В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Ярославова: `Создание Общественной палаты - это эксперимент по созданию коллективного разума`: Назад
Светлана Ярославова: `Создание Общественной палаты - это эксперимент по созданию коллективного разума`:
ИА REGNUM продолжает серию публикаций, посвященных Общественной палате Российской Федерации. По просьбе ИА REGNUM свой взгляд на новый орган, его сущность и перспективы, высказала член Общественной палаты директор Автономной некоммерческой организации "Центр изучения гражданских инициатив" (Тюмень) Светлана Ярославова.

REGNUM: Светлана Борисовна, вы представляете в Общественной плате Тюменскую область. Расскажите, пожалуйста, о вашей работе в регионе.

Основным видом своей деятельности я считаю построение институтов гражданского общества. Для этой цели мною и другими участниками Гражданского форума Тюменской области был организован "Центр изучения гражданских инициатив" и учреждена газета "Гражданская трибуна". Идея состояла в том, чтобы инициировать гражданские проекты и программы, актуализировать те ценные предложения, которые могли бы быть внесены в область принятия решений на местном уровне.

И нам это удалось. В частности, такой институт гражданского общества, как Общественный совет города Тюмени, построен как раз по этому принципу - минимум критики, максимум конкретных, конструктивных предложений. За полгода этот Общественный совет разработал и начал внедрять в практику несколько проектов - "Детский спорт", "Народная торговля", "Тюменская опера" и "Социальная ипотека". Это одна из схем по накоплению жилищных вкладов, которая была разработана на основе социологического опроса жителей области. В результате был выявлен комплекс требований, которые граждане предъявляют в процедуре накопления вкладов. Основное требование - защита вклада от инфляции и роста цены на кв. метр. Разработанную нами программу мы попытаемся адаптировать к механизму реализации Национального проекта "Доступное жилье - гражданам России". В рамках общественных советов по контролю за реализацией национальных проектов мы будем продвигать его на уровень Уральского федерального округа. Надо отметить, что эта программа применима к любым регионам.

REGNUM: Вы удовлетворены тем контактом с властью, который есть на уровне города и области?

Отношения с властью у нас нормальные. Являясь посредниками между властью и обществом, мы находим возможности для конструктивного диалога. Наша цель - донести идеи гражданского общества до власти. Когда ко мне приходят граждане с предложением сделать что-то, я говорю: "Давайте подумаем, как сформулировать ваше предложение, чтобы власть его поняла и приняла в соответствии с действующим законодательством". Таким образом, мы работаем в роли "переводчиков", и после этого органы власти города и области решают заданную проблему "автоматически". А иначе - годы хождения по коридорам чиновников. В частности так было с монетизацией льгот. Мы собрали большое количество сигналов от граждан, что именно неприемлемо для них в сложившейся ситуации, и власть откорректировала свои действия. В результате процесс монетизации в прошлом году у нас прошел достаточно гладко.

Отношения с властью должны быть конструктивными. Мы не оппозиция. Институты гражданского общества, которые у нас есть - Гражданский форум, Общественный Совет - работают именно в этом духе. Мы вместе сидим за одним столом на равных, мы приглашаем власть к диалогу, и чиновники самых высших уровней всегда откликаются и приходят.

REGNUM: В ходе формирования последней трети Общественной палаты Российской Федерации во многих регионах активность была так низка, что ощущался недостаток кандидатур на членство в палате. Как обстояли дела в Тюменской области?

Действительно, было такое ощущение, что это происходит где-то далеко и не для нас. Вот Общественный совет города, Гражданский форум области - это рядом, а Общественная палата далеко, и люди не понимают, каким образом она напрямую связана я их интересами. У нас есть около ста активных общественных объединений; лидеры их, конечно, люди политически грамотные и активные, они понимали, зачем нужна Общественная палата. Мы создали инициативную группу, и в целом у нас в Тюменском регионе все прошло нормально. Если даже были какие-то отдельные высказывания о том, что Общественная палата не нужна, или это какой-то декоративный орган, это не было общим мнением.

Кстати, от Тюменской области в Общественную палату прошли двое, что удивительно, потому что некоторые регионы вообще не получили представительства. Кроме меня был избран еще академик Владимир Павлович Мельников, представляющий научную элиту нашей области.

REGNUM: В какой комиссии Общественной палаты вы планируете работать?

Сначала я предполагала работать в Комиссии по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в национальных проектах, которую возглавляет Мария Слободская, но потом пришла к выводу, что это у меня уже все есть. Я уже вхожу в Совет общественного контроля на уровне Уральского федерального округа и курирую в рамках округа вопрос по реализации национального проекта "Доступное жилье". Будет полезно поработать в другой комиссии. На первом пленарном заседании я познакомилась с Александром Шохиным, который был избран главой комиссии по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства. Он сделал мне предложение войти в состав его комиссии, тем более, что она тоже будет заниматься реализацией национальных проектов, только в плане выработки экономического механизма. Также есть намерения сотрудничать с Комиссией по развитию интеллектуального потенциала нации, так как от Ярослава Кузьминова тоже поступило предложение о сотрудничестве. В частности, меня привлекает Комиссия по вопросам глобализма и национальной стратегии и развития Андраника Миграняна, поскольку я футуролог и 20 лет занимаюсь социальным прогнозированием.

