Михаил Москвин-Тарханов: Москва еще построится...Назад
Михаил Москвин-Тарханов: Москва еще построится...
Какое значение имеет Генплан для развития столицы, жизни его граждан. На эти и другие вопросы отвечает депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов 27 апреля с. г. Мосгордума приняла в третьем чтении долгожданный Закон "О Генеральном плане развития города Москвы до 2020 года". Через 10 дней после опубликования подписанный Мэром Москвы Ю. Лужковым Закон о Генплане вступит в силу.
Генеральный план развития Москвы
- Какова ситуация с принятием Закона "О Генеральном плане развития Москвы"?
- Закон "О Генеральном плане развития Москвы" принят со всеми изменениями и дополнениями Мосгордумой в третьем чтении 27 апреля. 19 мая я его завизировал и его повезли на подпись Мэру Москвы. Думаю, что он, в момент нашего с вами разговора, уже подписан. В ближайшее время он будет опубликован, и через 10 дней после опубликования вступит в законную силу.
- Могут ли какие-либо организации или структуры оспаривать Генплан, считать его необязательным для себя?
- Генплан существует давно, с 1999 года. Он утвержден постановлением Правительства города Москвы и соответственно существует как нормативно-правовой акт исполнительной власти. Это достаточно серьезный правовой статус.
Далее нужно было поднять его статус до следующего, более высокого уровня - Закона субъекта Федерации. В чем разница? Нормативно-правовой акт исполнительной власти обязателен для всех органов, структур самой исполнительной власти. Но федеральные органы, федеральная власть могут считать для себя в чем-то необязательными требования Генплана. В общем, здесь могут быть споры.
Но самое главное, нормативно-правовые акты исполнительной власти не могут защитить структуры гражданского общества, бизнес-структуры, общественные организации, даже отдельных граждан. Это действительно серьезно. Права должны защищаться не нормативно-правовыми актами, а законом. Необходимо было "поднять" Генеральный план развития Москвы до статуса закона.
- И из-за чего возникла 5-летняя проволочка?
- Чтобы "поднять" Генплан до статуса закона, требовалась одна вещь: согласовать столичные функции с Правительством РФ. Мы направили Генеральный план на согласование.
Тут выяснилось самое простое - в федеральном Правительстве никто не знает, что такое столичные функции. Мне кажется, надо разделить две вещи: федеральные функции и столичные функции, которые вовсе не одно и то же. Столичные функции связаны с российской суверенной государственностью на самом высоком уровне. А федеральные функции связаны с работой различных федеральных органов - министерств, ведомств и т. д. Если нам удастся развести федеральные и столичные функции, то проблема будет улажена.
- То есть компромисс между московскими и федеральными властями по данному вопросу возможен?
- Это даже не компромисс. Это нормальное сотрудничество. Мы вообще уходим от режима конфронтации к режиму сотрудничества. Длительный период некоторого противостояния Москвы и федеральных органов, как очевидная бессмыслица, уходит в прошлое. Всякой бессмыслице приходит конец.
- Как же в настоящее время удалось обойти препятствие, возникшее из-за несогласованности раздела о столичных функциях?
- Федеральный законодатель отдал нам все свободное пространство, и мы решили пойти навстречу федеральному законодателю - утвердить Генеральный план законом, но без части "Столичные функции". Эта часть вступит в силу, после того как федеральное Правительство утвердит в Генеральном плане эти самые столичные функции.
Таким образом, в настоящее время ситуация такова: Закон о Генеральном плане - это закон, а сам Генеральный план - подзаконный акт. Любопытно, что в данном случае подзаконный акт родился на 5 лет раньше, чем закон.
С повышением статуса Генерального плана у нас появились гораздо более веские основания требовать от всех субъектов его исполнения. С нами теперь никто не может поспорить. Если раньше и были какие-то гипотетические возможности оспаривать этот документ, то теперь ни федеральные органы, ни граждане, ни местное самоуправление этого не могут. Генеральный план есть документ, твердо опирающийся на Конституцию РФ и не противоречащий федеральному законодательству.
- Что будет с Генеральным планом развития Москвы дальше?
- Дальнейшие действия понятны: мониторинг Генерального плана, отслеживание его развития, актуализация Генерального плана и в итоге - принятие нового Закона, который будет представлять собой нечто среднее между "тоненьким" Законом о Генеральном плане и громадным подзаконным документом - самим Генеральным планом. Получится, так сказать, "средний" документ, который будет "широкими мазками", но более детально, чем нынешний Закон, описывать ситуацию и задавать направление развития. То есть мы отказываемся от системы закон/подзаконный акт и сделаем один закон.
- Когда это произойдет?
- Судя по всему, к концу 2007 - началу 2008 года.
- А кто следит за тем, чтобы ведущееся в Москве строительство не нарушало Генплан?
- Строительство никто не осуществляет самостоятельно. Для того чтобы вести строительство, необходимо получить море разрешений и согласований. Никто не выдаст эти разрешения и согласования, если они противоречат Генеральному плану, вот и все.
Жилищный кодекс
- Специалисты уже прогнозируют рост социальной напряженности в связи с принятием пакета жилищных законов, особенно нового Жилищного кодекса. В чем конфликтный потенциал нового ЖК?
- Новый Жилищный кодекс - документ интересный. Весь его пафос направлен на обеспечение "права сильного". В нашем случае - среднего класса, мелкой буржуазии, не говоря уже о крупной буржуазии. Это документ, который позволяет собственникам жилья осуществлять свои права собственности в большем объеме, чем раньше. Естественно, собственник начинает доминировать над арендатором или социальным нанимателем, даже над членом собственной семьи, даже если тот инвалид. Собственник получает огромные преимущества. Это означает, что в некоторых случаях он может продать или заложить свою квартиру, не согласовывая вопрос с членами семьи, что все проживающие с собственником люди оказываются в подвешенном состоянии. Главный аргумент нового Жилищного кодекса - каждый человек имеет право распоряжаться своим имуществом. То есть это реформа "правого" толка.
Кроме того, новый кодекс - не очень совершенный документ, и в нем много нерешенных, чисто технологических вопросов.
- То есть рост социальной напряженности возможен?
- Естественно, обострение социальных конфликтов возможно, поскольку права одних людей расширяются за счет прав других. Когда государство уступает свои позиции и расширяет права граждан - тут все довольны. Но здесь права одних людей ущемляются в пользу других, а это всегда социальная напряженность.
Плюс ко всему народ психологически к подобным реформам не готов, тогда как хозяйствующие субъекты уже освоились в рынке. Могут возникнуть различные новые варианты изъятия у собственников их квартир вследствие принятия неправильных решений при залоге, обмене, продаже.
- И пострадает вовсе не собственник...
- В том-то и дело! Можно очень много народа (особенно - членов семей, инвалидов, пожилых и престарелых людей) оставить бомжами, поскольку арендаторы, социальные наниматели, иждивенцы, оказывается, никак не защищены от действий собственника.
Снимается "зонтик" социальной защиты. Государство уходит от патерналистской линии. Открывает права собственнику, а общество к этому не готово. Самое главное, что можно инкриминировать Жилищному кодексу то, что это документ, не соответствующий уровню развития гражданского общества даже в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, что уж говорить о других.