В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблема развития личности студента в вузе Назад
Проблема развития личности студента в вузе
Несомненно, что качество вузовского обучения непосредственно зависит от уровня развития вузовской науки. К сожалению, необходимо констатировать, что ситуация с развитием отечественной вузовской науки является сложной. В вузах исчезают научные школы, исчезают ученые - эта профессия вымирает. Научная деятельность в настоящее время является одной из самых непопулярных. Лишь 2% молодых людей хотели бы пойти в науку и лишь 0,5% считают эту деятельность престижной. Выросло уже целое поколение, которое не умеет получать удовольствие от научного творчества, и, прежде всего, потому что не видит перед собой соответствующих образцов для подражания. Однако, как считают психологи, именно для развития творческого потенциала такие образцы являются обязательными. Только большой ученый может воспитать достойных учеников. Вузовские преподаватели же вынуждены зарабатывать на жизнь, они "бегают по кругу" по различным вузам и превращаются в посредственных урокодателей. Наука же не терпит суеты. Одной из причин того, что творческий потенциал многих молодых людей не получает необходимого развития, является сложившаяся ортодоксальная практика вузовского обучения, в которой элемент научной дискуссии, обеспечивающей развитие творческого мышления, к сожалению,практически отсутствует. Плохую роль тут играет тестирование, которое не оставляет поля для развития мышления, а вынуждает вузы заниматься банальным "натаскиванием" на определенный понятийный аппарат, превращая гипотезы в аксиомы. Такой подход дискриминирует развитие научного мышления, которое может формироваться лишь как критическое, неаксиоматическое. Развитие науки возможно лишь через развитие научных школ. Если их нет в вузах, то невозможно говорить о формировании нового поколения вузовских ученых, которые также воспитают достойных себе учеников. Только тогда вузовская практика позволит выращивать молодые таланты, когда вести занятия будут люди с высоким творческим потенциалом, постоянно занимающиеся научной деятельностью, а не только по необходимости - в течение очень небольшого промежутка времени, когда они делают диссертации. Поэтому я думаю, что продуктивным является лишь возникновение новых вузов, которые формируются на базе научных центров. Пример принципиальной эффективности такого подхода демонстрирует Российская академия образования, в частности образцом такого подхода может служить Университет Российской академии образования и Научно-образовательный центр Российской академии образования в городе Сочи, на базе которого успешно функционируют различные учебные заведения, обеспечивающие высокий уровень подготовки студентов.И Университет, и Научно-образовательный центр являются структурами Российской академии образования, где сосредоточена основная российская психолого-педагогическая наука. Не удивительно, что исследования ученых этих структур оказались востребованными не только в нашей стране, но и за рубежом. При этом многие научные сотрудники Университета и центра преподают студентам. Студенты же, в свою очередь, имеют возможность регулярно видеть перед собой высокие образцы творческого мышления и регулярно общаться с людьми, которые делают реальную науку. Поэтому дух и культ науки пронизывает значительную часть учебного процесса. Современный этап развития нашего общества подтверждает тезис о том, что воспитание молодежи гораздо важнее вооружения ее так называемыми знаниями, не опосредованными каким-либо нравственным стержнем. Вся история человечества является примером того, как образованные люди занимались порабощением и уничтожением других людей и целых государств. К сожалению, система образования сегодня очень далека от реалий современного общества. В частности, она не учитывает реальный социокультурный опыт, который ребенок, подросток получают в обществе. На телеэкране, в политике, за окном царят приоритеты, далекие от ценностей, которые проповедуют педагоги. Известно, что наиболее значимую роль в развитии личности играют образцы для подражания. Наиболее значимы в психологическом плане телевизионные образцы, модели поведения и общения, поскольку они всегда эмоционально насыщены. В связи с этим так колоссально важна и определяюща роль телевидения в воспитании молодежи. Сегодня таким образцом для подражания является постоянно что-то жующий и пьющий, очень сексуально озабоченный субъект, целью жизни которого является выиграть миллион. В сфере его жизненных интересов отсутствует патриотизм, желание создать семью, вырастить детей, помочь другим людям, уважение к старикам, умение получать удовольствие от общения с культурой - от того, что делает человека человеком. К сожалению, современное телевидение ведет целенаправленную работу по разрушению в молодом человеке всего человеческого. Сегодня мы пожинаем эти плоды телевизионной антикультуры, которая активно формирует у молодых людей деструктивный социокультурный опыт. Очень жаль, что голос ученых-педагогов и психологов на эту тему звучит все реже. Без решения данной проблемы, без учета этого уже сложившегося у очень многих молодых людей негативного опыта и его коррекции не будет развиваться экономика нашего государства, поскольку молодежь, которая приходит в нее - не видит на экране других жизненных целей кроме культа насилия, жестокости, эгоизма, пустого времяпрепровождения, патологических форм поведения. Все эти антиценности не могут быть источником развития как отдельной личности, так и любого государства. Такая телевизионная антикультура отсутствует во всех цивилизованных странах мира. То, что мы видим на экране - это не американское и тем более не европейское телевидение. Наша система образования очень консервативна и продолжает строить свою работу так, как будто она является единственным и наиболее значимым фактором развития личности. В работе любых звеньев системы образования акцент продолжает делаться на учебных программах, наличии всевозможной документации, постоянно дискутируются вопросы: больше или меньше давать часов на тот или иной предмет, какие учебники выбирать. Однако за имитацией этой бурной активности игнорируется то, что наиболее значимым фактором развития личности является ее эмоционально опосредованный социокультурный опыт, который в настоящее время является разрушительным для нравственного развития личности. В противостоянии между системой образования и масс-медиа всегда выиграют последние, именно поэтому задача педагогов сегодня состоит в том, чтобы противостоять агрессивному влиянию антикультуры и антигуманистических ценностей. Именно в этом видим мы сегодня основной путь выхода российского общества и системы образования из сложившегося кризиса общества.

Гуманизация образования No1.2008, 18.04.2008

http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/182/publications/1080

Док. 442527
Перв. публик.: 18.04.08
Последн. ред.: 04.05.08
Число обращений: 224

  • Берулава Михаил Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``