Но самая главная задача, как я считаю, состоит в том, чтобы сформировать среди региональной части, которая практически не вошла в управляющие органы Палаты, четыре рабочие группы по реализации национальных проектов.

REGNUM: Многие аналитики считают, что регионалам в Общественной палате отведена роль статистов, функция которых - собираться несколько раза в год, чтобы проголосовать за решения, которые будут вырабатываться в Москве. На ваш взгляд, это правильное представление?

Я считаю, что все будет зависеть от личности, от активности человека. Дифференциация произойдет в процессе работы. Комиссии тоже, видимо, не будут одинаково активно и эффективно работать. Мы, регионалы, с самого начала ориентированы именно на работу в регионе. Никто из нас не обольщался насчет того, что будет работать в Москве. Но теперь, когда у нас есть полномочия, которые прописаны в Законе "Об Общественной палате", нам будет легче решать вопросы в регионе.

REGNUM: То есть членство в Палате усилит ресурс ваших организаций на местах?

Естественно. Это ресурс, прямо скажем, - президентский, поскольку Президент является инициатором создания Палаты, и Палата работает под его патронатом. Мы не собираемся использовать авторитет Президента для того, чтобы давить на местную власть, но те задачи, которые стоят перед институтами гражданского общества в регионе, усиленные полномочиями членов Общественной палаты, конечно, намного эффективнее.

REGNUM: А в масштабах станы в целом считаете ли вы Общественную палату рабочим органом или скорее декоративным?

Надеюсь, что она будет рабочим органом. Президент сказал совершенно четко - нет никаких ограничений для инициации гражданских инициатив, создания рабочих групп и т.п. Могут возникнуть обстоятельства чрезвычайные, неожиданные, и мы как Общественная палата должны будем думать о том, как решать их, как помогать людям в этой ситуации. Кстати, кое-какие наболевшие вопросы не вошли в перечень тех задач, которые ставят перед собой комиссии. Абсолютно отсутствует молодежная и детская тематика. А промышленность и сельское хозяйство? Думаю, они возникнут в виде каких-то рабочих групп. Нельзя сразу предусмотреть все.

Но сколько бы рабочих групп мы ни создавали, эффективность Палаты зависит не от количества комиссий, рабочих групп и так далее, и даже не от объема финансирования. Сама по себе задача, которую ставит перед собой рабочая группа, это всего лишь инструмент для отработки механизма принятия коллективных решений. Мне кажется, что создание Общественной палаты это своеобразный эксперимент по созданию эффективного высокоинтеллектуального коллективного разума, новой формы общественного сознания, которой раньше не было.

Президент неслучайно сделал акцент на том, что обществу остро необходима консолидация, преодоление всякого рода конфликтов, противоречий - всего того, что нас разъединяет. Сегодня в обществе становится неприличным, почти незаконным быть нетолерантным, быть нетерпимым, агрессивным или конфликтующим. Мы уходим от модели общества, в котором преобладала критика. Критика это анализ ситуации. Очень хорошо, сделайте анализ за пять минут, и давайте потратим основное время на то, чтобы подумать как жить дальше.

Тот факт, что Президент просит общество консолидироваться, и задает, на мой взгляд, тон этому собранию. Общественная палата, как мне представляется, должна продемонстрировать, каким образом это происходит, подать пример остальным социальным группам и слоям населения. В ней собраны разные представители: и звезды, и академики, и простые люди. Причем они все равноценны, хотя и не равнозначны. Ранги разные, уровень приближенности к власти разный, сословия даже разные. Здесь как в капле воды представлено все общество. Это очень похоже на репрезентативную выборку, но, может быть, не всего населения, а его интеллектуальной или наиболее активной части. Палата - это модель гражданского общества.

REGNUM: Вы считаете, что движение идей между Общественной палатой и обществом должно быть направлено сверху вниз?

Нет, это должно быть двунаправленное движение. В регионе мы уже отработали систему этих взаимоотношений. Сначала изучаем потребности общества, а потом корректируем решение, которое идет сверху, - оно должно соответствовать этой потребности.

REGNUM: Сейчас, после того, как прошло первое пленарное заседание, члены Палаты разъезжаются по регионам. А как же важнейшая организационная стадия процесса - распределение членов Палаты по комиссиям, создание рабочих групп, определение законопроектов для экспертизы?..

Эта работа пройдет очень быстро, в течение недели - двух. Аппарат палаты выяснит у всех членов их пожелания и распределит их по комиссиям. Сейчас меня больше интересует другое - те возможности, о которых говорил президент, по продвижению гражданских инициатив на более высокий уровень и их реализация.

Единственное, чего я опасаюсь, что этап организации затянется. Срок жизни палаты - всего два года, и если полгода мы будем раскачиваться, то это неоправданно большая роскошь. Мы просто не имеем на это права. Практически все представители регионов, с которыми мы обменивались мнениями, уехали с некоторой досадой, что не успели сразу же включиться в работу. Но, думаю, что скоро все будет наоборот, и возникнет другая проблема - как все успеть, и какие при этом использовать ресурсы. Пока мы ориентируемся на свой личный потенциал и доверие Президента.

www.regnum.ru/news/581543.html
30.01.2006

Док. 441956
Перв. публик.: 30.01.06
Последн. ред.: 29.04.08
Число обращений: 312

  • Ярославова Светлана Борисовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``