В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кацыв П.Д.: НОВОМУ ТРАНСПОРТУ - УМЕЛОГО ВОДИТЕЛЯ Назад
Кацыв П.Д.: НОВОМУ ТРАНСПОРТУ - УМЕЛОГО ВОДИТЕЛЯ
Кадры решают все. Эта пришедшая из советского индустриального прошлого фраза сегодня, пожалуй, вновь обретает особую актуальность. В известном смысле, сейчас повторяется ситуация начала 30-х годов, когда реформировалась экономика страны, отрасли насыщались новой техникой и технологией, а специалистов нового профиля катастрофически не хватало. О нехватке кадров, которая создает угрозу поступательному росту экономики Подмосковья, с тревогой говорил Губернатор Московской области Б. В. Громов на областном совещании 4 февраля по подведению итогов работы Правительства Московской области за 2004 год.

В целях повышения качества подготовки кадров Правительство Московской области 29 марта 2005 года приняло Постановление "О Московской областной комиссии по проблемам организации подготовки и аттестации кадров отраслей транспорта и промышленности". О проблеме кадров в транспортном комплексе Подмосковья и путях ее решения мы попросили рассказать Заместителя Председателя Правительства Московской области - министра транспорта Правительства Московской области Петра КАЦЫВА.

- Петр Дмитриевич, как обстоят сегодня дела с подготовкой кадров на транспорте?

- В 90-е годы почти перестала работать система повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, от рабочих специальностей до управленцев высшего звена. Равноценной замены ей не создано, поэтому проблема кадров в ближайшем будущем может стать тормозом развития транспортного комплекса.

Посмотрите, в последние годы на транспорте появились принципиально новые автобусы, в том числе отечественного производства. Для их эксплуатации требуются водители и ремонтники иного уровня квалификации. В отрасли внедряются передовые технологии - спутниковая навигация, автоматизированные системы, в том числе с использованием мобильной телефонной связи, что также требует новых специалистов.

- Последние годы отмечены ростом дорожно-транспортных происшествий. И здесь немалую роль играет кадровая проблема.

- Вы правы. Снижение уровня профессиональной подготовки водителей и ремонтников непосредственно влияет на рост аварийности. Технически неисправный автомобиль и неквалифицированный водитель - это прямой путь к дорожно-транспортному происшествию. Водителями автобусов сегодня нередко становятся люди, окончившие краткосрочные курсы и работавшие ранее на других видах подвижного состава. А ведь речь идет о перевозках людей. Этот вид деятельности требует особого умения и богатой практики. Таким образом, кадровая проблема самым тесным образом связана с вопросами обеспечения безопасности жизни и здоровья людей.

- Да, техника не может ожить без грамотных специалистов. Но ведь кадры нужны не только для технического обеспечения, но и для управления транспортным комплексом в новых рыночных условиях.

- У нас сейчас уже иссяк кадровый резерв руководителей. Сегодня руководитель предприятия должен быть не только хозяйственником или инженером, но и крупным менеджером. Организаторам производства нужны новые знания о методах управления. Что такое менеджмент в современном понимании, бизнес-план, транспортная телематика и многое другое, наши специалисты, порой, плохо себе представляют. Многие из них учились в вузах еще в советское время, когда понятие рыночная экономика было абстрактной категорией.

За прошедшие годы транспорт боролся за выживание, и финансовых средств на переподготовку кадров просто не было. Сейчас многих руководителей, образно говоря, пора опять сажать за парту. Но и отечественная школа подготовки и переподготовки кадров также нуждается в совершенствовании в соответствии с реалиями сегодняшней жизни.

- Что предполагается сделать для улучшения ситуации?

- Улучшение кадровой ситуации - это серьезнейшая общенациональная проблема и ее необходимо решать на государственном уровне. Перед нами стоит задача внедрения новых организационно-экономических механизмов в сфере подготовки, повышения квалификации и аттестации кадров. Необходимо создание целостной отраслевой регулируемой системы подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов транспортного комплекса. Важным шагом на этом пути стало создание Правительством Московской области комиссии по проблемам организации подготовки и аттестации кадров

- Расскажите немного об этой Комиссии?

