В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Москвин-Тарханов: Ветхость - не порок Назад
Михаил Москвин-Тарханов: Ветхость - не порок
В Москве действует множество социальных жилищных программ. Одна из самых известных - переселение жителей ветхих пятиэтажек. По просьбе редакции о проблемах, с которыми приходится сталкиваться в ходе ее реализации, рассказывает депутат Московской городской Думы Михаил Москвин-Тарханов.

- Михаил Иванович, чем аварийное жилье отличается от ветхого?

- С аварийным жильем все просто: оно упало, обрушилось на голову, загорелось либо полностью промочено водой. Это авария, несчастный случай, форс-мажор. Какова цена аварийного жилья, если оно в вашей собственности? Ноль! Или даже отрицательная величина, поскольку аварийное здание еще надо снести. В этом случае вам предоставят квартиру в городской черте (а не в пределах района или округа) и предоставят, конечно, муниципальное жилье.

Ветхое жилье - это совсем другая история. Ветхим жилье является тогда, когда его пора реконструировать, но в нем еще можно жить и жить. В подобной ситуации к жителям приходит инвестор - городской или коммерческий - и предлагает их отселить. Соответственно заключается договор с инвестором - жители уступают свое жилье, а инвесторы приобретают им в собственность новое.

- Если картина настолько проста, то почему же при расселении ветхих домов постоянно возникают недоразумения, путаница?

- Дело в том, что порой некоторые чиновники используют понятие "аварийность" в отношении ветхих домов. Подобной порочной практики быть не должно. Аварийность - это форс-мажор. Есть федеральная методика определения аварийности, установленная правительством России. Если дом признан аварийным, он должен быть отселен в течение десяти дней, иначе местные власти будут привлечены к уголовной ответственности.

Если же вы хотите ветхое жилье реконструировать, то извольте прийти к жителям и договориться, где вы им купите другое жилье. Здесь действуют Правила, установленные Москвой: в Центральном округе и Зеленограде: жители ветхих домов переселяются в пределах округа, а в других округах - там, где больше пространства, - в пределах своего района. Это прописано в законе о гарантиях прав граждан, переселяемых из ветхих домов.

Другое дело, что жители сами по собственному желанию могут согласиться переехать в другой район в большую квартиру или за доплату. Все это - нормальные рыночные отношения. Поэтому, когда инвестор заявляет, что он собирается отселить жильцов в другой район, можно смело, опираясь на сильную правовую позицию, заявить: нет, мы хотим остаться в этом районе, и ничего вы с этим не поделаете.

- Какова роль местного самоуправления при решении вопросов отселения?

- Могу смело сказать: как и в других вопросах, ее нет. По крайней мере в Москве. Местное самоуправление надо развивать, оно в зачаточном состоянии.

- Вопрос, который волнует многих очередников и участников московских жилищных программ: будет ли в Москве меняться норма предоставления жилья?

- В сторону уменьшения - безусловно, нет. Это было бы безобразием. В сторону увеличения - разумеется, если появятся какие-то дополнительные возможности.

- Жители Москвы уже начинают понимать смысл и необходимость рыночных механизмов, внедряемых на рынке жилья. Однако пока они работают далеко не в полную силу. Когда будет принята московская программа социальной ипотеки?

- Сейчас все упирается в то, что необходимо снизить процент по ипотечному кредиту. На этом настаивает и мэр Москвы Юрий Лужков. Предлагаемые сегодня 17 процентов попросту нереальны.

Необходимо снизить процент по московской ипотеке хотя бы до 9 процентов, а в идеале - до 7 процентов.

Беседу вел Леонид Семеренко
Тверская, 13 , 28 мая 2005 г.

Док. 441810
Перв. публик.: 28.05.05
Последн. ред.: 28.04.08
Число обращений: 317

  • Москвин-Тарханов Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``