием отношусь к подобной реакции, и понимаю, что все идет своим чередом.
ON: Вы знали, что вопросы в этом интервью будут злыми и честными? Как вас уговорили?
Л.Я.: Я отвечаю на любые вопросы любых людей: Другое дело, что бывают вопросы, заданные в провокационных целях - но мне разницы нет. Я всегда готов отвечать на вопросы, и уговаривать меня для этого не нужно.
Б.Р.: Какие еще изменения должен претерпеть, на Ваш взгляд, университет, что бы полностью изжили себя все обвинения по поводу его провинциальности, несовершенства некоторых административных шагов, уровня профессионализма его преподавательского состава? Это перспектива десятков лет, или качественных изменений можно достичь в ближайшее время?
Л.Я.: Ряд показателей организационно - административного характера - элементарное наведение порядка в соответствии с уставом ВУЗа, дело быстротечное - месяцы, год-два. Пример: иду по коридору - группа ждет под дверями преподавателя - в связи с подобными случаями, принявшими систематический характер, пришлось принимать строжайшие меры с вынесением выговоров, прочих административных способов воздействия. Преодолели эту проблему - автоматически повышается уровень посещаемости, качество знаний - все тесно взаимосвязано. Успех таких преобразований зависит во многом от четкой работы управляющей команды. А вот меры селективного характера не обеспечиваются быстрым прорывом. Я говорю о наличии докторов, профессоров в Университете. Должен быть процесс саморазвития, роста Университета. Здесь приходится действовать адресно, с каждым, на уровне финансового стимулирования. Именно поэтому строим своими силами дом - что бы иметь возможность приглашать кадры и со стороны. А в целом, что бы университету сформироваться, нужно 100 лет. Только можно прожить ничего не делая, а можно поступить иначе. Мы не ждем, пока нам все принесут, хотя нельзя не быть благодарным за то, что нам дает администрация области. Уверен, Университет состоится - его селекция и наука. Кто в этом сомневается - глубоко заблуждается. Его провинциальность, если хотите - не есть ущемленность. На этом я хочу остановиться особо: Россия и состоит из провинций, да и любой престижный вуз (посмотрите, как в Европе) зачастую находится в провинции. В хорошем городе, где жители понимают, что инвестиции в образование - самые выгодные инвестиции, появляется университет - его гордость. Университет и должен быть специфическим, неповторимым. Провинциальность - это достоинство университета.
От имени редакции благодарим Леонида Яковлевича за открытый разговор. Он, в свою очередь, заверил нас в том, что в любое время готов ответить на вопросы наших читателей, какими бы они не были.

Док. 442907
Перв. публик.: 06.05.03
Последн. ред.: 06.05.08
Число обращений: 444

  • Дятченко Леонид Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``