В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Газеев: О сопоставлении и анализе формирования и деятельности органов государственной власти в СССР и РФ Назад
Евгений Газеев: О сопоставлении и анализе формирования и деятельности органов государственной власти в СССР и РФ
или некоторые размышления по ходу Федеральной избирательной кампании 2007 года)
В Союзе Советских Социалистических Республик формирование, и функционирование деятельности основных органов государственной власти были построены на принципах демократического, в философском понимании того времени, выбора, а также демократической, в своей основе, функциональной деятельности и отчетности.
Почему не употребляю термин "партийного", попробую объяснить в ходе дальнейшего изложения.
Избирались партийные (КПСС) органы, как представители основной руководящей и направляющей силы (обратите внимание не государства, не народа, а) общества. Избирались законодательные (представительные) органы власти: Верховный Совет СССР "две палаты - Совет Союза и Совет Национальностей, Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (аналогичные во всех союзных республиках), Верховные Советы Автономных республик, краев, областей, и Советы территориальных (городских, районных, поселковых) образований внутри данных субъектов.
Основными чертами формирования руководящих органов власти того времени была их численность: ЦК КПСС - 412 чел., Верховный Совет СССР-750 деп. Совета Союза + 750 деп. Совета Национальностей = 1500 чел., Верховный Совет МАССР- ок. 300 чел.
Сегодня (в сравнении) высший руководящей орган партии "Единая Россия" - 45 чел., Государственная Дума и Совет Федерации - 450 + 178 = 528 чел., Государственное Собрание Республики Мордовия - сейчас 48 депутатов.
Рассуждать о масштабах представительства, а значит и решаемых задачах, исходя из элементарных сопоставлений, не имеет никакого смысла.
Советская система формирования и деятельности органов государственной представительной власти выстраивалась с учетом исторического опыта Великой Французской революции, создания коллективных органов народного управления в годы первой Русской революции 1905- 1907 г.г., армейских и прочих Советов появившихся в России после Февральской революции 1917 года.
Есть в этом процессе и заслуга Мордовии.
"Рузаевская Республика" стала первой попыткой образования института власти простого народа на отдельно взятой территории.
Редкий, уникальный случай в истории Мордовии, к сожалению недостаточно исследованный нашими учеными. Смелая, даже скорее, отчаянная, крайне рискованная деятельность машиниста Байкузова, его товарищей, взявших на себя колоссальную ответственность, по праву сегодня заслуживают и удивления, и понимания, и не только в среде республиканской научной общественности.
Основным критерием выбора, во все соответствующие руководящие органы, в том числе и партийные, были правила, при которых, выдвижение кандидатур происходило "с низов": от производственных, научных, творческих и других коллективов.
Принцип, по которому выстраивалась такая система, это взаимоувязанная между коллективом и кандидатом ответственность, доверие, контроль.
Исходя, в том числе и из этих постулатов, в то время, органы власти практически не потрясали бесконечные скандалы, склоки, присутствие в них асоциальных элементов.
Следующий критерий заключался в том, что выборные органы власти, в обязательном порядке, должны представлять собой, в реально существующих пропорциях, социальный, национальный, партийный, возрастной и иные срезы общества.
КПСС, как таковая не поглощала в себя выборные процессы институтов государственной власти. Сейчас, если рассуждать утрированно, как обычно это и происходит, то партии можно приписать все, что угодно, но это дает только искаженные посылы, в том числе и в объективном анализе состояния современной России.
У коммунистической партии, в любом избирательном процессе того времени, были, даже не совсем прямые политические и организационные функции, КПСС, в этих процессах, в большей степени, представляла из себя структуру, которая не навязывала обществу своих конкретных представителей, а регулировала соблюдение правил социалистической избирательной системы.
На этот счет просто приведу конкретные примеры из своих наблюдений в бытность работы в партийных органах.
Да, было то, что мы, как бы, "подгоняли" предполагаемый численный состав будущих органов представительной власти под 50 и даже, чуть более 50% из представителей рабочих и крестьян.
Но конкретных кандидатов партийные органы заранее не называли никогда. ЦК КПСС, обкомы, райкомы обращались по этому поводу на места: к профсоюзам, комсомолу, союзам творческих и других работников.
Те, определившись с кандидатами, обращались, за их выдвижениям, к трудовым коллективам, где эти кандидаты находились. Трудовой коллектив, приняв свое решение, в свою очередь, обращается за поддержкой к другим трудовым коллективам, находящимся в пределах границ избирательного округа. Потом, эти суммарные решения рассматриваются избирательной комиссией, которая и принимала окончательное решение.
Приведу характерный пример, по выдвижению кандидата в депутаты ВС СССР по территориальному избирательному округу МАССР.
Допустим, выдвигалась кандидатура, Первого Секретаря ОК КПСС Анатолия Ивановича Березина (интересная была фигура и в личностном плане, и в историческом аспекте), так этот вопрос, предварительно, обсуждался во всех трудовых и других коллективах и только после этого, с его личного согласия, утверждался в качестве кандидата в депутаты.
Система выборов была сложная, многоступенчатая, многоуровневая, всех сопутствующих ей вопросов, КПСС, просто, физически решить не могла.
Тогда, в сравнении с сегодняшним днем, действительно можно сказать, что выборный процесс, так, или иначе, затрагивал и привлекал к участию все слои общества и каждого гражданина в отдельности.
Теперь, по вопросу о том, почему, советские законодательные (представительные) органы власти были весьма посолиднее современных. Причина проста: допустим ВС СССР - так, он, не только формировал и утверждал Государственный Бюджет, но и осуществлял прямой контроль над использованием финансовых (бюджетных) средств.
Следующий, не маловажный фактор, свидетельствующий об истинно демократических принципах обустройства высших представительных органов власти советского периода: там не было осуществление руководства органом от одного лица, как Председателем ГД ФС РФ. В структуру ВС СССР, например, был встроен коллегиальный, постоянно действующий, исполнительно-руководящий орган в лице Президиума, а Председатель Президиума, без его официального решения, не мог самостоятельно сделать, абсолютно ничего.
Система государственной власти СССР была выстроена по оптимально рациональной схеме: каждый, кто наделен, какими то бы ни было, властными полномочиями, в обязательном порядке, подчинялся кому - то еще (в отличие от Президента РФ), а меньшинство было подотчетно большинству.
Органы управления советского периода ранжировались в строгом соответствии их определенного статуса: союзные, федеральные, областные, местные. Если эти органы осуществляли представительную власть, они обязательно избирались, если исполнительную, то обязательно назначались и контролировались представительной властью. В этой связи, почему - то, сами собой, приходят на память: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Безопасности РФ и Борис Абрамович, и что - то еще олицетворяющее сегодняшние государственные реалии.

30.04.2008 г.
http://www.kprf13.ru/doc_2795.html

Док. 442129
Опублик.: 30.04.08
Число обращений: 597

  • Газеев Евгений Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``