В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Москвин-Тарханов: Предложенная Грефом схема рассчитана на спекулятивные деньги Назад
Михаил Москвин-Тарханов: Предложенная Грефом схема рассчитана на спекулятивные деньги
Новая инициатива главы Минэкономразвития по снижению выкупных платежей за землю под предприятиями наверняка не останется незамеченной постоянными оппонентами Германа Грефа из московского правительства. Мэр Юрий Лужков, завершавший вчера свой визит в Дюссельдорф, не успел отреагировать на высказывания г-на Грефа в Белом доме и в очередной раз обвинить министра в пособничестве земельным спекулянтам. Однако в том, что позиция столичных властей по вопросу о приватизации земли остается неизменной, корреспондента "Времени новостей" заверил председатель комиссии Мосгордумы по нормативной базе перспективного развития и градостроительства Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ.

- Михаил Иванович, на заседании федерального правительства Герман Греф предложил выкупать земли под приватизированными предприятиями по цене, не превышающей 20% от их кадастровой стоимости. Как вы это прокомментируете?

- Суть всех предложений Германа Грефа в том, что он хочет выбросить на рынок большое количество земельных участков. С одной стороны, это неплохо - вы, как владелец некой недвижимости, выкупаете земельный участок и пускаете свой единый имущественный комплекс в оборот: продаете его, привлекаете инвестиции и т.д. Но предложенная МЭРТ схема предусматривает приватизацию земли по цене в десятки раз ниже рыночной. При последующей ее перепродаже возникает хорошая маржа, и весь вопрос заключается в том, кому достается разница между выкупной и рыночной ценой.

- И кому, по-вашему?

- Если вы арендатор земельного участка и собираетесь жить в своем здании долго и счастливо, то при близких ставках аренды и земельного налога вам в общем-то нет смысла его приватизировать. Вы будете выкупать землю только под развитие своей территории - по крайней мере так происходит в 80% случаев. Конечно, могут быть и другие соображения: объединить имущественный комплекс или обеспечить кредит. Но в основном землю выкупают именно под развитие, чтобы иметь возможность снести свою недвижимость, реконструировать ее.

Однако на этом этапе начинает действовать уже другое законодательство - градостроительное. В соответствии с новым Градостроительным кодексом РФ, также разработанным в ведомстве Германа Грефа, регулирование градостроительного процесса изымается у Москвы и других субъектов федерации. То есть МЭРТ пытается создать ситуацию, при которой на рынок в большом количестве поступят земельные участки с не до конца оформленной документацией и с неясным назначением. Что происходит дальше? Собственник, выкупивший по дешевке земельный участок под своим объектом, готов пустить его в оборот. Он ищет инвестора, но тот осторожен: "Есть большой риск - я не очень понимаю, что на этом участке можно строить, какие коммуникации к нему подходят, какие градостроительные планы?" И вот тут появится посредник-благодетель, который предложит оформить всю документацию на участок, причем не на городском, а на федеральном уровне, и пустить землю в оборот уже по рыночной стоимости.

- То есть разница достанется посреднику?

- Мы говорим об очень специфической форме земельной спекуляции, которая может осуществляться в разных формах. Предложенная Грефом схема предполагает, что в строительный бизнес придут короткие спекулятивные деньги. Причем - будем называть вещи своими именами - деньги, аффилированные с соответствующими федеральными структурами. Городские власти и власти субъектов федерации максимально отжимаются от этого процесса.

- Но Москва еще надеется противостоять этой схеме?

- Город может показать большой шиш. У нас есть серьезные инструменты противодействия земельным спекуляциям на территории Москвы - проработанное градостроительное законодательство, единая ценовая политика и многое другое. Давить на нас федеральным законодательством тоже не получится. Градостроительный кодекс так плохо сделан, что "федералы" сами запутаются в его реализации.

Заставить нас строить коммуникации под федеральные объекты тоже нельзя - они строятся по определенному плану, кроме того, за них надо будет заплатить.

Ну и, наконец, если правительство и попытается явочным порядком приватизировать земельные участки по федеральному законодательству и привлечь на них инвесторов без участия Москвы, то все равно никто на такой участок не придет. Ни один инвестор не возьмется за проект, если он не входит в Генеральный план города, если он не утвержден планами развития округов и районов, если на это нет соответствующих энергетических мощностей. Инвестор возьмет землю только на условиях правительства Москвы и в соответствии с законами Москвы.

Александр Гудков
Время новостей, 11 февраля 2005 г.

Док. 441814
Перв. публик.: 11.02.05
Последн. ред.: 28.04.08
Число обращений: 319

  • Москвин-Тарханов Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``