- Она координирует взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления Московской области, организаций транспорта и промышленности и образовательных учреждений по вопросам организации подготовки и аттестации кадров. Таким образом, здесь мы применяем территориально-отраслевой принцип взаимодействия, когда местные власти и отрасль совместно решают возникающие вопросы. Главная задача Комиссии - выработка единой, согласованной политики по вопросам формирования кадрового потенциала и оказание содействия отраслям транспорта и промышленности Московской области в обеспечении квалифицированными кадрами, в том числе рабочих специальностей.

- Что предполагается сделать на первом этапе работы?

- Надо организовать квалифицированный мониторинг промышленности и транспортного комплекса Московской области. Мониторинг позволит спрогнозировать потребность отраслей в специалистах разных уровней - от рабочих до менеджеров высшего управленческого звена. На этой базе будут выработаны конкретные планы и программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников отрасли.

Основным методическим "куратором" всех программ на автотранспорте по заданию Министерства транспорта могут стать на договорной основе ведущие вузы страны по соответствующему профилю. К работам обязательно должны быть привлечены также другие вузы, техникумы, колледжи и учебно-курсовые комбинаты. Вся система должна строится не на жесткой командной вертикали, а на договорной основе. Это обеспечит гибкость взаимодействия образовательных структур и их материальную заинтересованность.

- А как организационно может быть реализована поставленная задача? Ведь Комиссия - это совещательный орган.

- Организатором всех работ на областном уровне могут стать специализированные Государственные учреждения, которые должны быть созданы по отраслевому принципу. Общая координация всей проблематики останется за комиссией, а непосредственное руководство должны возглавить соответственно Минтранс и Минпронауки области.

- Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию с распределением молодых специалистов?

- Один из самых существенных концептуальных недостатков прошедшего десятилетия и нынешнего этапа развития - вера во всесилие рынка и саморегуляцию всех процессов. Жизнь показала, что так не получается. Необходимо воссоздать систему распределения молодых специалистов - выпускников ВУЗов и колледжей. Будущий специалист отрасли должен знать и понимать, что его ждет по окончании учебы. Здесь как раз и требуется тесная связь отрасли и учебных заведений.

Отраслям необходимо заявлять о своих потребностях в кадрах, как по количественным, так и по качественным характеристикам. Юридически и организационно связь студента или учащегося с будущим местом его трудовой деятельности должна начаться как минимум с производственной практики. Сегодня производственная практика в учебных заведениях свелась к формальному процессу. На деле же она должна стать предметом договора между студентом (учащимся), образовательным учреждением и предприятием (хозяйствующим субъектом), где предполагается работа молодого специалиста.

- Раз мы говорим об усилении регулирующих начал, то видимо процесс подготовки кадров требует серьезной государственной поддержки?

- Если мы хотим сдвинуть дело с мертвой точки, то без участия государства не обойтись. Особенно на начальном этапе. Для финансирования процессов подготовки и повышения квалификации кадров потребуется изыскание дополнительных бюджетных средств. Ведь многие предприятия, например, пассажирского автомобильного транспорта, в настоящее время реально не имеют для этого свободных финансовых ресурсов. В дальнейшем доля бюджетного финансирования, естественно, должна сократиться, уступив место средствам хозяйствующих субъектов. Однако, на наш взгляд, только такой подход позволит создать материальную основу системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников транспортного комплекса Московской области.

- Наверное, вместе с подготовкой и переподготовкой кадров стоит поднять и престиж профессии автотранспортника.

- Эти процессы должны идти параллельно. Тут одними лозунгами и призывами ничего не удастся сделать. Раньше, к примеру, труд водителя автобуса и высоко оплачивался, и героизировался. Вспомните фильмы "Дело Румянцева", "Живет такой парень". Образы простых героев водителей знала вся страна. С них хотелось брать пример. Подобная героика, наряду с хорошей зарплатой, поднимала престиж профессии водителя, стимулировала приток кадров, создавала профессиональную этику автотранспортников. Думаю, этот опыт будет возрождаться с общим улучшением ситуации на транспорте.

Беседу вел Николай Шефов

Ежедневные новости. Подмосковье

Док. 441829
Перв. публик.: 13.04.05
Последн. ред.: 28.04.08
Число обращений: 366

  • Кацыв Петр Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``