- Я отработала более 20 лет врачом-психиатром. Причем начинала как обычный врач, потом была завотделением, начмедом, главным врачом. Основное направление - судебная психиатрия. Более 10 лет мне довелось быть председателем судебно-психиатрической экспертной комиссии. Перед отъездом в 1998 году в Москву я занимала должность замминистра здравоохранения Республики Тыва.
- А почему вы решили пойти в депутаты?
- Это было предложение политсовета "Единой России". Упор сделали на то, что я достаточно хорошо знаю регион Республики Тыва и смогу компетентно представлять его интересы на федеральном уровне.
- Есть ли у вас какие-то ученые степени?
- Нет. У меня всегда было больше желания заниматься практикой, клиникой и лечением, чем научными исследованиями. Я являюсь врачом высшей категории и заслуженным врачом России.
- Какие встают перед вами в сфере медицины и здравоохранения?
- Вы знаете - они одни и те же по всей стране. Везде изношенное оборудование, ветхие здания. проблемы с автотранспортом, мягким инвентарем, медикаментами...
- А то, что предусмотрено по национальному проекту "Здоровье", дошло до Тывы?
- Конечно, все дошло, и в общем нацпроект работает. Вижу один серьезный "минус". Прежде чем работать по нацпроекту, местным властям нужно было обязательно согласовывать с Минздравсоцразвития Россиисписок тех населенных пунктов, куда должно было поставляться дорогостоящее импортное оборудование. Сейчас же эта техника поступает порой в весьма отдаленные районы огромной республики размером с несколько Франций и населением в 300 тысяч человек. Там, на окраинах, новое высококлассное оборудование ни работать, ни оправдывать себя не будет. Кроме того, при поставках новейшего оборудования в дальние районы сразу же встает вопрос о кадрах для обслуживания этой техники, об обеспечении ее комплектующими.Необходимо как можно скорее вернуть его в наиболее доступные для населения центры, где человек сможет получить в максимальном объеме многостороннее обследование.
Понятно, что Тыва - это только один из регионов страны со сходной проблемой.
- Войдя в состав Комитета Госдумы по охране здоровья, вы возглавили подкомитет по нацпроектам и медико-социальным проблемам. Каковы планы на ближайшую перспективу?
- Прежде всего предстоит большая работа по преобразованию нацпроекта "Здоровье" в государственную программу.
Но и помимо нацпроекта существует масса федеральных программ по различным заболеваниям, например по туберкулезу. Когда я осенью была в Тыве, мы столкнулись с тем, что в противотуберкулезном диспансере больным было отменено лечение из-за недофинансирования по федеральной программе. Чтобы помочь людям, пришлось срочно найти спонсоров для закупки препаратов. Лекарства на миллион рублей поступили в ЛПУ. В дальнейшем деньги от государства все-таки были получены.
Наконец, сейчас мы приступили к разработке правовых основ Концепции развития здравоохранения - основных определений, терминов, понятий.
Я вхожу в Экспертную комиссию Госдумы РФ по законотворчеству.
В моих личных планах - работа по совершенствованию системы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. Особенно внимательно следует отнестись к проблеме реабилитации подростков, имеющих хорошую мотивацию на получение трудовой специальности, но не располагающих физическими или финансовыми возможностями.
- В чем вы видите сложности реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения?
- Она исполняется, но, к сожалению, не так, как хотелось бы. Это больной вопрос для всех практикующих врачей. Множество внутренних инструкций и приказов ограничивают врача и, следовательно, больного в расходах и ассортименте лекарств. Если врач выпишет больше, потом ему придется объясняться с администрацией. Бывает так, что поликлиника прикреплена к одной аптеке с ограниченным ассортиментом. Можно, конечно, дожидаться выполнения заказа, но это может иметь негативные последствия.
- Что вы можете сказать о платных услугах в государственном секторе медицины?
- Я считаю, что пока лечебные учреждения не смогут обойтись без платных услуг как дополнительного источника финансирования, в том числе идущего на зарплату и на развитие учреждения. Но государство должно четко рассчитываться с медицинскими учреждениями за те объемы помощи, которые гарантировало населению. А для этого нужно, чтобы был принят адекватный пакет госгарантий, в котором пропишут соответствующие обязательства.